Печатная версия
Архив / Поиск

Archives
Archives
Archiv

Редакция
и контакты

К 50-летию СО РАН
Фотогалерея
Приложения
Научные СМИ
Портал СО РАН

© «Наука в Сибири», 2024

Сайт разработан
Институтом вычислительных
технологий СО РАН

При перепечатке материалов
или использованиии
опубликованной
в «НВС» информации
ссылка на газету обязательна

Наука в Сибири Выходит с 4 июля 1961 г.
On-line версия: www.sbras.info | Архив c 1961 по текущий год (в формате pdf), упорядоченный по годам см. здесь
 
в оглавлениеN 7-8 (2143-2144) 27 февраля 1998 г.

О ПРИНЦИПАХ И ПОДХОДАХ
К РАЗРАБОТКЕ "ЕСТЕСТВЕННОЙ" МОДЕЛИ
ЭКОНОМИКИ РФ

Заметки о возможности осуществления в России эволюционного(естественного) пути социально-экономического развития.

А.Евсеенко, профессор, доктор экономических наук,
ИЭиОПП СО РАН.
г. Новосибирск.

Редакция поздравляет автора со славным 50-летием и желает ему всяческих успехов и полной независимости от превратностей нашей экономики.

1. В последние годы в мировой экономической литературе появилось и настойчиво развивается новое направление, известное как "эволюционная экономика"(Д. Норт). Основным предметом эволюционной экономики является исследование институциональных изменений общественного и экономического развития. Такие эволюционные институциональные изменения делают необратимыми организационно-экономические и социальные преобразования, производимые в любом развивающемся обществе. Без них произойдет возвращение в первоначальное состояние потому, что изменения будут носить искусственный характер и поддерживаться лишь постоянным нацеленным воздействием какой-либо силы(диктатуры или идеологии).

На протяжении многих лет в Институте экономики и организации промышленного производства СО РАН также как в других научных организациях страны разрабатывались различного типа долгосрочные прогнозы и программы социально-экономического и научно-технического развития как страны в целом так и отдельных крупных регионов. В последние десятилетия были предприняты попытки разработки широкомасштабного прогнозного документа получившего название "Комплексная программы научно-технического прогресса на двадцатилетнюю перспективу", в разработке которой участвовали тысячи научных коллективов страны и которая в некоторых выступлениях партийных руководителей (например, К.У. Черненко)называлась научной программой КПСС.

Многие эти программы никогда не реализовывались на практике и фактически с первых шагов были обречены на невыполнимость. И связано это было не только с недостатком в стране средств для их осуществления, но и с недостаточным пониманием учеными и в первую очередь практическими работниками базовых процессов развития экономической системы общества, определяющих направления развития социально-экономических и научно-технических объектов прогнозирования. Эти разработки и рекомендации были адресованы социально-экономической системе, которая была практически полностью придумана и никогда реально не существовала и поэтому многочисленные обсуждения таких программ и самые "высокие" Постановления о их безусловном исполнении в жестко поставленные сроки выглядели многолетним фарсом и заведомым обманом советского народа, о котором, между прочим, были осведомлены многие участники таких высоких собраний, считая этот обман частью давно сложившегося ритуала.

Если отвлечься от риторики и дискуссии с прошлым, то анализируя причины невыполнимости самых тщательно разработанных программ, нужно признать, что надежность любых (особенно долгосрочных) прогнозов и, соответственно, реализуемость целевых программ, зависит от того, насколько глубоко проведен ретроспективный анализ и определены устойчивые контуры магистрального пути, по которому развивается прогнозируемая система. Для социально-экономической системы этот магистральный путь должен отражать эволюционный(естественный) процесс развития, поскольку в этом случае речь должна идти о сохранении и воспроизводстве условий для нормальной жизнедеятельности основной части населения при любых даже глобальных изменениях.

Этапность в этом процессе необходима еще и потому, что в нашей стране предполагается решить своеобразную "обратную" задачу — в связи с принципиальной неэффективностью советской плановоцентрализованной модели государственного управления в первую очередь из-за "неестественного" и даже насильственного осуществления ускоренной широкомасштабной индустриализации, что привело в конечном счете к образованию невосприимчивой к нововведениям экономики, ускоренной и также насильственной коллективизации, создавшей накопления для этой индустриализации, делается попытка сформировать условия для рыночной экономики.

