Печатная версия
Архив / Поиск

Archives
Archives
Archiv

Редакция
и контакты

К 50-летию СО РАН
Фотогалерея
Приложения
Научные СМИ
Портал СО РАН

© «Наука в Сибири», 2024

Сайт разработан
Институтом вычислительных
технологий СО РАН

При перепечатке материалов
или использованиии
опубликованной
в «НВС» информации
ссылка на газету обязательна

Наука в Сибири Выходит с 4 июля 1961 г.
On-line версия: www.sbras.info | Архив c 1961 по текущий год (в формате pdf), упорядоченный по годам см. здесь
 
в оглавлениеN 19 (2155) 22 мая 1998 г.

ОСТОРОЖНО: ПЛАГИАТ!

Координационный Совет Новосибирского общества "Мемориал".

В 1997 г. в Томске вышел сборник документов "Из истории земли Томской 1917--1921. Народ и власть". Сборник издан на средства администрации Томской области при финансовой поддержке Фонда Форда и Института "Открытое Общество". Наше внимание привлекла вступительная статья "Испытание собственной историей" (с.27--34), написанная председателем Томского общества "Мемориал", доцентом Томского государственного университета Б.Трениным. Привлекла потому, что как сама идея статьи, так и текстуальные заимствования сделаны из статьи члена координационного Совета Новосибирского общества "Мемориал" к.и.н. И.Павловой, опубликованной в 1991 г. в историко-публицистическом альманахе "Возвращение памяти". Однако никакой ссылки ни на текст И.Павловой "Покаяние и ненасилие" (с.5--12), ни на альманах в статье Б.Тренина нет.

И.Павлова:

"...Насилие в российском обществе было всегда. Это чисто наше явление, которое в особенно явном виде существует в России с XVI века, с момента установления власти самодержавия -- государства-хозяина в своей собственной стране. Но с 1917 г. насилие в России приобрело новое качество. Оно стало основным средством решения социальных проблем (с.7).

...И та критическая черта, у ко торой оказалась страна сегодня, со всей очевидностью показала, что путем насилия невозможно решить никакие социально-экономические проблемы, что этот путь ведет только в исторический тупик, из которого мы до сих пор даже не знаем, как выбраться. Самый трагичный результат всех этих преобразований -- советский человек, все наше люмпенизированное общество, зараженное ядом насилия. Здесь речь идет не о росте преступности, а о том, что в нашей стране люди в подавляющем большинстве не представляют себе иного способа решения социальных проблем, как путем насилия.

Революция, ожесточенная гражданская война, последующее развитие советского общества, через всю историю которого проходит перманентный поиск внутреннего врага, виновного в бедах и неудачах страны, привели к тому, что слово "расстрелять" люди произносят, не задумываясь, оно не повергает их в отчаяние. Это слово произносится именно тогда, когда речь заходит о борьбе с тем или иным, по их представлениям, негативным явлением. Причем произносят это слово люди, находящиеся на разных ступенях социальной лестницы и на разных уровнях образованности -- от простой работницы до доктора наук (с.7--8).

...Террор и страх, стремительное падение цены человеческой жизни, начавшееся с 1917 г., с одной стороны, а с другой -- каждодневный разрыв между словом и делом, безудержное славословие и ложь изменили природу человека, сделали его безынициативным и, как очень верно отметил историк М.Я.Гефтер, "лишенным ответственности за происходящее в стране, лишенным права на эту ответственность и привыкшим жить вне ее и даже сумевшим это худшее из современных лишений превратить в своего рода комфорт". Все это сделало в итоге советского человека не только жертвой, но и соучастником творившихся в стране преступлений (с.10).

...Путь к гражданскому обществу в нашей стране лежит через НРАВСТВЕННЫЕ ИСПЫТАНИЯ ИСТОРИЕЙ СВОЕЙ СТРАНЫ (выделено мною -- И.П.)..." (с.11).

Б.Тренин:

"...Насилие в российском обществе присутствовало всегда. В особо явственном виде оно проявило себя с 16 века, с момента установления власти самодержавного государства -- хозяина в собственной стране. Но с 1917 года насилие в России приобрело новое качество, став универсальным средством решения важных социальных проблем.

...И та критическая черта, у которой оказалась страна сегодня, со всей очевидностью показала, что путем насилия невозможно решить никакие социальные, экономические проблемы. Что этот путь ведет в тупик, из которого мы до сих пор не можем выбраться (с.30).

...самый трагический результат всех преобразований -- люмпенизированное общество, зараженное ядом насилия. Речь здесь не о росте преступности, а о том, что в нашей стране люди в подавляющем большинстве не представляют себе способа решения общественных проблем иначе, как путем насилия. И сегодня граждане свободной России, озабоченные поиском врага, виновного во всех бедах и неудачах страны, не задумываясь произносят слово "расстрелять", когда речь заходит о преодолении того или иного негативного явления. Причем произносят это слово люди, находящиеся на разных ступенях социальной лестницы, на разных уровнях образованности -- от уборщицы до доктора наук (с.31).

...террор, страх, работа в нечеловеческом режиме сверхнапряжения, с одной стороны, слепая вера в авторитеты власти и в миражи доктрины, безудержное славословие и каждодневные ложь и двоемыслие -- с другой, сделали человека социально равнодушным и, по замечанию М.Я. Гефтера, "лишенным ответственности за происходящее в стране, лишенным права на эту ответственность и привыкшим жить вне ее и даже сумевшим это худшее из всех современных лишений превратить в своего рода комфорт". В итоге: советский человек -- не только жертва, но и соучастник творившихся в стране преступлений (с.31).

...Путь к преображенному обществу в нашей стране лежит, в том числе, ЧЕРЕЗ НРАВСТВЕННОЕ ИСПЫТАНИЕ СОБСТВЕННОЙ ИСТОРИЕЙ (выделено мною -- И.П.)". (с.33).

Плагиат -- это одна из устойчивых традиций отечественной исторической науки, которая чрезвычайно усилилась в последние годы в связи с общей профессиональной и нравственной деградацией. Однако к представителям общества "Мемориал" счет особый. Можно ли доверять таким историкам информацию о судьбах людей, уже не живущих на этом свете, когда эти историки так безнравственно относятся к своим коллегам и по науке, и по обществу "Мемориал"?!

стр. 

в оглавление

Версия для печати  
(постоянный адрес статьи) 

http://www.sbras.ru/HBC/hbc.phtml?15+180+1