Печатная версия
Архив / Поиск

Archives
Archives
Archiv

Редакция
и контакты

К 50-летию СО РАН
Фотогалерея
Приложения
Научные СМИ
Портал СО РАН

© «Наука в Сибири», 2024

Сайт разработан
Институтом вычислительных
технологий СО РАН

При перепечатке материалов
или использованиии
опубликованной
в «НВС» информации
ссылка на газету обязательна

Наука в Сибири Выходит с 4 июля 1961 г.
On-line версия: www.sbras.info | Архив c 1961 по текущий год (в формате pdf), упорядоченный по годам см. здесь
 
в оглавлениеN 35-36 (2171-2172) 25 сентября 1998 г.

ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЯ НАРОДНОГО ХОЗЯЙСТВА

Как стало известно газете "Коммерсантъ", главным документом, который правительство рассматривает в качестве основы своей будущей экономической программы, стало Открытое письмо ученых Отделения экономики РАН Президенту, Федеральному собранию и правительству РФ. Несомненно, этот документ будет переработан, но сам дух его уже дает представление о том, в каком направлении мыслят наши новые министры.

Ученые Отделения экономики РАН были и остаются инициаторами и сторонниками глубоких социально-экономических преобразований общественной жизни страны. Они всегда выступали и продолжают выступать за продуманный и взвешенный переход к социально ориентированной и эффективно регулируемой рыночной экономике, за создание базовых основ гражданского общества и его всестороннюю демократизацию.

При этом мы четко отделяем магистральные направления преобразований от неумелых, примитивных и порой непрофессиональных методов так называемой "шоковой терапии". Мы неоднократно предупреждали президента и правительство об опасности экспериментирования с экономикой такой огромной страны, как Россия, на основе не выверенных отечественной наукой и не получивших практического подтверждения рекомендаций зарубежных консультантов и экспертов. В результате Россия оказалась отброшенной далеко назад. Началось разрушение ее научно-технического, экономического и интеллектуального потенциала, гигантских масштабов достигло обнищание населения, подорваны нравственные устои общества, наглеет преступность.

Теперь, когда Россия оказалась на краю пропасти, опять без каких-либо консультаций с отечественной наукой предлагается очередная модель, но теперь уже латиноамериканского образца.

В этих условиях ученые Отделения экономики РАН считают своим профессиональным и гражданским долгом обратиться к президенту России, к Федеральному собранию и правительству России со своими предложениями по обеспечению курса минимальной экономической безопасности населения и страны от реальных угроз разразившегося финансового кризиса.

Нам нужно решать неотложные вопросы защиты граждан от инфляции, от пустых полок в магазинах, от развала банковской системы, катастрофического падения курса рубля.

1. МЕРЫ, НАПРАВЛЕННЫЕ НА ЗАЩИТУ ГРАЖДАН ОТ ИНФЛЯЦИИ

В центре предлагаемых экстренных мер должно быть поставлено максимально возможное ограждение материальных интересов населения, в особенности ее беднейших слоев. В этих целях:

1.1. Необходима регулярная индексация заработной платы работающего населения, пенсий, пособий, стипендий и других социальных выплат. По нашему мнению, необходима полная индексация по доходам ниже среднего уровня и частичная индексация для более высоких доходов. Одним из основных источников неинфляционного покрытия затрат в этом случае могут стать дополнительные доходы бюджетов всех уровней, возникающие вследствие роста цен.

1.2. Не декларативная, а правовая государственная гарантия денежных вкладов каждого российского гражданина не только в сберегательном, но и в любом коммерческом банке. Каждому вкладчику государство должно гарантировать сохранность рублевых и валютных вкладов не в номинальном, а в реальном денежном эквиваленте. Для этого могут быть использованы два пути. Первый -- ежемесячная индексация вкладов. Второй -- увеличение процентной ставки по вкладам до ее реального значения с учетом складывающейся экономической конъюнктуры. При этом для стимулирования сохранения и увеличения вкладов населения их индексацию или увеличение процентной ставки дифференцировать по двум уровням: пониженному -- для тех, кто изымает вклады, и повышенному -- для тех вкладчиков, которые сохраняют или наращивают свои вклады в банках.

