Печатная версия
Архив / Поиск

Archives
Archives
Archiv

Редакция
и контакты

К 50-летию СО РАН
Фотогалерея
Приложения
Научные СМИ
Портал СО РАН

© «Наука в Сибири», 2024

Сайт разработан
Институтом вычислительных
технологий СО РАН

При перепечатке материалов
или использованиии
опубликованной
в «НВС» информации
ссылка на газету обязательна

Наука в Сибири Выходит с 4 июля 1961 г.
On-line версия: www.sbras.info | Архив c 1961 по текущий год (в формате pdf), упорядоченный по годам см. здесь
 
в оглавлениеN 14 (2150) 17 апреля 1998 г.

ИТОГИ, ПРОБЛЕМЫ, ПЛАНЫ

Выступление председателя СО РАН академика Н.Л.Добрецова на Общем собрании Российской академии наук 26 марта 1998 года.

Меры по сохранению научного потенциала и адаптации науки к рыночным условиям в Сибирском отделении РАН планировались еще академиком В.А.Коптюгом и последовательно претворялись в жизнь уже несколько лет.

1997 год был во многом решающим. Были пересмотрены и уточнены научные направления всех институтов, переориентирована направленность исследований многих подразделений, при этом у 13 институтов изменены названия, пересмотрены со значительным укрупнением планы работ. Существенно откорректирована сеть научных учреждений. Из утвержденного в 1996 году Правительством РФ перечня из 83 научно-исследовательских и конструкторско-технологических институтов Отделения были аттестованы и представлены к аккредитации 59 научных учреждений СО РАН.

Наряду с реструктуризацией сети научных учреждений приняты меры по корректировке в сторону увеличения "базового" бюджетного финансирования институтов для поддержки главных приоритетов исследований и высококвалифицированного "ядра" научных сотрудников.

Для того, чтобы лучше координировать процессы реструктуризации, была подготовлена и принята Общим собранием Отделения "Концепция адаптации и реформирования СО РАН и меры по ее реализации".

Нужно сказать, что одним из главных положительных факторов в 1997 году была стабилизация финансирования. Начиная с марта, мы получали бюджетные деньги вовремя и по графику, но, к сожалению, в основном по статье "заработная плата". С июня мы добились права до 15% получаемых средств тратить на коммунальные услуги, в конце года удалось провести взаимозачеты, что позволило выполнить все намеченные Президиумом СО РАН программы и войти в новый 1998 год без долгов.

Если проследить тенденцию выделения средств из федерального бюджета по годам, то была определенная надежда по объемам финансирования и численности достичь уровня 1980 года, что позволило бы нам, ориентируясь на этот вполне благополучный год, больше думать не о спасении, а о развитии сибирской академической науки в новых условиях. Именно эта мысль заложена в финансовой части концепции адаптации и реструктуризации СО РАН.

Вместе с тем, остаются нерешенными, а сейчас обостряются вновь серьезные проблемы, каждая из которых может свести на нет все наши усилия по стабилизации и развитию нашего научного сообщества.

1. Для региональных отделений одна из таких проблем -- это намерения Правительства со ссылкой на Указ Президента РФ о сокращении количества юридических лиц -- бюджетополучателей, исключить из Закона о бюджете РФ отдельные строки для них. Впервые этот вопрос возник еще в июне, при формировании проекта бюджета-98. Но тогда письмо Ю.С.Осипова по этому поводу позволило сохранить отдельные строки региональным отделениям. Вновь такие предложения прозвучали на Межведомственной комиссии, возглавляемой Министром финансов М.М.Задорновым, которая единогласно проголосовала за исключение строк региональных отделений РАН из бюджета, начиная с 1999 года.

Отдельная строка в бюджете жизненно важна для региональных отделений. Они отличаются от центральной части РАН наличием большой инфраструктуры научных центров (академгородков), разбросанных на громадной территории к Востоку от Урала. Централизация финансирования резко осложнит взаимодействие с субъектами Федерации в регионах и работу региональных отделений Казначейства РФ. Отсутствие возможности финансового маневра в нынешних трудных условиях приведет к распаду региональных отделений РАН, поскольку научные центры, входящие в их состав, не найдя решения своих проблем на местах, будут вынуждены решать их в Москве. Эксперимент по созданию и развитию академической науки на Востоке страны был успешным только потому, что с самого начала Сибирскому отделению РАН была предусмотрена отдельная строка в Государственном бюджете.

