Печатная версия
Архив / Поиск

Archives
Archives
Archiv

Редакция
и контакты

К 50-летию СО РАН
Фотогалерея
Приложения
Научные СМИ
Портал СО РАН

© «Наука в Сибири», 2024

Сайт разработан
Институтом вычислительных
технологий СО РАН

При перепечатке материалов
или использованиии
опубликованной
в «НВС» информации
ссылка на газету обязательна

Наука в Сибири Выходит с 4 июля 1961 г.
On-line версия: www.sbras.info | Архив c 1961 по текущий год (в формате pdf), упорядоченный по годам см. здесь
 
в оглавлениеN 42 (2228) 29 ноября 1999 г.

ПУТЬ В НООСФЕРУ, ИЛИ УСТОЙЧИВОЕ РАЗВИТИЕ

Н. Федорова, заведующая Музеем угля
Института угля и углехимии СО РАН.

Будущее человечества. Интерес к этой теме не был преходящим ни для европейской, ни для восточной философской традиции. Сегодня потребность в философском осмыслении бытия ощущается с особой остротой. Мир потерял старые жизненные ориентиры и ищет новые.

Особенность современной ситуации состоит в том, что эпоха новых российских реформ выпала на сложнейший период человеческой истории -- смены типов цивилизационного развития, ибо техногенная цивилизация, которая стартовала примерно 300 лет назад в Европе, а потом начала активно распространяться по всему миру, по-видимому, исчерпала ресурсы своего развития. Несмотря на бесспорные успехи научно-технического прогресса, она привела человечество к целому ряду катастрофических глобальных кризисов. Смена полярности мира, геополитические переделы и наличие для этого силы оружия поставили под сомнение сам термин "человечество", так как Запад явно понимает под человечеством только себя, т.е. "золотой миллиард".

В связи с осознанием всей остроты глобальных проблем формируется новое мировоззрение, которое имеет свои социальные и духовные предпосылки. Философия к настоящему времени создала ряд идей, которые возможно использовать для мировоззренческой реализации.

В поиске новой системы ценностей, в становлении планетарного мышления, важную роль может сыграть русская философская традиция и, в частности, идеи академика Владимира Ивановича Вернадского (1863--1945) о ноосфере, нашедшие дополнение и развитие в учении академика Валентина Афанастевича Коптюга (1931--1997) об устойчивом развитии.

Философия "русского космизма" развивала идеи единства человека и Космоса. В ней можно выделить общие идеи и тематические мотивы, которые оказываются созвучными современным мировоззренческим поискам. Прежде всего это идея единения человека и природы, их совместного, взаимосвязанного развития. Человек и жизнь на Земле рассматриваются как результат космической эволюции. Но развитие человека и его разума на определенном этапе эволюции начинает оказывать всевозрастающее влияние на природные процессы, становясь важным фактором их новой организации.

В космизме можно найти резкую критику свойственного западной цивилизации способа деятельности, который нацелен на эксплуатацию природы и приводит к разрушению ее естественных связей. Сегодня это еще и эксплуатация "остального" мира. В угоду нескольким высокоразвитым в технологическом, финансовом, политическом, информационном отношениях государствам и их альянсам, не связывающими себя какими-либо серьезными сдерживающими духовными правилами, способными на любые самые рискованные, крайние, меры, вплоть до уничтожения "остального" мира. Русские философы настаивали на том, что чисто технологическое отношение к природе имеет свои границы. Они буквально пророчески предостерегали от безудержной технологической эксплуатации природы, предсказывая глобальные катастрофы на этом пути (истощение, опустошение природы в результате хищнического к ней отношения).

Согласно воззрениям В.Вернадского, весь мир нашей планеты, все ее ландшафты, все толщи осадочных пород, химизм атмосферы и океана обязаны жизнедеятельности живого вещества. Жизнь -- это не случайная игра природы, а следствие протекающих в ней процессов самоорганизации, закономерный этап развития космического тела, именуемого Землей. Столь же закономерен этап появления человека, человеческого общества. В.Вернадский понимал, что человеку придется принять на себя ответственность за судьбу биосферы. Это необходимое условие цивилизации. Он допускал такой уровень развития материального производства, который обеспечивал бы независимость человечества от биосферы.

Техносфера должна поддерживать принципы организации биосферы, дополнять биосферу и взаимодействовать с ней как часть единой динамической системы. "Симбиоз" техносферы и биосферы позволяет говорить о принципиально новом планетарном явлении -- проблеме ноосферы.

Научная мысль человечества работает только в биосфере и в ходе своего проявления в конце концов превращает ее в ноосферу, геологически охватывает ее разумом. Основное зерно учения В.Вернадского можно сформулировать в виде следующих утверждений:

-- деятельность человека постепенно становится основным фактором эволюции биосферы и всей Земли как космического тела;

-- для дальнейшего развития человечества и биосферы человек должен будет однажды взять на себя ответственность за характер протекания основных эволюционных процессов нашей планеты.

