Печатная версия
Архив / Поиск

Archives
Archives
Archiv

Редакция
и контакты

К 50-летию СО РАН
Фотогалерея
Приложения
Научные СМИ
Портал СО РАН

© «Наука в Сибири», 2024

Сайт разработан
Институтом вычислительных
технологий СО РАН

При перепечатке материалов
или использованиии
опубликованной
в «НВС» информации
ссылка на газету обязательна

Наука в Сибири Выходит с 4 июля 1961 г.
On-line версия: www.sbras.info | Архив c 1961 по текущий год (в формате pdf), упорядоченный по годам см. здесь
 
в оглавлениеN 28 (2164) 24 июля 1998 г.

ГЕОЛОГ ПО ПРИЗВАНИЮ

Доктору геолого-минералогических наук профессору Григорию Семеновичу ФРАДКИНУ исполнилось 70 лет.

В официальных бумагах, которые полагается готовить ко всем важным событиям в жизни человека, значится:

Г.С.Фрадкин -- пытливый исследователь в области нефтяной и региональной геологии...

Результаты работ ученого широко известны в научных кругах России и за рубежом. На протяжении всей деятельности Григорий Семенович целенаправленно изучал строение и потенциальную нефтегазоносность отдельных регионов, разрабатывал проблемы геологии и нефтегазоносности осадочных бассейнов платформенных областей, сравнительной тектоники платформ, нефтегазогеологического районирования территории Восточной Сибири и Дальнего Востока...

Значительные теоретические обобщения и важные практические рекомендации сформулированы в его докторской диссертации...

Большое внимание Григорий Семенович постоянно уделяет воспитанию молодого поколения геологов. В Якутском и Новосибирском университетах им прочитаны учебные курсы по общей и региональной геологии, геологии нефти и газа. Многие его ученики стали известными исследователями, докторами и кандидатами наук...

Незаурядные деловые и организаторские способности, высокая ответственность, неизменные доброжелательность и отзывчивость снискали Григорию Семеновичу глубокое уважение, симпатии и дружеское отношение коллег".

Это, так сказать, обязательные строки, подводящие некий итог его производственной и научно-педагогической деятельности. А Григорий Семенович прожил большую, непростую и очень интересную жизнь. Многие факты из его биографии обращают на себя внимание. Например, студент-отличник, получивший после окончания Саратовского университета приглашение в аспирантуру, вдруг отказывается от столь перспективного будущего и вместе с женой, тоже выпускницей геологического факультета, добивается распределения в Якутию.

-- Почему вдруг родилось такое решение, Григорий Семенович?

-- По счастливой случайности: из Якутии вернулся профессор А.Олли, и на ученом совете нашего факультета докладывал об итогах возглавляемой им экспедиции, о замечательных геологических перспективах края. Я, человек увлекающийся, враз загорелся: это же настоящий нефтяной Клондайк! Казалось -- вот поедем туда мы, молодые, сильные, развернемся в полную силу -- горы свернем! Это же мечта любого геолога, и просто невозможно упустить такой шанс.

Оставалось проработать некоторые бытовые детали: списаться с новым местом работы, отбиться от преподавателей и друзей, уговаривающих не ломать свою жизнь, не совершать подобной глупости. И -- собираться в дальнюю дорогу.

В августе 1951-го десант из восьми молодых специалистов приземлился в аэропорту города Якутска. Первое впечатление от встречи с северной столицей не было восторженным. На весь город -- единственное кирпичное здание, бросалась в глаза явная антисанитария (все удобства -- на улице), бездорожье... Но какое это имело значение для полных самых прекрасных замыслов молодых геологов, приехавших осваивать суровый край.

Фрадкиным, единственным из группы, выделили отдельную комнату (уважительная причина -- они ждали первенца), которая стала временным пристанищем для всего десанта. Это жилье с паровым отоплением в условиях севера было настоящим раем. Здесь, за сколоченным собственными руками дощатым столом, неизменно накрываемым белой накрахмаленной скатертью, часто собирались друзья (только через двадцать лет Фрадкины переехали в благоустроенную квартиру), в том числе и бывшие сокурсники из центральных городов России, приезжавшие в экспедиции. Многие из них искренне удивлялись -- как можно жить в таких условиях! -- Действительно, -- как, Григорий Семенович?