Целесообразно также содействовать развитию кредитования населения под жилищное строительство с частичным использованием его сберегательных средств. Жилищно-коммунальную реформу в том виде, как она была декларирована прошлым кабинетом министров, следует отложить до момента выхода из кризиса и связать ее с реформой доходов населения.

1.3. Создание общегосударственного страхового продовольственного фонда для обеспечения населения всех регионов страны страховым запасом продовольствия не ниже мобилизационного уровня. Правительство должно выделить на эти цели необходимый объем финансовых, в том числе и валютных, ресурсов. В ближайший месяц осуществить закупки импортного продовольствия в новой мобилизационной его структуре, чтобы снять проблему голода.

1.4. Объявление моратория на все мероприятия (особенно дорогостоящие), независимо от источников их финансирования, на текущий год, если они не связаны со здоровьем и жизнью людей. Это позволит реализовать режим жесткой экономии и правильного определения приоритетов решения социально-экономических проблем.

1.5. Восстановить нормальные условия для организованной розничной торговли импортными товарами, не разрушать основы функционирования "челночного" бизнеса.

2. МЕРЫ, НАПРАВЛЕННЫЕ НА СТАБИЛИЗАЦИЮ ВАЛЮТНОГО РЫНКА

Основной целью этих мер является сокращение оттока валютных средств из страны и их мобилизация для обеспечения валютной платежеспособности государства.

2.1. Ввести обязательную 100-процентную продажу валютной выручки Центральному банку на период стабилизации рынка.

Для ограждения интересов экспортеров целесообразно ввести систему, при которой приобретение ими валюты для продовольственных нужд в пределах сумм, равных дополнительной продаже валюты, будет осуществляться по курсу их продажи. Существующие ныне валютные счета можно, по опыту Польши, оставить в их распоряжении.

Ужесточить порядок использования иностранной валюты. Она должна продаваться в первую очередь под импортные контракты и обязательства по погашению задолженности.

В нынешних условиях целесообразно существенно ограничить число коммерческих банков, имеющих право осуществлять валютные операции.

2.2. Правительству и ЦБ РФ (как основному органу валютного надзора) сократить сроки обязательной репатриации валютной выручки по экспорту (за исключением высокотехнологичной продукции) и погашения авансов по импорту, провести другие меры по ужесточению валютного контроля. Нарушение сроков расчетов по внешней торговле должно предусматривать жесткие санкции -- вплоть до принудительной конвертации остатков на валютных счетах и изъятия всей суммы в доход бюджета.

2.3. С целью сохранения конвертируемости рубля по текущим операциям временно скорректировать технологию торговли валютой в торговой системе ММВБ и обеспечить дополнительные ограничения на заявки по покупке валюты. Примерная схема: ЦБ устанавливает краткосрочный коридор (с целью ограничения инфляционных ожиданий), принимаются заявки на покупку только под реальные клиентские импортные контракты и на пополнение кассы обменных пунктов в рамках устанавливаемых лимитов; обеспечивается действенный контроль за использованием приобретаемой валюты, на коммерческие банки возлагается ответственность за представленные фиктивные и спекулятивные заявки, ЦБ обеспечивает своими продажами (покупками) курс в пределах установленного коридора.

2.4. С цель сокращения налично-долларового оборота и пополнения валютных ресурсов государства разместить государственный валютный заем у населения. Организацию займа поручить Сбербанку и Внешторгбанку. ЦБ обеспечить 100-процентную гарантию по займу и функционирование ликвидного вторичного рынка данных бумаг. С целью увеличения привлекательности такого займа решить вопрос о легализации доходов населения через этот заем, без каких-либо ограничений на сумму вложений. Освободить доходы по данному займу от налогов. Принимать в оплату облигаций все переводы с валютных вкладов населения в российских коммерческих банках по предоставлении покупателем облигаций платежного поручения независимо от факта перевода средств соответствующим коммерческим банком.