Учение о ноосфере позволяет связать процесс эволюции материального мира с тем процессом общественного развития, участниками которого мы являемся. Можно, следовательно, предвидеть возникновение таких форм социальной организации, которые окажутся способными обеспечить целенаправленное соразвитие биосферы и общества. Чтобы ноосфера оправдала свое наименование как "сфера разума", в ней должна господствовать гуманистическая научная мысль, которая была бы в состоянии подавить неблагоприятные для будущего человечества последствия технического прогресса и развернуть широкие перспективы для расцвета общественной жизни.

Границы ноосферы полагаются интегральной силой человеческого разума и можно заключить, что они не постоянны, а весьма и весьма зависимы от степени разумности и качества мыслительных процессов.

Земная природа не успевает ассимилировать отходы цивилизации и отступает под натиском растущего промышленного производства, разветвляющихся средств коммуникации. Сеть путей сообщения, отнимающая земельные угодья, автомобили и самолеты, загрязняющие и заражающие воздух, танкеры и супертанкеры, оставляющие нефтяную пленку чуть ли не на всей поверхности Мирового океана, промышленно-городские агломерации, которые, как это увидели из космоса, образуют неисчезающие пыле-дымовые шлейфы, придающие всей нашей бело-голубой планете новый и зловещий серо-коричневый оттенок. Парниковый эффект в атмосфере, глобальные изменения климата, таяние льдов, повышение уровня океана, ядерные отходы, накопленное оружие -- ядерное, биологическое, химическое -- все это проблемы сегодняшнего дня.

Экологическая наука сегодня свидетельствует: не только все живущее на Земле тесно взаимосвязано, но и нить жизни прочно вплетена в окружающую ее неживую среду. Нельзя бездумно нарушать это единство. Нерасчетливое использование ресурсов планеты равносильно "прожиганию жизни", отказу от будущего.

Следует отметить, что неизбежность перехода планеты и общества в качественно новую стадию совместной эволюции осознается естественнонаучной мыслью с начала века. Но теперь, в последние десятилетия нашего столетия, неотвратимость перемен стала наглядно осязаемой и доступной самым широким кругам общественности. Наметившиеся сдвиги в общественной эволюции уже начали влиять на общественное сознание и привлекать внимание людей, далеких от естествознания. Проблемы соответствия характера мировых общественно-политических процессов возможностям и особенностям эволюции биосферы стали беспокоить руководителей большинства государств. Представление о возможности катастрофического исхода современного пути эволюции планетарной цивилизации привело к целому ряду важных акций международного масштаба, и прежде всего -- всемирный экологический конгресс в Рио-де-Жанейро в июне 1992 года, на котором обсуждалась и была принята концепция устойчивого развития.

Термин "устойчивое развитие", появившийся в публикациях во второй половине 80-х годов и "узаконенный" на данной конференции, повсеместно признан ныне в качестве универсального понятия, обозначающего новую модель развития цивилизации. Время, прошедшее с момента проведения конференции, позволило утвердить во мнении, что концепция устойчивого развития -- это новое формирующееся мировоззрение, новая зарождающаяся форма организации мирового сообщества, новая формирующаяся научная дисциплина, представляющая совокупность социальных, экономических, духовно-нравственных, межнациональных и других общечеловеческих категорий.

Академик В.Коптюг участвовал в подготовке и работе Конференции ООН по окружающей среде и развитию, проходившей в Рио. И затем до последних дней был наиболее ярким сторонником и пропагандистом идей устойчивого развития. При этом он отмечал, что ряд выдающихся российских ученых-мыслителей (Д.Менделеев, В.Докучаев, В.Вернадский) уже в конце прошлого и первой четверти этого века предсказывали неизбежность перехода человечества к принципиально новой, определяемой знаниями, разумом и моралью парадигме развития. Так что не следует думать, что концепция устойчивого развития является чисто западным продуктом. Это результат работы всего мирового сообщества, включая и выдающихся представителей России.

Конференция в Рио-де-Жанейро констатировала, что, если характер развития нашей цивилизации не будет изменен, ее ожидает гибель.

Человечество осознало необходимость перехода к новой модели развития, которая бы должным образом учитывала баланс экономических и экологических интересов и обеспечила сокращение разрыва в уровнях жизни как между странами, так и в пределах каждой страны.

Контуры новой модели очерчены в концепции устойчивого развития. Идейная посылка этой концепции, зафиксированная в Декларации Рио-де-Жанейро по окружающей среде и развитию, состоит в том, что государства мира обязуются обеспечить удовлетворение потребностей в развитии и сохранение окружающей среды как для нынешнего, так и для будущего поколений.

