Печатная версия
Архив / Поиск

Archives
Archives
Archiv

Редакция
и контакты

К 50-летию СО РАН
Фотогалерея
Приложения
Научные СМИ
Портал СО РАН

© «Наука в Сибири», 2024

Сайт разработан
Институтом вычислительных
технологий СО РАН

При перепечатке материалов
или использованиии
опубликованной
в «НВС» информации
ссылка на газету обязательна

Наука в Сибири Выходит с 4 июля 1961 г.
On-line версия: www.sbras.info | Архив c 1961 по текущий год (в формате pdf), упорядоченный по годам см. здесь
 
в оглавлениеN 13 (2149) 10 апреля 1998 г.

ОБ ИТОГАХ НАУЧНОЙ И
НАУЧНООРГАНИЗАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
В 1997 ГОДУ И МЕРАХ ПО РЕФОРМИРОВАНИЮ СО РАН

Постановление Общего собрания СО РАН.

Заслушав и обсудив доклады председателя Отделения академика Н.Л.Добрецова "Об итогах деятельности в 1997 году и Концепции адаптации и реформирования СО РАН и мерах по ее реализации" и главного ученого секретаря члена-корреспондента РАН В.М.Фомина "О научно-организационной деятельности Президиума СО РАН", Общее собрание Сибирского отделения РАН констатирует, что минувший год прошел в условиях серьезного реформирования РАН, поиска рациональных форм интеграции внутри научного сообщества, а также с высшей школой и международными организациями. Правительство РФ утвердило концепцию реформирования научной сферы и еще раньше -- приоритетные направления фундаментальных исследований и критических технологий федерального уровня.

В Сибирском отделении РАН меры по сохранению научного потенциала и адаптации науки в условиях рыночной экономики в 1997 году включали уточнение основных научных направлений, перестройку деятельности многих институтов, вплоть до изменения названия некоторых научных учреждений, концентрацию научного потенциала на приоритетных направлениях. Была проведена серьезная реструктуризация сети научных учреждений: организован ряд новых объединенных институтов, в том числе и межрегионального характера; с учетом стоящих задач и индивидуальных особенностей учреждений реорганизованы в научно-исследовательские институты вычислительные центры в Новосибирске, Красноярске и Иркутске; ряд институтов, не успевших сформировать необходимый кадровый потенциал или имевших в течение ряда лет низкие рейтинговые показатели эффективности своей деятельности, были присоединены к более крупным, сильным институтам в качестве филиалов или расформированы; ряд конструкторско-технологических институтов преобразован в инженерно-технологические центры при объединенных институтах или президиумах научных центров. В результате, из утвержденного в 1996 г. Правительством РФ списка 83 научно-исследовательских и конструкторско-технологических институтов Отделения в начале 1998 года были аттестованы и представлены к аккредитации 59 научных учреждений СО РАН.

Наряду с реструктуризацией сети научных учреждений Президиум СО РАН принял меры по корректировке в сторону увеличения "базового" бюджетного финансирования институтов для поддержки главных приоритетов исследований и высококвалифицированного "ядра" научных сотрудников. Кроме того, была предусмотрена дополнительная бюджетная квота, ежегодно перераспределяемая объединенными учеными советами по наукам между институтами с учетом рейтинговых показателей эффективности их деятельности в отчетном году. Реализуется ряд централизованных программ по переоснащению институтов СО РАН приборами и оборудованием, подготовке и воспроизводству молодых кадров высокой квалификации, развитию интеграционных работ, поддержке биологических экспериментальных хозяйств, экспедиционных и международных исследований и т.п.

Отчетные материалы показывают, что в целом Сибирское отделение РАН продолжает оставаться крупной и достаточно организованной частью интеллектуального потенциала Российской академии наук и является важным фактором развития культуры, образования и производительных сил Сибирского региона.

В 1997 году ученые Отделения, максимально используя различные организационные формы и финансовые источники (бюджетное финансирование, отечественные и зарубежные гранты, контракты, договоры, научно-техническую кооперацию), получили результаты высокого уровня, значительная часть которых опубликована или сдана в печать в ведущие отечественные и зарубежные издания.

Вместе с тем, перед Отделением стоит целый ряд задач, требующих оперативного решения и принятия долговременных мер, позволяющих перейти от стратегии сохранения научного потенциала к развитию Отделения в новых условиях.

В ближайшее после аккредитации время институты Отделения должны приступить к реформированию своей структуры с концентрацией основного научного потенциала на приоритетных научных направлениях и программах и при существенном увеличении уровня оплаты труда сотрудников.

Многие институты, особенно организованные в первые годы Сибирского отделения, стоят в преддверии возрастного кризиса. Президиумом Отделения приняты централизованные меры по финансовой поддержке аспирантов и молодых ученых, разработана специальная программа по строительству жилья для молодежи, проведен конкурс молодежных исследовательских проектов.

Требует совершенствования нормативно-правовая база формирующихся в рамках научных центров Отделения технопарковых зон. Президиуму Отделения вместе с администрациями субъектов Федерации необходимо активно работать с комитетами Государственной Думы и Совета Федерации по подготовке проектов необходимых законодательных актов.

Не всегда эффективно работают обеспечивающие организации и подразделения инфраструктуры научных центров Отделения, которые слабо адаптировались к сложившимся условиям. Президиуму Отделения и президиумам научных центров необходимо ускорить принятие мер по совершенствованию сети и структуры обеспечивающих организаций и повышению эффективности использования выделяемых на эти цели финансовых ресурсов.