2.5. Восстановить институт спецэкспортеров по стратегическим товарам. Централизовать валютные потоки и счета по торговле стратегическими товарами в уполномоченных государственных банках, прежде всего во Внешторгбанке.

3. МЕРЫ, НАПРАВЛЕННЫЕ НА РАСЧИСТКУ ФИНАНСОВЫХ ЗАВАЛОВ В ЭКОНОМИКЕ

3.1. Необходимо полностью исключить возможность государственных неплатежей (включая навязывание в качестве средств платежа разного рода денежных суррогатов). С этой целью считаем совершенно оправданным законодательное введение порядка, при котором в случае неспособности федерального правительства оплачивать поставленную ему продукцию и предоставленные услуги и невозможности цивилизованным образом оформить связанную с этим задолженность в действие должен автоматически вступать механизм управляемой эмиссии. Такая мера, по нашему глубокому убеждению, приведет не к разгону инфляции, а к кардинальному повышению ответственности правительства за принимаемые на себя обязательства.

3.2. Необходимо ликвидировать феномен просроченных платежей. Смысл этой очень непростой операции состоит в разовом насыщении готовой действовать по рыночным правилам экономики деньгами. Технически она сводится к следующему. Амнистируется задолженность по пеням и штрафам. Оставшаяся взаимная просроченная задолженность всех хозяйственных субъектов единовременно погашается. Те, у кого сумма своих долгов меньше, чем чужих, получают на свой счет соответствующую сумму денег. А для тех, у кого сохраняется задолженность, она переводится на государство, которое в зависимости от перспектив соответствующего предприятия, задач проводимой промышленной политики и прочих соображений может соответствующим образом оформить эту задолженность, либо конвертировать ее в акции этого предприятия, либо наконец подвергнуть его процедурам санации или банкротства. Очень важно одновременно добиться погашения задолженности по зарплате.

4. МЕРЫ, НАПРАВЛЕННЫЕ НА МОБИЛИЗАЦИЮ РЕСУРСОВ БАНКОВСКОЙ СИСТЕМЫ ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ СТАБИЛИЗАЦИОННЫХ МЕРОПРИЯТИЙ

4.1. Расширение возможностей регулирования системообразующих коммерческих банков за счет участия ЦБ и правительства в уставных фондах крупных банков.

ЦБ РФ объявляет о повышении минимальной величины уставного фонда банков, имеющих генеральную валютную лицензию. В случае если банк не может самостоятельно повысить объем уставного фонда до указанной величины, дополнительная эмиссия уставного фонда может быть выкуплена ЦБ и (или) правительством.

4.2. Расширение целевого кредитования ЦБ коммерческих банков. Введение порядка учета векселей банков и предприятий в ЦБ, а также предоставления коротких платежных кредитов ЦБ коммерческим банкам.

4.3. Создание межбанковского пула (аналога банков -- членов Федеральной резервной системы США) -- механизма консолидированной ответственности за стабильность банковского сектора и финансовых рынков. Средства пула могут формироваться за счет сокращения отчислений в фонд обязательных резервов и дополнительных взносов (как в рублевом эквиваленте, так и в валюте) в размере доли от объема их совокупных пассивов. Банки обязываются поддерживать фиксированный минимальный совокупный объем средств пула, определенная доля которого формируется в иностранной валюте. В целом пул должен функционировать на рыночных основах. Руководство пула было бы естественно сформировать из представителей входящих в него крупнейших банков с участием представителей ЦБ и правительства РФ. Средства пула должны использоваться для страхования депозитов, поддержания ликвидности членов пула и стабильности национальной валюты.

