Печатная версия
Архив / Поиск

Archives
Archives
Archiv

Редакция
и контакты

К 50-летию СО РАН
Фотогалерея
Приложения
Научные СМИ
Портал СО РАН

© «Наука в Сибири», 2024

Сайт разработан
Институтом вычислительных
технологий СО РАН

При перепечатке материалов
или использованиии
опубликованной
в «НВС» информации
ссылка на газету обязательна

Наука в Сибири Выходит с 4 июля 1961 г.
On-line версия: www.sbras.info | Архив c 1961 по текущий год (в формате pdf), упорядоченный по годам см. здесь
 
в оглавлениеN 14 (2150) 17 апреля 1998 г.

ДЕБАТЫ ВОКРУГ ПЯТОЙ
РАМОЧНОЙ ПРОГРАММЫ

С 1984 года в рамках Европейского Союза (ЕС) научно-техническая деятельность планируется и координируется рамочными программами, которые законодательно закрепляют приоритетные направления научно-технического развития на пятилетку. Рамочные программы определяют основные цели научно-технической деятельности, конкретные научные направления, правила и механизм реализации конкретных программ, общие условия участия, приблизительный бюджет и распределение средств между различными подпрограммами. В настоящее время подходит к концу срок действия Четвертой рамочной программы (1993--1998), и в самом разгаре процесс обсуждения и утверждения Пятой рамочной программы (1998--2002). Подготовка и принятие рамочных программ -- продолжительный процесс, в котором участвуют различные организации Европейской Комиссии (ЕК), стран-членов ЕС, специальных комитетов и пр. ЕК отвечает за разработку проекта предложений по поводу формы и содержания рамочных программ.

Обзор по материалам журналов "Nature" и "CORDIS-focus"
подготовила С. Князева.

Первый вариант проекта готовится при помощи нескольких комитетов, в состав которых входят представители правительств стран ЕС, ученые, представители промышленности и национальные эксперты. Особую роль играют Научно-технический комитет по науке (CREST), Европейская научно-технологическая ассамблея (ESTA), и Консультационный комитет промышленных исследований и разработок (IRDAC). На основе широкого обсуждения ЕК формулирует подробные предложения по структуре и содержанию рамочной программы. Затем проект направляется в Европарламент и Совет министров, которые должны принять совместное решение об утверждении проекта. Процедура согласования включает два чтения в каждом из органов, в процессе которых могут быть предложены изменения и поправки к тексту документа. К концу процедуры согласования проект может претерпеть существенные изменения, особенно в тех случаях, когда необходим политический компромисс. После того, как утверждена Рамочная программа в целом, начинается работа по утверждению конкретных подпрограмм, их тематики, механизмов реализации, условий участия и критериев отбора проектов, финансовых средств и т.д. Когда утверждена конкретная подпрограмма, составляется рабочая программа, детально определяющая направления исследований, которые будут финансироваться в рамках данной подпрограммы. Конкурсы проектов объявляются на основе рабочей программы или одной из ее частей.

9 апреля 1997 г. Европейская Комиссия представила проект Пятой рамочной программы (5РП). Согласно проекту, в отличие от предшествующих рамочных программ, в 5РП найдет отражение новый подход к научно-технической деятельности в рамках ЕС: концентрация усилий и средств на трех основных направлениях (вместо 15 в 4РП), упрощение организации и управления программой. Большее внимание планируется уделить внедрению результатов научно-технической деятельности. Основной девиз политики ЕС в области научно-технического развития -- "научно-технический прогресс в интересах Союза".

В проекте ЕК предложены шесть программ: три широких тематических программы ("Раскрытие ресурсов живого мира и экосистем", "Создание удобного для пользователей информационного общества" и "Содействие конкурентному и устойчивому развитию"), тесно переплетающихся с тремя горизонтальными программами ("Международное сотрудничество и повышение роли европейской науки"*, "Инновации и участие малого и среднего бизнеса" и "Улучшение человеческого потенциала"). В основу тематических программ положены проблемы, вызывающие наибольшую озабоченность европейцев (занятость населения, качество жизни и здоровья, конкурентоспособность). Введено новое понятие "ключевых акций", направленных на решение 15 экономических и социальных проблем на основе мультидисциплинарного и интеграционного подхода (например, "Город завтрашнего дня", "Здоровье и питание" и др.)

Приоритетные направления тематических программ 5РП:

"Раскрытие ресурсов живого мира и экосистем", "Создание удобного для пользователя информационного общества", "Содействие конкурентному и устойчивому развитию".

