Печатная версия
Архив / Поиск

Archives
Archives
Archiv

Редакция
и контакты

К 50-летию СО РАН
Фотогалерея
Приложения
Научные СМИ
Портал СО РАН

© «Наука в Сибири», 2024

Сайт разработан
Институтом вычислительных
технологий СО РАН

При перепечатке материалов
или использованиии
опубликованной
в «НВС» информации
ссылка на газету обязательна

Наука в Сибири Выходит с 4 июля 1961 г.
On-line версия: www.sbras.info | Архив c 1961 по текущий год (в формате pdf), упорядоченный по годам см. здесь
 
в оглавлениеN 33 (2219) 27 августа 1999 г.

"СОЦИОЛОГИЯ КАК ВЛАСТЬ НЕИМУЩИХ..."

Один из классиков современной социологии -- английский ученый Зигмунд Бауман как-то назвал эту науку властью неимущих. За эффектным и емким определением просматривается не только постоянное включение в состав изучаемых социологами групп неимущих и малоимущих, не только скромное экономическое положение большинства изучающих общественное мнение, но и в более широком плане понимание необходимости баланса "общественное мнение -- власть". Отсюда -- роль социологии в изучении и формировании общественного мнения, задачи постоянного повышения квалификации социологов-исследователей и преподавателей социологии, значение их профессионального взаимодействия (одной из форм которого выступают профессиональные социологические ассоциации и объединения).

Накануне нового учебного года наш внештатный корреспондент А.Кислицын встретился с доцентом С.ПЕРШУТКИНЫМ -- координатором рабочей группы Новосибирского областного семинара преподавателей социологии (организованного в 1998 году при поддержке фонда "Евразия" Новосибирским государственным университетом, Сибирской академией государственной службы) и попросил его ответить на ряд вопросов.

-- Сергей Николаевич, на фоне непростого экономического положения вузов, отсутствия структур, отвечающих за повышение квалификации преподавателей общественных наук, на фоне серьезной перегрузки многих обществоведов кажется удивительным возобновление работы такого семинара, регулярность заседаний в течение учебного года, участие в них представителей не только вузов, но и колледжей, техникумов.

-- Ответ кроется в тщательной подготовительной работе, в обсуждении этой идеи с самыми разными людьми и на самых разных уровнях. В отличии от малоуспешных попыток, предпринимаемых в предыдущие года, когда запала хватало на одно-два заседания и группа инициаторов оказывалась наедине со своими проблемами, на этот раз все было иначе.

Идея семинара была поддержана ректоратом Новосибирского государственного университета, руководством научно-исследовательской части и руководством межведомственной лаборатории "Современная цивилизация и устойчивое развитие" НГУ, ректоратом Сибирской академии государственной службы, а также руководством Управления науки, высшего и среднего профессионального образования и технологий администрации Новосибирской области.

Финансовая поддержка (после тщательного многомесячного рассмотрения общего замысла) фондом "Евразия" сделала реальностью хорошую идею.

-- Что явилось поводом для организации семинара преподавателей социологии новосибирских вузов и колледжей?

-- Как поводов, так и причин, было более чем достаточно. Во-первых, увеличение числа учебных заведений, где преподается этот курс. Сегодня это не только вузы, но и техникумы, колледжи, такие как, например, Новосибирский колледж культуры, или электромеханический колледж транспортного строительства, в которых социология начинает входить в учебный план, завоевывая права гражданства.

Во-вторых, рост выпуска учебно-методической литературы по данному предмету. Посудите сами, только по линии программы "Обновления гуманитарного образования в России", реализованной в 1994--98 гг. Институтом "Открытое общество", было выпушено примерно четыре десятка наименований изданий. (Это не считая выпуск социологических учебников, монографий в рамках иных программ, или в рамках региональных издательств). Безусловно, новая литература может дойти до студента лишь будучи освоенной конкретным преподавателем, а это задача не простая, требующая дисскуссий в профессиональном сообществе.

В-третьих, уместно назвать потребность профессионального общения социологов, работающих в разных вузах и колледжах - гуманитарных или технических, государственных или негосударственных.

Таким образом, причины, вызвавшие организацию постоянно действующего семинара, более чем уважительны и серьезны.

-- Насколько актуальны вопросы, обсуждавшиеся на семинаре?

-- Об актуальности содержания заседаний Областного семинара преподавателей социологии может свидетельствовать тематика основных вопросов: "О ситуации в высшем образовании Новосибирской области и роли социологии как факторе инновации", "О возможностях социологии в обучении государственных и муниципальных служащих", "Об эволюции форм самопознания общества и парадигмальном кризисе общественных наук", "О новых парадигмах и тенденциях в развитии социологии". Обсуждаемые вопросы не только актуальны в теоретическом плане, но и имеют практическую значимость, выход на реальные проблемы преподавания данного курса.