5. МЕРЫ, НАПРАВЛЕННЫЕ НА МОБИЛИЗАЦИЮ ДОПОЛНИТЕЛЬНЫХ СРЕДСТВ ДЛЯ ФИНАНСИРОВАНИЯ ГОСУДАРСТВЕННЫХ РАСХОДОВ

5.1. Правительству необходимо разработать, а Государственной думе принять чрезвычайный бюджет на четвертый квартал текущего года.

5.2. Отказ от принципа безусловного неэмиссионного финансирования дефицита государственного бюджета.

Возобновление прямого кредитования правительства ЦБ РФ возможно в виде:

-- кредитов под кассовые разрывы в исполнении бюджета (под гарантированные доходы более поздних периодов);

-- прямой покупки ЦБ РФ государственных ценных бумаг в периоды низкой рыночной конъюнктуры за исключением реструктуризуемых облигаций;

-- рефинансирования кредитов коммерческих банков, выданных под государственные гарантии, и вложений коммерческих банков в нерыночные государственные займы (хотя с формальной точки зрения это и не является прямым кредитованием правительства).

Безусловно, объемы выдачи кредитов ЦБ всех указанных видов должны определяться в ходе разработки денежно-кредитной политики и оформляться в виде квартальных лимитов (на чрезвычайный период -- месячных и даже недельных).

5.3. Консолидация счетов бюджетных организаций на субсчетах в казначействе с использованием временно свободных средств на данных счетах для покрытия кассовых разрывов в рамках утвержденных лимитов (временно свободные средства бюджета и бюджетных организаций должны использоваться на бюджетные нужды, а не на нужды коммерческих банков).

6. МЕРЫ, НАПРАВЛЕННЫЕ НА РЕСТРУКТУРИЗАЦИЮ ВНУТРЕННЕГО ОБЛИГАЦИОННОГО ДОЛГА

6.1. Необходимо существенным образом скорректировать принятое 17 августа 1998 года совместное заявление правительства РФ и ЦБ РФ в части реструктуризации выплат по ГКО:

-- выплату долга по ГКО, приобретенным ЦБ РФ и Сбербанком РФ, целесообразно реструктурировать на 5--10 лет, поскольку в данном случае государство должно самому себе;

-- оплату основного долга по ГКО, приобретенным коммерческими банками, страховыми компаниями, пенсионными фондами и физическими лицами, правительство должно осуществить либо по рыночным ценам на 1 августа, либо по ценам приобретения. Но в том и другом случае с учетом обесцененных денег.

6.2. Повысить привлекательность новых государственных ценных бумаг. С этой целью:

-- разрешить коммерческим банкам образование части фонда обязательных резервов путем депонирования указанных долгосрочных ценных бумаг;

-- осуществлять краткосрочное рефинансирование коммерческих банков ЦБ РФ под долгосрочные государственные ценные бумаги (за вычетом депонированных в фонде обязательных резервов).

6.2. Ввести обязательное хеджирование нерезидентами в Центральном банке средств, вновь размещаемых на рынке государственных обязательств (что должно ограничить доходы на уровне, не превышающем 15 процентов годовых в валюте).

7. МЕРЫ, НАПРАВЛЕННЫЕ НА ВОССТАНОВЛЕНИЕ НОРМАЛЬНЫХ ОТНОШЕНИЙ С МИРОВЫМИ ФИНАНСОВЫМИ ИНСТИТУТАМИ

7.1. Необходимо четко подтвердить на всех уровнях государственного руководства, что Россия и в нынешних условиях будет осуществлять все текущие платежи по контрактным обязательствам и по обслуживанию госкредитов и евробондов. Что касается банковских и коммерческих кредитов, то необходимо обязать их российских получателей безотлагательно уже в период объявленного трехмесячного моратория провести переговоры о согласовании условий и сроков соответствующих выплат.

