ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ XXI ВЕКА
А.Кузнецова, доцент НГПУ.
Международный конгресс
Образование человека, его здоровье, культура, духовное,
интеллектуальное развитие, взаимное влияние образования и
геополитики, образования и культуры будут в центре внимания
открывающегося 22 ноября в Новосибирске международного конгресса
"Новые технологии науки и образования на пороге третьего
тысячелетия". Предыдущий международный конгресс под эгидой ЮНЕСКО
проходил в Новосибирске в сентябре 1995 года.
Предстоящий конгресс организован Комиссией по связям с ЮНЕСКО в
области образования, науки и культуры администрации Новосибирской
области, международной кафедрой ЮНЕСКО АлтГТУ "Экологическое
образование в Сибири" (Новосибирским филиалом), Новосибирским
государственным педагогическим университетом, Институтом
философии и права СО РАН, при участии еще 18 других учреждений и
общественных организаций.
Регламент конгресса предусматривает пресс-конференцию
программного и организационного комитетов, которая состоится 22
ноября в 19 часов; работу на педагогических площадках школы N
168, в центре нестандартных педагогических технологий (школа
Зайцева), работу круглых столов.
Задача конгресса -- активное включение общества в новые процессы
развития науки и образования, объединение в этом движении
представителей Сибири, всех регионов России, дальнего и ближнего
зарубежья.
Тематическое содержание программы определено на основе
философского осмысления интегративного движения науки и
образования, направление которого на духовное развитие нации
определено как стратегическое. Целостность научной работы форума
достигается как единством цели, так и многообразием
рассматриваемых вопросов.
В программе с 22 по 25 ноября -- работа по четырем научным
направлениям, каждое из которых разбито на ряд секций.
Первое направление содержит как сами научные и образовательные
технологии на рубеже XXI века, так и их
теоретико-методологический аспект, перспективы и проблемы
интегративного развития нации и образования.
Направление второе -- здоровье нации: духовность и образование
(экологическое и валеологическое) ставит проблемы формирования
духовного здоровья молодежи, состояния и перспектив физического
здоровья, взаимозависимости мировоззренческих ориентиров и
психического здоровья индивидуума и связи перечисленных вопросов
с проблемой экологического воспитания.
Направление третье посвятит свою работу вопросам управления
современным процессом образования и правовому образованию, их
связи с образовательной политикой.
Направление четвертое раскрывает региональные аспекты развития
науки и образования и дает широкую панораму конкретных технологий
образования, в том числе технологий интеллектуального развития,
предназначенных для формирования логического мышления.
Подготовка к настоящему конгрессу началась с проведения семинаров
и конференций в 1998 году. Их работа положила начало выпуску
серии трудов Новосибирского филиала международной кафедры ЮНЕСКО
АлтГТУ "Экологическое образование в Сибири" под редакцией д.м.н.,
чл.-корр. МСА С.Казначеева и д.филос.н., чл.-корр. МАИПТ и МСА
Н.Наливайко по фундаментальным проблемам экологии, экологического
образования и воспитания.
Первые сборники этих трудов -- результат объединения культурного
потенциала Сибирского региона для решения проблем образования и
воспитания молодежи. Их задача -- познакомить широкую
общественность с существующими точками зрения на эволюцию
образования, содержание культурных преобразований в обществе,
направление образовательных реформ.
Педагогическая наука в России на пороге XXI века приобрела новый
статус стратегической геополитической науки.
В первом томе серии трудов "Экология человека, духовное здоровье
и реализация творческого потенциала личности" ставится цель --
соотнесение проблем образования и геополитических приоритетов
ведущих промышленных держав.
В двух частях второго тома "Экология человека: взаимодействие
культуры и образования в современных условиях" и "Образование и
просвещение в системе глобальной экологии человека" изложено
направление исследования образовательной перспективы
аксиологических приоритетов, соединяющих в себе традиции и
ценности существующего культурного наследия человечества с
новейшими научными знаниями о Мире, Природе и Человеке; а также
проблем индивидуума: человек в системе экологического воспитания
и образования.
Третий том "Экология человека: новые технологии в науке и
образовании" содержит материалы одноименной Всероссийской
конференции, прошедшей в Новосибирском государственном
педагогическом университете.
Материалы сборника посвящены актуальным вопросам сближения
профессиональной, производственной и образовательной деятельности
и, в связи с этим, обсуждению новых технологий интегрирования
учебной, научной и производственной деятельности, проблемам
подготовки кадров, современной интерпретации профессиональной
компетентности учителя, общим вопросам подготовки учителей
биологии, экологии, валеологии и др.
Том четвертый состоит из монографии С.Казначеева и Л.Молчановой
"Свет в жизни природы и человека (внеокулярный аспект
восприятия)". В книге представлены литературные данные и
результаты собственных исследований авторов, доказывающие
существование в организме человека еще одной сенсорной системы --
внеокулярного восприятия электромагнитных волн оптического
диапазона частот.
В пятом томе представлены доклады к предстоящему конгрессу. Кроме
названных направлений в них изложены проблемы геополитики и
выживания России; российская идея образования как основа
государственной образовательной политики XXI века; российское
государственное устройство и цели общества и государства.
Труды, о которых шла речь, будут представлены на обсуждение
педагогической и научной общественности: экологам, педагогам,
физиологам, социологам, психологам, философам. Их участие в
предстоящей дискуссии -- необходимое условие становления
действенной современной парадигмы образования.
стр.
|