Общие собрания региональных отделений приняли соответствующие заявления, Президент РАН ак. Ю.С.Осипов направил по этому поводу еще одно письмо в Правительство РФ, Общественный совет по науке при Государственной Думе поддержал нас, предложив поправку к Закону о науке. Я надеюсь, Общее собрание РАН с пониманием относится к позиции региональных отделений и выскажет свою точку зрения, записав соответствующий пункт в свое постановление.

2. Общей для всех институтов Российской академии наук является проблема старения научного оборудования и кадров.

В части оборудования некоторые надежды связаны с выделением немецкого кредита, однако его реализация недопустимо затянулась, и мы до сих пор не смогли получить ни одного прибора по этой линии. Общее собрание, по моему мнению, должно поручить Президиуму РАН принять все возможные меры по реализации возможностей этого кредита в 1998 году. В отношении уникального оборудования многое могла бы сделать и сама Академия наук. Так, несмотря на известные трудности Институт ядерной физики СО РАН строит самый современный ускоритель ВЭПП-5.

Однако собственные возможности ИЯФ и Сибирского отделения позволят завершить это строительство спустя много лет, когда этот ускоритель устареет и перестанет удовлетворять требованиям передовой науки. Общее собрание РАН может предложить Президиуму РАН разработать программу ввода в ближайшее 3 года 8--10 научно-исследовательских установок национального масштаба и добиться специального финансирования на эту программу.

3. От успешного решения проблемы омоложения кадров в РАН во многом зависит существование и развитие науки в стране. В СО РАН принят комплекс мер по поддержке молодых ученых. Наряду с премиями и специальными конкурсами проектов молодых ученых Президиум Отделения снял все ограничения на прием в аспирантуру, увеличил аспирантскую стипендию сначала до 5 затем до 7 минимальных окладов. Сегодня мы добиваемся, чтобы молодой ученый получал не менее 10 минимальных окладов, что с районным коэффициентом составит 800--1000 рублей в месяц.

Но главным в этой проблеме является жилье. Некоторый оптимизм появился после известного Указа Президента РФ в 1996 г. и постановления Правительства РФ от 7 мая 1997 г. Однако ничего пока получено не было. Необходимо добиваться выделения капитальных вложений на строительство жилья для молодежи, предусмотренных в минимальных размерах в бюджете 1998 г., и требовать их значительного увеличения в 1999 г. Без преувеличения скажу, что от этого зависит будущее российской науки.

4. Запутанным вопросом является вопрос об использовании имущества Российской академии наук. В связи с этим чрезвычайно важным является соглашение, подписанное на высшем уровне на днях между Министерством государственного имущества РФ и Российской академией наук, предусматривающее создание на правах территориального органа Мингосимущества "Агенства по управлению имуществом Российской академии наук с отделениями (филиалами) в Сибирском, Уральском и Дальневосточном отделениях РАН". Руководитель Агенства будет назначаться Министром государственного имущества РФ по представлению Президиума РАН. По нашему мнению, учитывая значимость проблемы, Агенство должно возглавляться на достаточно высоком уровне в РАН -- вице-президентом. Или, как минимум, вице-президент РАН должен возглавлять наблюдательный совет. Аналогичный уровень должен соблюдаться и при назначении руководителей отделений (филиалов) Агенства в регионах.

5. Важными являются и другие аспекты деятельности академического научного сообщества. В первой половине 1998 года с учетом установленной нормативной численности и обеспеченности бюджетом должна быть завершена реструктуризация внутри институтов, административного аппарата как в институтах, так и в Президиумах РАН, региональных отделений, научных центров.

Дальнейшее развитие должны получить формы централизованной поддержки экспедиций, интеграционных исследований (включая интеграцию с вузовской наукой) и международного сотрудничества. Интеграция не только позволяет получать принципиально новые научные результаты, но и значительно дополнительные средства. Подсчеты на примере Сибирского отделения РАН показывают, что развивая разные формы интеграционных исследований, институты могут получать дополнительно до 20 % от суммы базового бюджетного финансирования по статье "Наука".

Учитывая важность этих вопросов, я предлагаю посвятить этому специальное заседание Президиума РАН, где мы сможем обменяться опытом.

стр. 

в оглавление

Версия для печати  
(постоянный адрес статьи) 

http://www.sbras.ru/HBC/hbc.phtml?4+176+1