7.2. В стратегическом плане предстоит существенно скорректировать политику внешних заимствований. Ее основными ориентирами должны являться:

-- ориентация на привлечение из-за рубежа прямых, а не портфельных (в российских условиях спекулятивных) инвестиций. В этой связи потребуется ускорить введение в практику законодательных актов, прежде всего по соглашениям о разделе продукции и о концессиях, а также о четких и жестких гарантиях иностранных инвестиций;

-- определение долгосрочной программы обслуживания накопленного внешнего государственного долга, включая возможности его реструктурирования и перевода в другие виды обязательств (конверсия в инвестиции, обмен на обязательства третьих стран, реализация на вторичном рынке и т.п.), наряду с активизацией работы по возврату России долгов зарубежных государств;

-- получение новых внешних госзаймов только под инвестиционные проекты, создающие источники их погашения.

7.3. Одновременно представляется целесообразным активнее использовать возможности развития торгово-экономических связей со странами СНГ, прежде всего с Украиной, Белоруссией и Казахстаном. Возникающие трудности в отношениях с Западом, задачи более широкого использования имеющихся производственных мощностей вызывают необходимость переориентировать на эти страны часть наших экспортных поставок и импортных закупок. В этой связи еще более актуальный характер приобретают вопросы развития интеграции в регионе СНГ, в особенности связанные с формированием зоны свободной торговли и таможенного союза, урегулированием взаимных платежно-расчетных отношений на базе восстановления привлекательности российского рубля.

8. МЕРЫ, НАПРАВЛЕННЫЕ НА ПЕРЕВОД ЭКОНОМИКИ В РЕЖИМ ЭКОНОМИЧЕСКОГО РОСТА

8.1. Необходимо пересмотреть ошибочную позицию идеологов реформ, которая традиционно связывает экономический рост исключительно с инвестициями. Считается, что ни при каких условиях внутренних сбережений, даже если все они будут трансформированы в капитальные вложения, не будет достаточно для решения стоящих перед страной проблем. Отсюда -- ставка на масштабное привлечение иностранного капитала, отсюда, видимо, и принципиальная установка на сверхлиберализацию российских финансовых рынков.

Позиция отделения экономики РАН базируется на ином алгоритме перехода к экономическому росту. Суть в том, что его инициация возможна благодаря расширению на первоначальном этапе степени загрузки производственных мощностей за счет стимулирования текущих потребительных расходов. Такой подход не наше изобретение, и было бы ошибкой рассматривать его как нацеленный против инвестиций, в том числе иностранных.

Его суть заключается в том, что при наличии свободных мощностей стимулировать нужно не сбережения и инвестиции, а текущие потребительские расходы (разумеется, на отечественную продукцию). И хотя в этом случае норма сбережений падает, общий объем сбережений и инвестиций не уменьшается, так как возрастает (за счет загрузки неиспользовавшихся мощностей) общий объем выпуска.

Отсюда вытекает наше предложение о реанимации и использовании научно-производственного потенциала отечественной обрабатывающей промышленности, существующего сегодня в форме натурального капитала, используемого менее чем наполовину от возможного.

8.2. Необходимо нормализовать соотношения цен на внутреннем рынке в соответствии со сложившимися технологическими особенностями производства и ценовыми диспаритетами. С одной стороны, это предполагает контроль за ценами естественных монополий, а с другой -- возможность умеренного роста цен на продукцию обрабатывающей промышленности, необходимого для получения приемлемого уровня рентабельности. Требуется: нормализовать систему платежно-расчетных отношений в экономике; регулирование внешнеэкономических связей в пользу отечественных товаропроизводителей; первоначальная финансовая поддержка предприятий.

8.3. В условиях нарастающего кризиса и сокращения импорта создаются благоприятные условия для активизации отечественного производства, в первую очередь предприятий легкой и пищевой промышленности, а также мелкого бизнеса. Для поддержания этого процесса целесообразно создание целевого кредитного фонда.

8.4. Для стимулирования промышленного производства необходимо ослабить налоговый пресс за счет отказа от прямого и косвенного обложения заработной платы, ликвидации или (на первом этапе) резкого снижения налога на добавленную стоимость. Это позволило бы сократить издержки производства отечественной продукции примерно вдвое, снизить цены и повысить ее конкурентоспособность.

