Печатная версия
Архив / Поиск

Archives
Archives
Archiv

Редакция
и контакты

К 50-летию СО РАН
Фотогалерея
Приложения
Научные СМИ
Портал СО РАН

© «Наука в Сибири», 2024

Сайт разработан
Институтом вычислительных
технологий СО РАН

При перепечатке материалов
или использованиии
опубликованной
в «НВС» информации
ссылка на газету обязательна

Наука в Сибири Выходит с 4 июля 1961 г.
On-line версия: www.sbras.info | Архив c 1961 по текущий год (в формате pdf), упорядоченный по годам см. здесь
 
в оглавлениеN 5-6 (2141-2142) 13 февраля 1998 г.

ГЕОЛОГИЯ НА СЛУЖБЕ ЭКОЛОГИИ

Человечество в своем развитии накопило богатейший разноплановый материал о взаимоотношениях с природой-матушкой. Познание его стало жизненно важным для дальнейшего существования человечества. И процесс познания становится все более углубленным, расширяя границы и обретая новые формы. Сегодня экология — одна из самых почитаемых в мире наук, а экологическая тематика неизменно присутствует в планах исследовательских учреждений разного ранга.

Лаборатории экологической геологии в Объединенном институте геологии, геофизики и минералогии не исполнилось еще и года. Время рождения — апрель 1997-го. Руководит лабораторией доктор геолого-минералогических наук А.Птицын.

Л.Юдина.

- Алексей Борисович, давно ли в обиходе появился термин "экогеология"?

- Буквально в последние годы. Однако, ранее возник другой — "геоэкология". Мы, как и некоторые другие специалисты, считаем его не совсем корректным применительно к экологическим аспектам геологических процессов. Термин "экогеология", где основную нагрузку несет "геология", а "эко" придает направленность исследованиям в области наук о Земле, более точен. Речь — о геологических процессах, влияющих на экологические параметры среды жизнеобитания.

Главная наша задача — познание экологических функций геологической среды.

- Термин "экогеология" прижился? Сформулированы его основные определения?

- Нет проблем. Над идеологией понятия поработали специалисты геолого-ландшафтного направления.

- А что включает в себя понятие "геологическая среда"?

- Споры на эту тему ведутся и поныне. Некоторые считают, что геологическая среда — та часть литосферы, на которую распространяется техногенное воздействие. Таким образом, нижняя граница определяется глубиной пробуренных скважин, степенью проникновению в землю. И, естественно, должна и будет меняться. Мы с таким определением не соглашаемся. И считаем геологической средой ту часть литосферы, которая оказывает влияние на экологическую обстановку.

- Экологические функции геологической среды известны?

- Существует несколько публикаций на данную тему. Часть функций названа. Но до конца вопрос не ясен. Идет наработка материала. Все это вполне естественно, экогеология — молодая область науки, многое предстоит познать и определить. Но если вести речь о философском аспекте проблемы, можно назвать то положительное действие, которое геологическая среда оказывает, скажем так, на условия жизни вообще и человека, в частности. Например, она активно влияет на процесс создания почвы. А почва, как известно, - важнейшая среда жизнеобитания. Геологическая среда своим газовым дыханием формирует атмосферу. Соответственно, гидросфера тоже существует, видеоизменяется под воздействием геологической среды.

Составы воздуха, воды, почвы — трех основных составляющих среды жизнеобитания, складываются, поддерживаются и меняются обязательно под воздействием геологической среды.

Далее — геологическая среда участвует в процессах круговорота веществ, утилизуя таким образом отходы жизнедеятельности организмов: они отмирают, затем происходит их захоронение, переработка. И превращаются эти организмы либо в минеральное вещество, либо остаются в органической форме (торф, уголь и т.д.).

Выполняет геологическая среда и некоторые защитные функции. Например, благодаря сорбции и другим физико-химическим процессам мы имеем подземные источники чистой питьевой воды. Геохимические барьеры препятствуют распространению токсичных элементов, переводя их в инертное состояние и удерживая там весьма длительное время.

- Может ли эта самая среда быть врагом, а не другом?

- Разумеется! В земле происходят и такие процессы, которые вредны для биоты. Причем определенное влияние на их ход оказывают и космические факторы. Изменение солнечной активности, метеориты, кометы и т.д. — все влияет на геологическую среду. Они активизируют магматизм, вулканизм. А вулканические процессы, как известно, сопровождаются выбросом большого количества углекислоты и других, в том числе небезопасных, газов. Соответственно, изменяются условия жизни, другим становится климат — потепление, похолодание, оледенение не наступают вдруг, без причины.

Многое зависит от состава геологической среды. Скажем, если вы живете на гранитном массиве, ощущается влияние радиоактивных элементов — в гранитах их больше, чем в других породах.

- Простите, Алексей Борисович! Если мы, скажем, живем на гранитах, то стоит опасаться за свое здоровье?

- Отнюдь нет! Та же радиоактивность в умеренных дозах даже полезна! Возьмите скандинавов — какие рослые, здоровые люди. А Скандинавия расположена именно на гранитных породах. Знаете, вообще я бы сказал, что все эти страхи относительно радиоактивности зачастую преувеличены. Недостает нам сегодня экологических знаний, основная масса населения в общем-то экологически безграмотна.

- Как же так? Уж столько внимания нынче уделяется экологии, столько говорится на эту тему!

- Я бы заметил, что процесс обучения только еще начинается. В ряде вузов страны читаются экологические курсы, в частности, и по экологической геологии. По той же экологической геологии вышло несколько методических пособий, где отражены те или иные аспекты проблемы. Но нет пока единого представления, не издано учебника, в котором была бы дана общая картина.