-- Да что вы! Мы просто не замечали неудобств! Напротив, благодарили судьбу за столь насыщенную радостями жизнь и были совершенно счастливы. Наш энтузиазм, патриотизм были осознанными и совершенно искренними. К тому же замечательное стечение обстоятельств: столь нужная и перспективная работа, интереснейшие геологические объекты, и, что очень важно, прекрасные люди вокруг. При этом следует учитывать, что наш десант -- это первый послевоенный выпуск. В памяти еще свежи были воспоминания о войне -- нищета, голод, изнурительный труд, постоянный страх от каждодневных бомбежек и перестрелок.

Свою геологическую карьеру Г.Фрадкин начал с самой рядовой должности -- коллектора в геологической партии. Потом, как полагается работящему и честному специалисту, поэтапно переходил от одной должности -- к вышестоящей: прораб-геолог, старший геолог геологосъемочной партии, руководитель нефтегазоразведочных экспедиций. Одна из экспедиций, начальником которой был молодой геолог Фрадкин, имела прямое отношение к открытию в Якутии первых промышленных газоконденсатных месторождений. -- Обязательный вопрос, Григорий Семенович, -- как пришли в науку? Наверное, как положено: "с пеленок" определили свой путь, решили стать исследователем, постигать новое, открывать неизведанное?

-- Отнюдь! В годы учебы в университете я участвовал в работе студенческого научно-технического общества и даже возглавлял его, написал научную статью, выступал с докладами. В общем, был нормально активным творческим студентом. Постоянно интересовался теоретическими проблемами геологической науки, следил за открытиями геологов и гордился ими. Короче, впитывал знания и готовился стать квалифицированным специалистом. Несколько позже, работая в Якутии, стремился по возможности шире воспринимать поставленные задачи, как можно глубже анализировать совокупность полученных фактов. Пожалуй, Николай Васильевич Черский, бывший в то время начальником геологического управления, а позднее ставший во главе Президиума ЯНЦ СО АН, читая мои отчеты, первый обратил внимание на них и посоветовал заняться научно-исследовательской работой.

Пять лет спустя после приезда в Якутию геолог Г.Фрадкин стал младшим научным сотрудником Института геологии ЯНЦ СО АН (в то время -- ЯФ АН СССР). Здесь его творческий рост и развитие как исследователя тоже идет своим естественным путем -- научный сотрудник, ученый секретарь, заведующий лабораторией геологии нефти и газа, заведующий отделом, заместитель директора института. Ширятся его творческие связи и контакты с коллегами из Москвы, Ленинграда и особенно Новосибирска. С гордостью рассказывает Григорий Семенович о совместных маршрутах и работах с А.Трофимуком, А.Яншиным, Б.С.Соколовым, Б.А.Соколовым, И.Грамбергом, и многими, многими друзьями-коллегами из ИГиГ СО РАН, СНИИГГиМС, ВНИГРИ, НИИГА, МГУ и др. -- Интересно, вы когда-нибудь пожалели о том, что уехали из центральной России "к черту на кулички"?

-- Ни-ко-гда! Судьбой своей я чрезвычайно доволен. Якутия для любого геолога -- счастье и неисчерпаемый Клондайк. Почти сорок лет я бороздил ее просторы -- на самолетах, вертолетах, теплоходах, оленях, собаках, пешком, но даже трети ее обширной территории не удалось хоть как-то обследовать. Сколько в ее недрах богатств, в том числе залежей углеводородов! Все годы работалось просто прекрасно -- рядом увлеченные делом люди, дружный, душевный и творческий коллектив.

Григорий Семенович как бы заново проходит через все прожитые годы, называя важнейшие результаты, дни везенья, некоторые удачи и огорчения. Ни намека на трудности, тяжелые времена, холод и неустроенность. А все это ведь было, не могло не быть. Просто он относится к той породе людей, которых называют неисправимыми романтиками и которые умеют не возводить "негатив" в степень, стараются спрятать его подальше, на самое дно воспоминаний, приберегая для обнародования доброе и светлое.

-- У человека на каждом жизненном этапе свои радости. Смолоду во мне постоянно жило ощущение важности моих деяний, весь я был устремлен на свершения, открытия, встречи с удивительным. С приходом в науку актуальной стала проблема профессионального роста, создание атмосферы творчества в руководимом тобой коллективе. Получал удовлетворение от выхода на широкую арену и сотрудничество с авторитетными исследовательскими коллективами, постоянно стремился привлечь внимание профессионалов и специалистов разных творческих школ к изучению платформенных областей Сибири и, прежде всего, Якутии. Согревала мысль, что выбранное научное направление перспективно, работа приносит свои плоды.