Компенсация потерь по налогам в этом случае легко могла бы быть перекрыта за счет 1) роста масштабов выпуска, а следовательно, и налогооблагаемой базы и 2) переноса налогов с производства на доходы от ресурсного потенциала страны, недвижимости, аренды городских земель, акцизов на ликеро-водочную продукцию, табак и предметы роскоши.

8.5. Необходима переориентация финансово-кредитной сферы на обслуживание производства реальных благ и услуг. Для этого следует ограничить возможности спекулятивной финансово-посреднической деятельности, инициируемой в том числе и государством. Сюда же примыкают и проблемы текущих институциональных преобразований.

8.6. Учет общегосударственных интересов, социальных, национальных, производственно-технологических особенностей отдельных регионов, отраслей, сфер, крупных предприятий при выработке экономической стратегии и тактики.

Несомненно, что успешное разрешение указанных проблем в обозримые сроки требует принципиально иных способов и масштабов воздействия государства на деятельность всех экономических субъектов.

Одновременно представляется, что, если не будут предприняты весьма решительные действия в указанных направлениях, катаклизмы, аналогичные текущему, будут возникать с завидным постоянством.

9. ПОЛИТИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ВЫХОДА ИЗ НАРАСТАЮЩЕЙ КАТАСТРОФЫ

Главное и единственное условие, способное спасти Россию от грозящего ей разрушения, состоит в восстановлении доверия. Речь идет о доверии к власти, к российскому рублю, к мудрости, достоинству и чести россиян.

Путь к этому лежит через прямой и предельно честный разговор с народом с признанием ошибок и допущенных просчетов в экономической и социальной политике. И речь идет вовсе не о поиске виновников, о привлечении кого-то к ответственности, о надоевшем народу перекладывании ответственности между представителями законодательной и исполнительной власти, между президентом страны и олигархами, между центром и регионами. Важны именно открытость, прямота и откровенность разговора, способные возродить доверие масс.

Основой доверия может стать четкое определение долгосрочной стратегии преобразований. Наши дети и внуки должны ясно представлять себе, каким будет их завтрашний день. К большому сожалению, за последние годы никто и никогда даже не попытался ответить на этот вопрос. Поэтому самый большой изъян реформы состоит в том, что она утратила целевую ориентацию. Потерян ее смысл и конечная цель. А когда нет цели, то нельзя добиться успеха.

Ослабла, а порой и утрачена органическая связь власти с наукой, культурой и всеми сферами духовной жизни общества. Власть сама поставила себя в своеобразную оппозицию к естественной и гуманитарной науке, резко снизились ее консультативные и экспертные возможности. Позором для России является игнорирование богатейшего и во многом уникального научного и духовного потенциала страны в обмен на примитивные рекомендации специалистов, мало сведущих в вопросах истории и культуры выдающейся страны.

Мы, члены отделения экономики Российской академии наук, еще раз заявляем, что располагаем серьезными наработками как по стратегии социально-экономического развития страны, так и по неотложным вопросам выхода страны из надвигающейся катастрофы.

Мы надеемся, что наш голос наконец будет услышан как властью, так и всей страной. Ученые готовы к конструктивному диалогу и участию в реализации нового курса реформ.

Члены Отделения экономики Российской академии наук:

академики: Львов Д.В. (академик-секретарь отделения), Абалкин Л.И., Богомолов О.Т., Макаров В.Л., Некипелов А.Д., Петраков Н.Я., Ситарян С.А., Федоренко Н.П.;

члены-корреспонденты: Анфиногентова А.А., Ивантер В.В., Капустин Е.И., Лузин Г.П., Маевский В.И., Минакер П.А., Перламутров В.Л., Татаркин А.И.;

доктор экономических наук Римашевская Н.М.

("Коммерсантъ", 15 сентября 1998г.).

стр. 

в оглавление

Версия для печати  
(постоянный адрес статьи) 

http://www.sbras.ru/HBC/hbc.phtml?13+192+1