Из-за ограниченности государственной финансовой поддержки продолжает оставаться тяжелым положение с капитальным строительством и ремонтом зданий. Необходимо прорабатывать все возможные пути строительства жилья для сотрудников Отделения, изыскивать средства для достройки начатых объектов или продажи, если их строительство не обусловлено необходимостью обеспечения первоочередных научных и производственных задач. Одновременно следует обратить пристальное внимание на рациональное использование имеющихся площадей, учитывая, что в условиях сокращения численности создается угроза их безвозмездной утраты.

Важным является корректировка численности и совершенствование деятельности аппарата Президиума Отделения и президиумов научных центров, изменение их функций в зависимости от меняющихся внешних условий и потребностей институтов.

С учетом состоявшегося обсуждения Общее собрание Сибирского отделения Российской академии наук ПОСТАНОВЛЯЕТ:

1. Утвердить отчет Сибирского отделения РАН о научной и научно-организационной деятельности в 1997 году.

Одобрить деятельность Президиума СО РАН по реструктуризации сети научных учреждений Отделения, уточнению основных научных направлений, корректировке численности и "базового" бюджетного финансирования институтов, поддержке молодежи, концентрации научного потенциала на решении приоритетных междисциплинарных проблем и интеграции Сибирского отделения РАН с российскими и зарубежными научными организациями, прежде всего с высшей школой.

2. Одобрить Концепцию адаптации и реформирования СО РАН и меры по ее реализации, а также Основные принципы интеграции Сибирского отделения РАН с высшей школой.

Поручить Президиуму СО РАН доработать указанные документы и руководствоваться ими в дальнейшей практической деятельности.

3. Важнейшими направлениями деятельности Президиума Отделения, президиумов научных центров и руководства институтов на ближайшую перспективу считать:

-- дальнейшее реформирование институтов с учетом утвержденных основных научных направлений, приоритетов фундаментальных исследований, имеющихся заделов и кадрового потенциала, а также необходимости повышения уровня финансовой и материально-технической обеспеченности исследований путем концентрации средств на главных направлениях;

-- продолжение реструктуризации Отделения в части обеспечивающих учреждений и поддерживающих организаций инфраструктуры с целью максимально эффективного использования имущества, земли, материальных и финансовых средств;

-- повышение уровня интеграционных процессов путем совершенствования структуры и форм деятельности объединенных институтов, расширения интеграционных исследований, поддержки центров коллективного пользования, дальнейшего развития совместной деятельности с СО РАСХН, СО РАМН, высшей школой, российскими и международными научными организациями и фондами, включая страны ближнего зарубежья, повышения эффективности программы "Сибирь" и развития региональных конкурсов. Особое внимание следует обратить на необходимость организации совместных интеграционных исследований с институтами Дальневосточного и Уральского отделений РАН;

-- развитие технопарковой системы, включая создание технопарков и технопарковых зон на базе научных центров Отделения, организационно-выставочной деятельности и совершенствования рекламы законченных разработок институтов Отделения, предлагаемых для освоения в производстве, подготовку предложений по принятию нормативно-правовых актов поддержки инновационной деятельности и т.п.;

-- поддержание и развитие материально-технической базы Отделения, прежде всего, переоснащение институтов приборами и оборудованием, создание крупных современных установок коллективного пользования, поддержание экспериментальных хозяйств и стационаров, централизованная подписка и закупка литературы и баз данных и др.;

-- привлечение и поддержка научной молодежи путем увеличения количества аспирантов в институтах, повышения качества их подготовки, достаточного уровня финансового обеспечения молодых специалистов, создания системы молодежных исследовательских конкурсов и грантов, реализации программы строительства жилья для молодых ученых и общежитий;

-- всемерное содействие сбалансированному международному сотрудничеству, способствующему развитию фундаментальных исследований, в том числе в рамках международных научных центров, и получению дополнительных финансовых средств и материальных ресурсов за счет совместных проектов и грантов, контрактов и лицензионных соглашений.

4. Поручить Президиуму СО РАН, президиумам научных центров разработать концепцию и конкретные краткосрочные планы строительства и капитального ремонта в научных центрах Отделения в условиях ограниченности централизованных капитальных вложений и с учетом всех возможностей привлечения средств, включая кооперативное и инвестиционное строительство, участие региональных фондов и др.

5. Поручить Президиуму СО РАН, с учетом уже имеющихся законодательных актов РФ, проработать вопросы о праве собственности Сибирского отделения РАН на используемое имущество и землю и подготовить предложения по необходимым законодательным инициативам, а также изменениям в Уставе СО РАН.

6. Учитывая усложняющиеся и ухудшающиеся финансовые условия деятельности Отделения, систематическое невыполнение Правительством своих обязательств в части финансового обеспечения научных исследований в соответствии с законодательством, очевидную дискриминацию ученых, работающих в регионах Урала, Сибири и Дальнего Востока, считать целесообразным выступить от имени Общего собрания Сибирского отделения Российской академии наук с соответствующим Заявлением.

7. С целью доведения до руководства страны точки зрения ученых Сибирского отделения РАН по вопросам продажи земли и минеральных богатств в Российской Федерации, считать целесообразным создать рабочую группу во главе с академиками Г.А.Толстиковым, В.В.Кулешовым и В.К.Шумным и поручить ей подготовить соответствующее обращение с учетом пожеланий и мнений, высказанных на Общем собрании Сибирского отделения РАН.

13 марта 1998 г.
г. Новосибирск.

стр. 

в оглавление

Версия для печати  
(постоянный адрес статьи) 

http://www.sbras.ru/HBC/hbc.phtml?3+175+1