ДВЕРИ В МИР ИСКУССТВА
Говоря о достопримечательностях новосибирского Академгородка, не
обойдешь вниманием и Выставочный зал Дома ученых. Он начал свою
работу в 1965 году, а спустя пять лет получил статус филиала
Новосибирской картинной галереи. В апреле 1970 года директором
галереи стала Галина Лаевская. В ее профессиональной жизни
столько замечательных встреч, событий, знакомств... Множество
людей 28 сентября поздравят Галину с юбилеем. Редакция "НВС"
оказалась самой первой и выражает уверенность, что 50-летие --
это только старт перед новыми дистанциями -- новыми выставками. А
первый подарок Галина Леонидовна сделала себе сама -- открыла
выставку "Художники Академгородка". За 28 лет работы Г.Лаевской
было проведено более 600 различных выставок.
-- Можете ли вспомнить свою самую первую выставку?
-- Не могу хронологически сказать, что это была первая, но именно
эта запомнилась, и она точно была в первый год моей работы --
1970-й. Это выставка знаменитого мордовского скульптора Степана
Эрзи, тогда вновь открываемого, потому что он только вернулся из
эмиграции из Аргентины. Биография этого человека интересная,
захватывающая, и художник он уникальный. Большая коллекция его
работ хранится в музее в Саранске. В музеях русского искусства
С.Эрзю почитают наравне с С.Коненковым. Выставка работ Степана
Эрзи -- одна из немногих, если вообще не единственная выставка
скульптуры, которая прошла в Доме ученых. Конечно, она на меня
произвела огромное впечатление просто как на зрителя. Скульптуры
Эрзи выполнены из особотвердых пород аргентинских деревьев --
альгаробо и вильбраха, поверхность специальным образом обработана
и выглядит как металлическая. Посетители так и норовили
потрогать, постучать, поцарапать... Я совмещала обязанности и
смотрителя, и хранителя, и экскурсовода, очень волновалась,
особенно трепетно относилась к тому, чтобы не подходили близко к
произведениям. И вот, наблюдаю за одним юношей, который переходит
от скульптуры к скульптуре и внимательно все разглядывает. Вдруг,
стоя у одной из работ, он чихает. Я подбегаю и говорю, не
подозревая о нелепости своей претензии: "Вы почему чихаете на
скульптуру?" Он удивленно поворачивается и отвечает: "А дышать-то
можно здесь?" Такая была гиперответственность за доверенные
произведения.
-- Были ли в нашей галерее уникальные выставки?
-- Я считаю, были. Не буду сейчас останавливаться на тех, которые
были "до меня" и составили славу Дома ученых -- выставки работ
Павла Филонова, Роберта Фалька, Михаила Шемякина.
Среди выставок, которые я организовала, мне кажется, уникальной
можно назвать выставку Зинаиды Серебряковой. Готовя свой диплом
искусствоведа на тему "Серебрякова. Французский период
творчества", я познакомилась через переписку с ее детьми. И это
замечательное общение вылилось в выставку. Татьяна Борисовна
Серебрякова, дочь Зинаиды, сама театральный художник, сделала
все, чтобы хоть небольшую часть заграничного периода творчества
матери привезти в Россию. Выставка была уникальной еще и в
отношении техники исполнения: пастель, не закрепленная
специальными составами, транспортировке не подлежит. А Татьяна
Борисовна рискнула мне доверить эту коллекцию для экспонирования
в Сибири. Я ее перевозила самолетом и всю дорогу держала на
вытянутых руках, чтобы работы не сотрясались.
Можно вспомнить и выставку Пиросмани. Надо сказать, что его
картины писались на клеенке, многие неважно сохранились.
Но мы нашли интересный ход, назвали выставку "Пиросмани и его
время". Были отобраны около 20 произведений художника, дополняли
их предметы культуры его края: ковры, посуда, чеканка и
фотографии конца XIX -- начала XX века, которые представляли быт
городского и деревенского населения Грузии. Во время работы
выставки звучала кахетинская музыка.
-- Значит, вам приходится не только организовывать, но и
продумывать, монтировать, оформлять выставки, т.е. делать всю
работу от начала до конца?
-- Да, я называю себя специалистом широкого профиля: делаю все,
что связано с организацией выставок, административную и
техническую работу, пишу статьи.
-- Галина Леонидовна, скажите, была ли какая-то четкая линия,
направленность в вашей деятельности?
-- Я поняла, что в своей работе нужно входить в контакты с
музеями, в которых хранятся малоизвестные сибирскому зрителю
произведения. Так возникла идея выставки М.Волошина. Акварели
Волошина я чуть ли не первая вывезла из Феодосийского музея.
Волошин еще не был популярным, еще не был издан сборник его
стихов... Нам удавалось быть чуть-чуть впереди времени, именно за
счет того, что в Академгородке была атмосфера демократизма и,
если хотите, вольнодумства.
Секретарями райкома, как правило, были наши ученые. И в связи с
обособленностью района, до города иногда поздно доходила
информация о наших идеях.
При выставочном зале был Совет, председателями были ученые
большой культуры: К.Боголепов, Л.Фирсов, Ю.Щербаков. До 1988 года
Совет обсуждал, что здесь экспонировать. В последние 10 лет такие
обсуждения потеряли смысл. Раньше были идеологические причины и
нужен был совещательный орган, а сейчас технические вопросы
обсуждать смысла нет.
1988 год стал печальным рубежом в нашей деятельности. Разом
прекратились командировки, а, значит, и возможности договориться
о выставках; были ограничены расходы по транспортировке,
приглашениям художников... Помню, раньше хорошо помогал
Чкаловский завод: предоставлял самолет для перевозки экспозиций.
Многие экспонаты я сама перевозила. Вот на этом плече висела
папка и с Дюрером, и с Рембрантом, и с Гойей. Сейчас, конечно, с
ужасом думаю, как решилась. В наши дни из города в городок эскорт
нужен.
-- Как сейчас организуются выставки? Существуют ли планы работы
галереи?
Каждый год в октябре я составляю план на следующий год и стараюсь
по нему работать. Сейчас больше внимания уделяем местным
художникам. У нас в Академгородке создалась своя художественная
среда, которую необходимо питать общением. Так наш выставочный
зал отчасти приобрел семейный оттенок, потому что мы много
выставляем городковских художников. Стерлись грани между
профессиональным и непрофессиональным искусством. Авторы знакомы
жителям и выставки получаются особенно теплые, проникновенные,
хорошо посещаются. Кстати, несмотря на трудные времена,
посещаемость у нас ничуть не снизилась, все выставки пользуются
большим вниманием. В среднем, проходит 24--25 выставок в год. Это
вместе с экспозициями в Зимнем саду. Зимний сад -- стартовая
площадка для начинающих художников. А также для тех, кто работает
медленно и понемногу и им не нужно больших помещений. Практикуем
так называемые "пограничные выставки" -- прикладное искусство,
вышивка, фитодизайн, керамика, гобелен, бонсай. Одним словом,
держим открытыми двери нашей галереи для всех.
Беседовала В. Макарова.
стр.
|