- А вы не планируете принять участие в его создании?

- Стоит подумать. Но прежде следует накопить материал, систематизировать имеющиеся данные.

- В нашем университете обучают экологической геологии?

- Года четыре тому назад Николай Леонтьевич Добрецов предложил организовать специализацию для магистрантов геолого-геофизического факультета. Идея реализована.

- Алексей Борисович, давайте все-таки вернемся к вашей лаборатории. Что послужило толчком к ее созданию?

- Веление времени! А непосредственный повод — осуществляемая в институте реорганизация. В структуре ОИГГМ появился новый институт — Геологии нефти и газа. Это вызвало необходимость в некоторых перестановках. Н.Добрецов предложил организовать шесть новых лабораторий. В том числе и нашу, экологической геологии.

- На каком фундаменте?

- На базе коллектива, который возглавлял геохимик Виктор Прокофьевич Ковалев. Потом в лабораторию влились люди, которые уже работали на эту проблему и хотели дальше заниматься экологической тематикой: Алексей Николаевич Дмитриев со своей группой, Иван Дмитриевич Зольников. Это очень грамотные специалисты, владеющие компьютером, занимающиеся компьютерным картографированием, матмоделированием. Перешли к нам также высококвалифицированные физхимики. Сейчас в лаборатории 14 сотрудников и четыре студента, решившихся посвятить себя экологической геологии.

- Определили основные проблемы, которыми будет заниматься лаборатория в ближайшее время?

- Их три: геохимические барьеры и их экологическая роль; экзодинамические процессы в геологической среде, в частности в зоне мерзлоты; воздействие природных и техногенных физических полей на геологическую и окружающую среду.

Например, в тематике лаборатории В.Ковалева в последние годы одним из главных был вопрос захоронения радиоактивных отходов. Сам Виктор Прокофьевич всю жизнь занимался изучением геохимии радиоактивных элементов. Основываясь на своем сорокалетнем опыте он предложил способ бесконфликтного захоронения отходов, модель которого существует в природе — гидрогенные месторождения урана. Они лежат под землей миллионы лет и не загрязняют окружающую среду. Глинистые породы определенного состава являются замечательным сорбентом для урана и служат гарантом безопасности.

- Его работы востребованы?

- Да, в этом направлении наметился устойчивый прогресс. Выполнен договор с Новосибирским заводом химконцентратов. Написан солидный отчет, где дается научное обоснование предложенного способа захоронения. Он защищен, прошел проверку в Минатомнадзоре, одобрен. Сейчас на основе этих материалов готовится проект захоронения жидких отходов. Понимаете, одно из преимуществ разработки — дешевизна: здесь не требуется дорогостоящей переработки материалов — природа сама их приготовила, и в достаточном количестве. В перспективе — внедрение этих идей на других радиохимических предприятиях Сибири.

Другая интересная работа, которая имеет хорошие перспективы — исследования И.Зольникова. Он занимается экологическими проблемами, связанными с мерзлотой. В последнее время отчетливо фиксируется потепление климата в глобальном масштабе, особенно ощутимое в ряде приполярных областей, в частности, на севере Западной Сибири. Оно повлечет за собой процессы деградации мерзлоты. Например, полуостров Ямал в результате таяния подземных льдов может превратиться в архипелаг.

- Как скоро?

- На этот вопрос ответа пока нет, однако нужно заметить, что в истории Земли такие события имели место. Мы всеми этими проблемами планируем заниматься. Разумеется, в контакте с другими специалистами института, которым близка данная область.

- А вы сами, Алексей Борисович, к каким проблемам тяготеете?

- Мой научный интерес — физико-химические процессы, происходящие в мерзлоте. Здесь мы объединяемся с И.Зольниковым.

- Хоть ваш коллектив и организован недавно, сумел ли он заявить о себе?

- Общий курс лаборатории экологической геологии одобрен и поддержан. Не так давно в Москве прошла конференция РФФИ "Науки о Земле на пороге XXI века". Выступая на ней, вице-президент РАН академик Н.Лаверов подчеркнул, что сегодня назрела необходимость управлять процессами рассеяния и концентрации примерно 25 радионуклидов, которые представляют экологическую опасность. Именно управлять — на основе геологических, геохимических знаний. Надо научиться вмешиваться в негативные процессы таким образом, чтобы уменьшать их воздействие. Наши исследования, в частности, касающиеся захоронения радиоактивных отходов, — как раз в русле этих представлений. И они поддержаны, получили хорошую оценку специалистов.

Сказанным, конечно, не исчерпывается научная продукция сотрудников нашей лаборатории, но рассказать о большинстве результатов за один раз невозможно.

Работы у нас предостаточно. Подготавливается серия публикаций, в том числе несколько монографий — самостоятельных и в содружестве с коллегами. Экология — наука комплексная, поэтому мы работаем в контакте со специалистами разного профиля. Недавно был на защите экологического отчета по Новосибирскому району в Центросибгеолкоме. Помимо обсуждения представленных данных вели речь о необходимости создания Совета, который бы координировал работы эколого-геологического профиля.

- Что считаете главным на данном этапе деятельности лаборатории?

- Как я уже упоминал — контакт, кооперацию с теми, кто работает в том же русле. Все мы делаем одно общее дело, а вместе сможем действовать вернее и быстрее. Экологическое проблемы не терпят отлагательств.

стр. 

в оглавление

Версия для печати  
(постоянный адрес статьи) 

http://www.sbras.ru/HBC/hbc.phtml?23+171+1