Говоря о сложности выполнения подобной же задачи в Венгрии, Каталин Жабо приводит такую пословицу: "каждый знает, как приготовить из рыбы рыбный суп, но никто — как из супа — рыбу. Это так же трудно, как из командной экономики естественным путем получить рыночную экономику".(Renaissanse of Markets from Oligopoly to monopolistsic Competition. Katalina Scabo. Professor of Economiks, Budapest Universiti of Economic Sciens. Budapest. HUNGARY

Задача заключается в том, чтобы в бывшей государственно-монополистической экономической системе выявить сохранившиеся предпринимательские мотивации и силы и сделать эти предпринимательские силы реально значимыми в масштабе страны. Причем, этот "обратный" процесс должен будет проходить при уже устойчивом и лишь на первый взгляд парадоксальном движении в развитых капиталистических странах к все более глубокому государственному регулированию экономических процессов для повышения их эффективности.

Для противников реформ этот факт становится главным доводом против рыночных преобразований, поскольку кажется нелепым с большими социальными издержками возвращаться к частной собственности в то же самое время, когда в развитых странах наблюдается противоположный процесс и кажется очевидным, что когда-нибудь придется возвращаться обратно. Такие рассуждения, на наш взгляд, являются также абстрактными и вневременными, как и тихо угасшие теории о безусловности и немедленности прихода коммунистического рая уже при жизни сегодняшнего поколения

2. В связи с разработкой методологии эволюционного ("естественного")развития социально-экономических систем разного уровня, и в первую очередь государства, как институциональной структуры, интересно обратиться к воспоминаниям графа Владимира Николаевича Коковцева "Из моего прошлого (воспоминания 1903-1919гг.), написанным им в эмиграции во Франции во второй половине 20-х — начале 30-х годов. Своим воспоминаниям автор — министр финансов и премьер-министр Правительства царя Николая II предпослал эпиграф: "Дела давно минувших дней". Но, как отметил автор предисловия к изданию книги в 1992 г., академик Бовыкин В.И., когда их читаешь, порой кажется, будто речь идет о днях нынешних: так много ассоциаций с тем, что мы наблюдаем сегодня в новой России.

Из всего многообразия сюжетов, которые автор описывает в своих воспоминаниях мне захотелось в контексте обсуждаемой темы специально остановиться лишь на характеристике некоторых принципов, которыми руководствовался их автор будучи министром финансов и председателем Совета министров России накануне первой мировой войны.

В решениях Правительства России в последние годы стала преобладать тенденция непрерывного повышения налогов и расширения числа собираемых налогов. Налоги стали чуть ли не единственным источником пополнения бюджета страны. В особо трудном положении оказались реальные производители, налогообложение которых достигает 90 процентов, что делает убыточной деятельность многих предприятий. Налоги стали реальным тормозом развития многих отечественных производств, что уже привело к потере внутреннего и внешнего рынков для многих видов продукции.

В этой свяэи можно напомнить о принципе сохранения экономической и финансовой устойчивости государства, который проводился в начале нашего века в российской экономике.

В первую очередь, говорил В.Коковцев, надлежит покрывать рост государственных расходов естественным ростом государственных доходов, происходящим от развития производительных сил страны, и лишь во вторую очередь можно прибегать к повышению налогов, действуя в этой области с величайшей осторожностью, дабы не нанести опасного удара народному благосостоянию и не порвать живой ткани экономической деятельности страны. "Будьте бережливы в отношении к народу и его достатку — это такая же евангельская истина, как и всякая другая" (16 ноября 1909г.)

Эти удивительные слова о бережном отношении к народному достатку принадлежат вовсе не социалисту или коммунисту, а человеку, проповедующему и проводящему в жизнь российскую национальную идею, будучи на протяжении многих лет верноподданным царскому престолу. Не вера и слепое служение идеологическим фетишам, а высокая нравственность, понимание существа государственной службы и ответственность гражданина — вот что является источником подобных убеждений. И что еще исключительно важно — в каждом слове присутствует личная позиция автора. Также актуально звучат слова В.Н. Коковцева о расширении областей приложения свободного капитала.