-- Удалось ли выполнить все, что задумано?

-- Конечно, нет! Думаю это вообще мало кому удается. Жизнь коротка, возможности ограничены, хотя и старался доводить свои планы до логического завершения. Думаю, что нашему творческому коллективу в процессе научных исследований помогала моя предшествующая практическая закалка: геологическая съемка разновозрастных комплексов и разноранговых структур ряда нефтегазоносных бассейнов. Особую благодарность и признательность испытываю к моим великим наставникам -- академикам Н.Черскому, А.Трофимуку. Во всех наших совместных трудах прослеживается практическая направленность, подчеркнутая в выводах или отдельных разделах "практические рекомендации". Мне очень импонирует, что творческий коллектив возглавляемого академиком А.Конторовичем вновь созданного Института геологии нефти и газа, ведущим научным сотрудником которого я ныне являюсь, также сохраняет теснейшие связи с производственными организациями Сибири и большое внимание уделяет не только научному обоснованию расширения сырьевой базы, но и разработке наиболее эффективных направлений освоения выявленных ресурсов углеводородов..

Что можно отнести в актив исследовательской работы? Есть серьезные проработки по стратиграфии и структуре осадочного чехла Сибирской платформы. Предложены оригинальные методические и методологические подходы поэтажного изучения нефтегазоносности осадочных толщ платформенных областей, обоснованы детализированные модели нефтегазогеологического районирования и прогнозные оценки ресурсов, предложены некоторые рекомендации по направлению дальнейших поисковых работ.

-- Из неосуществленного что бы назвали прежде всего?

-- Когда в Якутии открыли Усть-Вилюйское газоконденсатное месторождение, мы считали, что Республика сумеет извлечь из этого максимальную выгоду. И на самом деле -- вскоре газ подали в квартиры якутян -- это здорово, иметь в 60-градусные морозы гарантированное и комфортное тепло. Последующие открытие подтвердили научные прогнозы, и вполне правомерно был поставлен вопрос о необходимости организации на месте добычи нефтегазодобывающей промышленности. Что только мы ни делали, чтобы продвинуться в решении проблемы. Писали множество убедительных записок и обоснований в Госплан, Совмин, ЦК КПСС. Выходили на самые высокие личные контакты, не получилось. Уж очень громоздкий и неповоротливый наш "народнохозяйственный маховик". Видно, только нашим потомкам под силу будет решить эту важную для Якутии и всей страны топливно-энергетическую проблему. Все предпосылки к этому имеются.

У Григория Семеновича 250 опубликованных научных работ. Более половины из них посвящены геологии Якутии, анализу нефтегеологических критериев, прогнозу и обоснованию нефтегазоносности Сибирской платформы. Несмотря на то, что более 20 лет Г.Фрадкин работает в Институте геологии и геофизики Сибирского отделения, он и здесь первостепенное внимание уделяет геологическим проблемам Якутии. Ему по праву присвоено почетное звание "Заслуженный деятель науки и техники Якутии".

За плечами Григория Семеновича более полувека трудового стажа. Но и сегодня он работает так же вдохновенно и плодотворно, как в молодости. По привычке идет в институт к началу рабочего дня, а возвращается поздно вечером. Нередко трудится в выходные дни и праздники. Долгое время друзья пытались приобщить его к рыбалке, увлечь охотой, но потом бросили эту затею -- у него почти всегда находились срочные дела и неотложные задачи, с решением которых, по его разумению, не стоило затягивать.

Вот и ныне: с февраля профессор Г.Фрадкин формально числится в очередном отпуске, но не придает данному факту ровно никакого значения -- рабочий режим все тот же и даже более напряженный. -- Работа всегда была у вас на первом месте, Григорий Семенович?

-- Всегда! Все у меня в жизни было и есть: любовь, прекрасная семья, замечательные дети, добрые друзья. Но работа, при любых обстоятельствах, всему голова, содержательный стержень всей жизни нашей семьи. Этому во многом содействует моя жена, Антонина Фирсовна, с который мы вместе, считай, 50 лет.

Юбиляру -- доброго здравия, максимального исполнения творческих планов, а главное -- как можно больше радостей, положительных эмоций и добрых вестей от детей, внуков и друзей.

Л. ЮДИНА, "НВС".

стр. 

в оглавление

Версия для печати  
(постоянный адрес статьи) 

http://www.sbras.ru/HBC/hbc.phtml?8+188+1