Не случайно принципиальным ориентиром в обсуждении вопросов на межрегиональном семинаре были пути реформирования учебного курса социологии и повышение влияния профессионального социологического сообщества на общественно-политическую жизнь в Сибири.

В этом же контексте обретают актуальность такие вопросы отдельных наших заседаний: "Сибирское соглашение" -- фактор инноваций в российском обществе"; "Состояние и перспективы образовательной политики в сибирском регионе"; "Социология -- фактор инноваций и согласия в российском обществе".

В общей сложности, на однодневных (ежемесячных) семинарах, включая дополнительные мартовские, апрельские и майские заседания, было рассмотрено 13 вопросов. Примерно столько же вопросов было рассмотрено на 3-дневном Межрегиональном семинаре, прошедшем в январе сего года и охватившим концептуальные и методические вопросы преподавания социологии, на заседании "круглого стола" в рамках образовательной программы "Сибирской ярмарки", где 24 марта с.г. состоялась презентация выпущенных под моим руководством "Рабочих тетрадей по социологии".

Таким образом, в процессе заседаний решались два типа задач: во-первых, расширение информированности преподавателей социологии по общенаучным, общеполитическим и общеэкономическим вопросам (помимо сказанного, можно сослаться на специальное выездное заседание нашего семинара, проведенное в Государственной публичной научно-технической библиотеке (ГПНТБ) СО РАН по теме "Проблемы индивидуального библиографического обслуживания преподавателей социологии вузов и колледжей".

Во-вторых, повышение концептуальной и методической компетентности, тесно связанной с обсуждением новых парадигм курса.

Именно такое видение содержания и форм обеспечивало оптимальный ход работы семинара и эффективное влияние на реформирование курса социологии в учебных заведениях, стимулируя повышение уровня преподавания социологии, обновление методического и концептуального аппарата этой дисциплины.

-- Практиковались ли межрегиональные контакты в период подготовки и проведения заседаний семинаров?

-- Приглашения нашим коллегам из других городов мы направляли. На трехдневное январское заседание нам удалось дождаться многочисленной группы иногородних гостей, включая не только ближайших соседей, но и москвичей, екатеринбуржцев, а также представителей республик Бурятия, Хакасия, Горный Алтай.

Общий вывод -- оживление социологического образования в разных точках Сибири: углубление преподавания, расширение его объемов, появление новых многообещающих личностей среди социологов.

На уровне не только российских, но и международных стандартов работают алтайские социологи, возглавляемые членом-корреспондентом РАО, руководителем научно-образовательного комплекса "Социология, психология, социальная работа" Алтайского госуниверситета профессором С.Григорьевым. Именно поэтому, с большим интересом на межрегиональном семинаре были выслушаны представители АГУ доценты В.Дорофеев, С.Кинелев, В.Лямкин.

На семинаре выступают такие серьезные и вдумчивые исследователи, как доктор философских наук, заведующий кафедрой Академии цветных металлов и золота (г. Красноярск) В.Беленький, декан Гуманитарно-культурологического центра Восточно-Сибирской академии культуры и искусств И.Балханов (г.Улан-Удэ), доцент Красноярского госуниверситета А.Павлов, заведующий кафедрой социологии Томского госуниверситета Н.Поправко.

Перспективно и многообещающе показали себя представители нового поколения социологов -- к.ф.н., доцент ТГУ А.Рыкун, старший преподаватель философии и социологии Хакасского госуниверситета, к.с.н. Т.Чаптыкова, старший преподаватель кафедры социологии, политологии и регионоведения Омского государственного университета, к.с.н. Л.Паутова.

Многие из участвующих в семинаре принципиально и аргументировано ставили вопрос о налаживании постоянного сотрудничества преподавателей социологии в рамках Сибирского региона, об обмене информацией, об объединении усилий в содействии решению назревших политических и научных проблем. Вполне обоснованными представляются предложения о регулярных, хотя бы раз в год, заседаниях межрегионального семинара. В ближайшее время, судя по всему, придется провести консультации на эту тему с руководством НГУ и СибАГС, а также исполнительной дирекции межрегиональной ассоциации "Сибирское соглашение" и возможно с руководством СО РАН.

стр. 

в оглавление

Версия для печати  
(постоянный адрес статьи) 

http://www.sbras.ru/HBC/hbc.phtml?13+153+1