"Мы должны всеми силами стремиться к тому, чтобы повышалась наша трудовая и особенно промышленная инициатива и без развития, усовершенствования и расширения нашей промышленности мы обойтись не сможем, а для этого нельзя смотреть на капитал и на его организацию как на врага, нужно, наоборот, смотреть на него как на то необходимое, неизбежное, единственное условие, которое вместе с природными богатствами и трудолюбием населения поможет развиваться нашей производительности" (10мая 1913г.)

Казенное хозяйство во многих отношениях зависит от частного хозяйства и казна, как хозяин и распорядитель, действует через тех же людей , и в ее распоряжении тот же народ, те же элементы, которые трудятся и на ниве свободного народного труда. Поэтому нужно желать, чтобы народное хозяйство упорядочивалось параллельно с упорядочением казенного хозяйства.

Государство должно обладать достаточной волей и умом, чтобы помогать тому и другому, потому, что только их согласованное и разумное развитие содержит возможности процветания нации. Именно разумное сочетание планового начала государства и конкурентной борьбы на рынках может стать цементирующей основой постепенного возникновения либеральной экономической модели современной экономики в России.

Выдвинем гипотезу о том, что основой образования "естественного" экономического сообщества какой-либо территориальной единицы может стать в настоящее время развитие производственной специализации и соответственное создание рабочих мест в наибольшей мере соответствующих географической, культурно-исторической, демографической, профессиональной предрасположенностью основной части населения, проживающей на данной территории.

Как искать эволюционную (естественную) основу для развития производства и создания собственных рабочих мест в малых и средних городах?

Для того, чтобы найти такую основу, требуется построить картину институционального развития сибирского экономического сообщества, которая содержит характеристику основных типов организаций, присущих разным эпохам; определить интересы и мотивации деятельности, характерные для разных временных периодов и типов организаций; определить формальные правила и неформальные ограничения сибирских институциональных структур ("Формальные правила можно заменить в один день, неформальные ограничения — нет" — D.Nort).

Во-первых, необходимо провести оценку всех видов ресурсов, имеющихся на территории: топливно-энергетических, минеральных, земельных, водных и т.п.

Во-вторых, необходимо оценить состав и уровень развития производственной и непроизводственной инфраструктуры.

В-третьих, необходимо дать оценку объемов, специализации и техническому состоянию всех видов фондов, созданных ранее на территории, что позволит в дальнейшем определить направления их использования.

В-четвертых, дать глубокий ретроспективный анализ процессов создания и функционирования всех видов производства на территории района (города). Особо следует оценить производства, выпускающие продукцию, обладающую многолетним спросом внутри страны и особенно на внешних рынках, дать оценку объемов этой продукции и источники комплектующих изделий.

В-пятых, и это самое главное, необходимо оценить состав населения городов или других населенных пунктов и построить ретроспективную динамику изменений этих показателей за длительный период. Главная цель изучения населения — попытаться определить естественно-культурную предрасположенность населения города к определенным видам деятельности, что можно положить в основу естественного образования социально-экономического сообщества района или города.

3. С позиции эволюционных идей интересно взглянуть на возможную судьбу таких безусловно искусственно выращенных в условиях централизованной концентрации ресурсов социально-экономических образований как новосибирский Академгородок. Довольно много лет назад, когда автор начинал заниматься экономикой и социологией науки им были написаны некоторые заметки под общим названием "городок одного поколения". "Зараженный" еще в студенчестве идеями "Тектологии" А.А.Богданова автор попытался отыскать в возникшем в Сибири научном сообществе идеи "саморазвития", без которых, по заключению Богданова, безусловно наступала "дегрессия"(так автор называл упадок социально организованной системы).

Конечно подобные теории были применимы к глобальным организованным социально-зкономическим системам — например, сам автор теории полемизируя со своим политическим и идеологическим оппонентом В.И.Ульяновым (Лениным), вместе с которым на первых этапах он возглавлял социал-демократическую партию в России, пытался доказывать теоретически обусловленную ограниченность и обреченность на "неразвитие" искусственных идей большевизма. В то же время, сам методический подход показался плодотворным и была сделана попытка применить его к прогнозированию не очень отдаленного будущего научного сообщества. Естественно, случившегося в стране "облома" и последовавшего за ним распада многих институциональных структур централизованной модели социализма не предсказывал никто.