В своих работах В.Коптюг указывал на то, что погоня за прибылью и стремление к необузданному потреблению не могут более рассматриваться как движущие силы развития цивилизации в нужном направлении. Здесь он встает в ряд с крупными современными политическими деятелями (Ф.Миттеран, Г.Брундтланд, А.Гор и др.), которые признали, что рыночное саморегулирование, погоня за максимальной прибылью, преобладание частнособственнических интересов по мере перехода цивилизации к устойчивому развитию должны во все возрастающей степени уступать свое место интересам общества, государственному, в т.ч. международному регулированию с использованием законодательных и экономических рычагов.

Россия же страна крайностей -- либо абсолютизация государственного регулирования, либо абсолютизация "рыночных" механизмов. На самом же деле нужен разумный баланс и того, и другого. Сегодня в нашей стране абсолютизируется роль "рынка" и интересов частных собственников. При этом за образец берется путь, пройденный капиталистическими странами, несмотря на то, что в Рио руководители государств стран мира согласились, что воспроизведение этого пути в рамках новой парадигмы развития неразумно и недопустимо, а развитым странам самим придется серьезно перестраиваться.

Хотят некоторые это признать или нет, но реализация устойчивого развития возможна только в случае объединения всех стран и народов вокруг вполне определенных идей, выработки новой системы моральных и материальных ценностей, усиления духовности и изменения характера мышления. Не вызывает сомнения, что путь к устойчивому развитию будет исключительно сложным и тернистым, но разумной альтернативы ему не видно, поэтому концепция превращается в императив, с позиций которого, как договорились главы государств в Рио-де-Жанейро, следует рассматривать все значимые экономические, социальные и политические решения в пределах каждой страны и на мировом уровне в целом.

В.Коптюг считал, что кардинальное изменение парадигмы развития цивилизации предъявляет новые требования к развитию всех сфер деятельности человека и формированию его духовных установок. Если проанализировать внимательно концепцию устойчивого развития, которая провозглашает необходимость рационализации потребления, то становится предельно ясным, что она реализуема только в случае обеспечения приоритета:

-- духовных ценностей над материальными;

-- общественных интересов над индивидуалистическими;

-- государственного регулирования (законодательного и с помощью экономических механизмов) над действием чисто рыночных сил.

Исходя из этого, совершенно очевидно, что образование, культура и наука -- это краеугольные камни будущего развития. Страна, которая недооценивает роль этих трех сфер, обречена на прозябание в будущем постиндустриальном мире. В.Коптюг отмечал, что если мы хотим, чтобы представители общества действительно принадлежали к роду homo sapiens, то система образования должна на всех этапах содействовать развитию самостоятельного мышления, критического анализа и формированию духовного стержня. Он отмечал, что в настоящее время человек все больше и больше изолируется от общества, теряет интерес к опыту предшествующих и ныне живущих поколений. Соответственно нарастают индивидуализм и эгоизм, пренебрежение интересами и ценностями общества. Можно ли считать, что только экономический рост, экологизация производства, повышение материального уровня жизни и демократизация (а чаще ее видимость) служат критериями развития общества? Конечно, нет. Все отчетливее в дискуссиях, касающихся перехода мира на рельсы устойчивого развития, проявляется понимание того, что мораль и этика, в целом гуманизация общества, ответственность перед всем человечеством, будущими поколениями, самой жизнью на Земле, являются не менее важными показателями общественного развития. Можно сказать, что в этом и была позиция В.Коптюга, выражающаяся в борьбе против стремления Запада подчинить себе остальной мир -- силой, технологиями, финансовыми играми, информатикой.

Поиск пути устойчивого развития не одномерен. Его нельзя, как это иногда пытаются представить, свести к решению проблем окружающей среды. Концепция устойчивого развития многомерна, она связывает ресурсные, экономические, социальные, демографические, экологические и политические проблемы воедино с целью нахождения разумного баланса в интересах ныне живущих и будущих поколений. Только в рамках такого подхода можно взять под контроль противоречащие друг другу процессы глобализации и фрагментации, интеграции и дезорганизации. В.Коптюг подчеркивал, что реализация концепции устойчивого развития останется очередной "розовой мечтой" человечества, если необходимость ее не будет осознана большей частью людей на планете, подавляющей частью общества каждой страны.

Можно построить некую цепочку -- В.Вернадский (ноосфера в эпоху латентных и медленных изменений в мире и предвидение неких сложностей) и В.Коптюг -- объяснения этих процессов, которые уже проявились и были вскрыты им в формулировании основных положений концепции устойчивого развития. Таким образом, учение В.Коптюга -- это продолжение и расширение учения В.Вернадского о ноосфере в эпоху глобального геополитического передела мира, возникшего как следствие неравномерного технологического развития стран, исчерпания ресурсов повторения их пути развития, стремления кучки (альянса) этих стран выжить без снижения комфорта за счет ресурсов остального мира.

г. Кемерово.

стр. 

в оглавление

Версия для печати  
(постоянный адрес статьи) 

http://www.sbras.ru/HBC/hbc.phtml?5+162+1