18 декабря 1997 г. Европарламент проголосовал за поправки и дополнения к проекту 5РП. Всего внесено 639 дополнений, однако многие из них не имели принципиального характера. Европарламент предложил увеличить бюджет 5РП до 16,7 млрд ЭКЮ, что лишь ненамного превышает предложенные Комиссией 16,3 млрд ЭКЮ. Однако структура 5РП, по предложению Парламента должна включать не три, а четыре тематических программы с выделением энергетики в отдельную программу, разделенную на две части (энергетика; окружающая среда, культурное наследие и устойчивое развитие). Кроме того, предложено добавить несколько новых ключевых акций (химическая и молекулярная биология, системы здравоохранения с особым акцентом на старение общества и людей с ограниченными способностями, социальные перемены в результате внедрения новых информационных и коммуникационных технологий, сухопутный транспорт, глобальное изменение климата).

ЕК пересмотрела проект с учетом дополнений, сделанных Европарламентом, наиболее серьезным из которых является добавление четвертой тематической программы "Сохранение экосистемы" (сюда войдут ключевые акции по энергетике и окружающей среде). В пересмотренный вариант проекта введены новые ключевые акции "Старение населения" и "Глобальные изменения и климат", две акции слиты в одну "Здоровье, продовольствие и экологические аспекты".

Следующая стадия утверждения -- обсуждение в Совете министров науки, представляющих 15 стран-членов ЕС. 12 февраля 1998 г. после продолжительных дискуссий Совет министров пришел к согласию по поводу общей концепции 5РП. Согласован наиболее сложный вопрос -- бюджет 5РП. Он составит 14 млрд ЭКЮ на все пять лет действия программы. Данная цифра значительно ниже, чем предложенные Комиссией 16,3 млрд ЭКЮ и тем более 16,7 млрд ЭКЮ, за которые проголосовал Европарламент. В реальном выражении бюджет 5РП будет даже ниже, чем бюджет 4РП.

Такое сокращение бюджета неудивительно, поскольку по этому вопросу имеются существенные разногласия между более-менее богатыми странами ЕС. Небольшие и менее богатые государства, извлекающие значительную выгоду из субсидий ЕС, поддерживают предложение ЕК и Европарламента. В то же время Германия, Франция и Великобритания, делающие наибольшие взносы в бюджет рамочных программ, настаивают на том, чтобы бюджет 5РП не превышал бюджет 4РП. И все же некоторые министры подчеркнули, что очень велика вероятность, что общая сумма может быть увеличена во время последующих стадий согласования с Парламентом.

Структура 5РП, получившая одобрение Совета министров близка к варианту, предложенному после первого чтения в Европарламенте и проекту ЕК с дополнениями, внесенными с учетом поправок Парламента. В 5РП будет 4 тематических программы, включающих 20 ключевых акций. Три горизонтальных программы остались практически такими же, какими они были в проекте ЕК, единственное исключение -- добавление социально-экономических исследований к программе "Совершенствование человеческого потенциала". Введена объединенная ключевая акция "сухопутный транспорт и морские технологии"; добавлены ключевые акции "устойчивые морские экосистемы" и "социально-экономические исследования".

Предложенные Советом министров структура и бюджет 5РП выглядят следующим образом:

Пятая рамочная программа

13,740 млрд ЭКЮ

Тематические программы:

10,039 млрд ЭКЮ

1. Повышение уровня жизни и совершенствование управления природными ресурсами:

-- продовольствие, питание и здоровье; -- контроль за инфекционными заболеваниями; -- "фабрика клетки"; -- окружающая среда и здоровье; -- устойчивое сельское хозяйство, рыбоводство и лесоводство, включая развитие сельских областей; -- старение населения.

2,239 млрд ЭКЮ

2. Создание удобного для пользователей Информационного Общества:

-- системы и службы для населения; -- новые методы работы и электронная торговля; -- мультимедиа: содержание и инструментарий; -- принципиальные технологии и инфраструктуры.

3,363 млрд ЭКЮ

3. Содействие конкурентному и устойчивому развитию

-- инновационные продукты, производственные процессы, организация производства; -- устойчивая мобильность и интермодальность; -- наземный транспорт и морские технологии; -- новые перспективы в аэронавтике.

2,389 млрд ЭКЮ

4. Энергетика, окружающая среда и устойчивое развитие

а) Окружающая среда, культурное наследство, устойчивое развитие

-- устойчивое управление водными ресурсами и качество воды; -- глобальные изменения, климат и биоразнообразие; -- устойчивые морские экосистемы; -- город завтрашнего дня и культурное наследство.