По мнению автора, такие даже искусственно выращенные институциональные образования как система образования, научная деятельность, учреждения культуры за достаточно длительный период существования и развития приобрели основу для саморазвития в населении страны и поэтому не смогут исчезнуть, даже если навсегда исчезнет общество их породившее, поскольку эти образования превратились в составляющие культуры населения страны и приобрели различные носители. В первую очередь таким источником саморазвития обладает научное сообщество и неразрывно с ним связанная система образования, потому что научная мысль не может быть остановлена приказом или даже угрозой уничтожения, также невозможно остановить потребность к познанию нового.

В связи с обвальным введением рынка в нашей стране возникла проблема обеспечения рабочими местами населения индустриальных полисов, где в целях экономии на инфраструктуре размещались десятки оборонных предприятий, даже не связанных технологически.

Необходимо разработать концепции преобразования индустриального Новосибирска в направлении распространения идеологии информатизации, то такую трансформацию необходимо осуществлять в самое ближайшее время, чтобы не потерять существующие возможности соответствующей целевой переориентации деятельности учебных заведений и промышленных предприятий.

Информатизированные городские комплексы рассматриваются как прототипы новых городов, в которых на первом месте стоит интеллектуальная деятельность и где социальная инфраструктура ориентируется на формирование и удовлетворение потребностей, лежащих преимущественно в духовной сфере (своего рода интеллектуальный противовес материальным компонентам потребления). В новых городах предполагается разместить центры для ведения деловых операций в глобальных масштабах с соответствующей мощной информационно-коммуникационной инфраструктурой (доступ к различным базам данных и др.). Кроме того, в этих же городах сосредоточиваются центры по разработке новейших технологий с институтами, вычислительными комплексами и т.д.

По пути создания именно таких информационных городов пошли США, Япония, Австралия. Таким заново реконструированным городом по типу информационного города стал в США г. Хитроу (штат Флорида). В Японии недалеко от Токио уже создан заново первый вариант информационного города и проектируется создание более сотни таких городов в ближайшем будущем.

Конечно, для нашей страны подобное новое строительство в ближайшие годы невозможно, поэтому представляется целесообразным рассмотреть варианты развития и эффективного использования существующих инновационно-информационных оазисов, используя для этого, например, накопления населения. Следует отметить, что в некоторых регионах, в первую очередь в тех, где сосредотачивались крупные инвестиции для создания производств, обеспечивающих потребности всей страны в сырье или в современных видах вооружений, были созданы "оазисы" науки и высшего образования и высоких технологий( в первую очередь военного применения). Можно предположить, что именно на базе этих центров можно будет попытаться развить управляющие информационно-финансовые центры, которые в развитых странах уже стали базой для создания современной информационной экономики.

Без преувеличения можно утверждать, что роль подобного центра в Новосибирске должен играть Академгородок, который обладает главными составляющими новой экономики — высококвалифицированными кадрами в различных областях знания и большим потенциалом распространения этих знаний. К тому же в последние годы здесь создается и развивается необходимая информационная инфраструктура (в том числе сети "Интернет").

Нужно проявить политическую волю и желание, чтобы опередить и направить в созидательное русло уже заметные процессы распада не только устаревшей производственной и научной базы, но и распад квалифицированных коллективов. Сегодня нельзя заниматься только выживанием, если не смотреть вперед, выживанием придется заниматься всегда.

Предлагаемые заметки не претендуют на исчерпывающие рекомендации по выходу из кризисного состояния общественной системы, на наш взгляд, эта система в современной России только начинает приобретать свои натуральные черты, с нее смываются ненатуральные румяна, проявляются врожденные и приобретенные уродливости и болезни, но это болезни и уродливости родного человека, которые никогда не вызывают брезгливости, а только усиливают чувства любви и обостряют стремление отыскать в себе последние силы для помощи. Как представляется, это и есть естественное состояние любого человека, любой естественной человеческой общности.

стр. 

в оглавление

Версия для печати  
(постоянный адрес статьи) 

http://www.sbras.ru/HBC/hbc.phtml?23+172+1