1,044 млрд ЭКЮ

б) Энергетика:

-- более экологически чистые энергетические системы; -- экономичная и эффективная энергетика в интересах конкурентоспособности Европы.

1,044 млрд ЭКЮ

Горизонтальные программы:

1. Международное сотрудничество

458 млн ЭКЮ

2. Инновации и средний и малый бизнес

350 млн ЭКЮ

3. Совершенствование человеческого потенциала и социально-экономические исследования

1,205 млрд ЭКЮ

Финансирование JRC

688 млн ЭКЮ

Рамочная программа Евратома

1,260 млрд ЭКЮ

Всего

14 млрд ЭКЮ

По мнению ЕК, результаты обсуждения проекта в Совете министров могут иметь негативные последствия: значительно урезанный бюджет даст негативный политический сигнал промышленности о приоритетах ЕС. Кроме того, сумма, запланированная на содержание JRC, значительно ниже порогового значения, необходимого для его функционирования.

Теперь проект передан в Европарламент для проведения второго чтения. Если все пойдет по графику, конкурсы научных проектов в рамках 5РП будут объявлены еще до конца текущего года.

* Что касается научно-технического сотрудничества со странами СНГ, оно будет возможно через участие ученых СНГ в конкретных подпрограммах и конкурсах тематических программ 5РП на основе договора о научно-техническом сотрудничестве между РФ и ЕС. Предполагается, что участие ученых СНГ в этих конкурсах по принципу "project by project" будет финансироваться из фондов INCO-2.

Соединенным Штатам открыт доступ к Рамочным программам

Соединенные Штаты Америки и Европейский Союз подписали соглашение о сотрудничестве в области науки и техники, которое впервые откроет американским ученым доступ к основным элементам Рамочных программ ЕС. Одним из инициаторов подписания договора с американской стороны был Национальный научный фонд, стремившийся получить доступ к бюджету Рамочной программы, составляющему ежегодно 4 миллиарда долларов. Особый интерес представляли биотехнологии и материаловедение, поскольку эти области прежде были закрыты для участия ученых США.

Соглашение охватывает практически все области естественных и технических наук, в каждой из которых откроются возможности для участия в исследованиях на взаимной основе. Кроме того, сотрудничество может осуществляться через координацию исследований и реализацию совместных научных проектов, совместные исследования, организацию научных семинаров, подготовку специалистов, обмен оборудованием и материалами или их совместное использование, обмен визитами и информацией. Каждая из сторон финансирует участие своих ученых в совместных действиях.

Договор не распространяется на исследования в области биотехнологий, в результате которых могут появиться новые разновидности растений или животных, до тех пор пока во всех европейских странах не принято законодательство о защите подобного рода изобретений.

Несмотря на то, что переговоры по этому соглашению велись два года, ЕС не удалось добиться уступок, которые обеспечили бы европейским ученым аналогичный доступ к американским программам. Представители США аргументировали свой отказ тем, что участие иностранных партнеров в таких программах определяется законами, которые созданы для регулирования конкретных программ и не могут быть пересмотрены в данном соглашении. Европейцы стремились к заключению абсолютно открытого соглашения, наподобие того, которое ЕС заключило с Канадой, однако им не удалось провести эту идею. Программы фундаментальных научных исследований США очень часто открыты для участия ученых других стран, но программы промышленных исследований закрыты для фирм, принадлежащих иностранным гражданам, и такое положение дел останется неизменным.

Соглашение имеет так называемый "рамочный характер", определяя структуру прав интеллектуальной собственности и связанные с ними вопросы, и послужит основой для будущих конкретных соглашений между американскими агентствами и ЕС. Предполагают, что через один-два года начнется реальная совместная работа. Срок действия договора пять лет, однако, он может быть продлен по обоюдному согласию. Договор вступит в силу после ратификации Европейским Парламентом и Советом Министров.

Реструктуризация Европейского научного фонда

Европейским научным фондом (ЕНФ) одобрен план реорганизации, который должен быть осуществлен в течение последующих пяти лет. В состав ЕНФ входят 62 члена из 21 страны, в том числе представители научных советов, академических учреждений и других агентств, осуществляющих финансирование научных исследований. Начиная с 1974 г., ЕНФ способствует развитию и координации проектов фундаментальных исследований, выполняемых на основе международного сотрудничества.

Области фундаментальных исследований, финансируемых ЕНФ: гуманитарные науки, юриспруденция, экономика, социальные, естественные, медицинские и технические науки. Основное средство финансовой поддержки -- финансирование научных семинаров, научных программ, сетей научного сотрудничества и европейских конференций. Бюджет фонда, в настоящее время составляющий приблизительно 5,4 миллионов ЭКЮ, пополняется за счет взносов стран-членов ЕНФ. Однако научные программы финансируются пропорционально каждой из участвующих сторон. Программа реструктуризации ЕНФ разрабатывалась параллельно с работой Европейской комиссии над проектом Пятой рамочной программы. Поскольку Комиссия в основном концентрирует средства Европейского Союза на финансировании проектов прикладных исследований, направленных на решение социально-экономических проблем, ЕНФ будет способствовать усилению фундаментальных научных исследований.

В соответствии с этим, новая рабочая программа включает следующие восемь новых тем: исследование земной коры; процессы, происходящие в окружающей среде; природные ресурсы и устойчивость; атомы, молекулы и физические системы; мозг и когнитивистика; геном; вопросы здравоохранения; самобытность европейской культуры.

Тематические программы по указанной тематике рассчитаны на три-пять лет и вступят в действие с января 1998 г. Для ЕНФ нежелательно ослабление существующих прочных связей с ЕК. Особенно нежелательно четкое разграничение сфер их деятельности. Когда речь идет о содержании крупных научных объектов и проведения крупных конференций, необходимо объединение усилий ЕНФ и ЕК, что, впрочем, вытекает из тех обязательств, которые принимает на себя Комиссия по продолжению финансирования европейских конференций на протяжении всего срока действия 5РП.

Соглашение о партнерстве и сотрудничестве между РФ и ЕС 1 декабря 1997 г. вступило в силу соглашение о партнерстве и сотрудничестве между ЕС и РФ. Это соглашение охватывает все аспекты сотрудничества, включая торговлю, права человека, науку и технологии, обучение и образование, таможенные проблемы, борьбу с преступностью, транспорт, энергетику и телекоммуникации, экологию и культуру.

Целью соглашения является расширение участия России в общеевропейских делах. Оно будет способствовать установлению более тесных отношений между ЕС и РФ, обеспечивая более стабильную ситуацию для торговли и инвестиций, а также налаживанию прямых связей народов ЕС и России. Вступление в силу данного договора со всей определенностью означает окончание периода "холодной войны" и выражает признание ЕС достижений РФ на пути демократических и экономических реформ.

Господин Ханс ван ден Брёк, отвечающий в Европейской Комиссии за иностранные дела, заявил: "Соглашение о партнерстве и сотрудничестве является еще одним доказательством развития отношений между ЕС и Россией. Оно отражает растущую значимость для нас улучшения и расширения всех аспектов нашего сотрудничества с Россией: в области прав человека, торговли и инвестиционной политики. Создание более благоприятного климата для инвестиций в Российской Федерации и объединение усилий в борьбе с преступностью важны и для ЕС, и для России".

INCO-COPERNICUS'97: первые результаты

Подведены первые результаты второго конкурса научных проектов по программе INCO-Copernicus (научное сотрудничество со странами Центральной Европы и СНГ), объявленного 15 апреля 1997 г.

В Европейскую Комиссию поступило 1300 заявок, в оценке которых участвовали 150 независимых экспертов из стран Западной и Восточной Европы. Первый анализ результатов показывает, что ограничение и тематических секторов в данном конкурсе способствовала сокращению числа заявок. Кроме того, возросло число участников конкурса из стран СНГ. Ученые из стран Центральной и Восточной Европы выступают в качестве научных координаторов в большинстве заявок.

Поступившие заявки распределились по секторам следующим образом:

-- охрана окружающей среды (316),

-- последствия радиационного облучения для здоровья и окружающей среды (134),

-- исследования в области здравоохранения (201),

-- неатомная энергетика (199),

-- применение передовых коммуникационных технологий и телематики (20),

-- информационные технологии (137),

-- промышленные технологии и материаловедение (119),

-- сельскохозяйственные продукты питания (118),

-- социальные исследования (56).

Ученые Сибири и Дальнего Востока участвуют в 46 заявках (68 участников) из 470 заявок с участием российских ученых (всего 767 российских участников), что составляет приблизительно 10 % от общего числа поданных заявок. Официальная информация о проектах, отобранных для финансирования, будет доступна в середине марта, после завершения процедуры подписания контрактов между координаторами проектов и ЕК.

стр. 

в оглавление

Версия для печати  
(постоянный адрес статьи) 

http://www.sbras.ru/HBC/hbc.phtml?15+176+1