Печатная версия
Архив / Поиск

Archives
Archives
Archiv

Редакция
и контакты

К 50-летию СО РАН
Фотогалерея
Приложения
Научные СМИ
Портал СО РАН

© «Наука в Сибири», 2024

Сайт разработан
Институтом вычислительных
технологий СО РАН

При перепечатке материалов
или использованиии
опубликованной
в «НВС» информации
ссылка на газету обязательна

Наука в Сибири Выходит с 4 июля 1961 г.
On-line версия: www.sbras.info | Архив c 1961 по текущий год (в формате pdf), упорядоченный по годам см. здесь
 
в оглавлениеN 37-38 (2173-2174) 9 октября 1998 г.

НАУКА НА РУБЕЖЕ ХХI ВЕКА
Интервью Н.Л. Добрецова

В Санкт-Петербурге 17 и 18 сентября с.г. состоялось Всероссийское совещание "Наука на рубеже XXI века". Оно планировалось как национальная подготовительная конференция к всемирному форуму "Наука XXI века. Задачи и ответственость", которая состоится в Будапеште в сентябре следующего года под эгидой ЮНЕСКО и IKSU (Международный научный союз). На совещании в Ленинграде выступил Генеральный секретарь оргкомитета англичанин Мур и приветствовал конференцию как национальную. На конференции было много выступающих, в том числе и из Российской академии наук, в частности, доклад о перспективах в области физики сделал академик Ж.Алферов, вице-президент РАН и председатель Санкт-Петербургского научного центра. Выступало и много иностранных ученых. Я, к сожалению, первый день отсутствовал, поэтому не обладаю точными данными, хотя знаю, что выступали представители отраслевой науки и по-разному формулировали свои задачи. Я выступил в заключение работы конференции (в программе не было моего выступления), на круглом столе, который вел академик В.Страхов, председатель Российской гильдии руководителей науки.

Мое выступление сводилось практически к шести тезисам. Первый: в докладах на конференции и из многих документов следует, что основными тенденциями науки XXI века являются два направления, которые будут бурно развиваться. Это информатизация и информационное обеспечение, включая разнообразные технические и программные средства. И науки о жизни и, особенно, биотехнологии. Этот лейтмотив звучал во многих выступлениях. Возможно соединение обоих направлений, к 2015 году по некоторым оценкам могут появиться биокомпьютеры, которые могут найти к тому времени широкое промышленное применение.

Второй тезис: наука стоит не только на пороге XXI века, но и на пороге общецивилизационного, общечеловеческого кризиса. Об этом много писал и говорил академик В.А.Коптюг в связи с проблемой устойчивого развития. Сама постановка проблемы устойчивого развития является реакцией на то, что кризис надвигается. Этот кризис обусловлен и исчерпанием природных ресурсов, перенаселенностью планеты, большим дисбалансом в развитии экономики разных стран -- обнищанием одних и чрезмерным обогащением других, и трудностями решения энергетических проблем и т.д. Таких проблем целый букет. Но одна из важнейших среди них -- это решение продовольственной проблемы и обеспечения биоразнообразия и биологической устойчивости. Вероятно, это одно из ключевых направлений и поэтому особая востребованность к наукам о жизни.

Третий тезис: развитие наук о жизни -- это главное. Информатизация -- это, скорее, изменение образа мышления, характера научной работы и т.д. Это действительно революционные изменения, но только частично это собственно наука. А вот науки о жизни -- это действительно науки. Как век двадцатый был веком физики и техники, то, вполне возможно, век двадцать первый будет веком биотехнологий, науки о жизни и новых достижений медицины.

Я пытался сформулировать, как общество смотрит на науку. Здесь присутствуют три образа, о которых я как-то уже говорил. Первая половина XX века -- в глазах общества ученые были этакими изобретателями, Эдисонами. Они изобрели телефон, телевизор, развили электротехнику, самолеты... В основе реакции общества было ожидание, надежда на то, что будет изобретено еще много чего-то полезного. Вторая половина века -- это был образ физика-атомщика, ужасного человека, который может сам или изобретения которого могут использовать другие для уничтожения живого на земле в результате ядерной войны. Вторая половина XX века основывалась на страхе перед всемогуществом науки и в частности, перед создателями ядерного оружия. Но по мере "разрядки" этот образ сильно поблек. И сегодня общество не обладает таким синдромом страха и соответствующего уважения к науке. Именно этим я объясняю общее снижение инвестиций и внимания к науке. В России это приняло катастрофические размеры. Но все выступавшие зарубежные гости говорили, что то же самое наблюдается и в их странах, правда, в несколько меньших масштабах, т.е. снижение инвестиций, снижение внимания общества, снижение престижа занятий наукой -- у всех одно и то же. Поэтому требуется создать новый образ, чтобы привлечь внимание общества, налогоплательщиков к науке. Есть два возможных варианта такого образа. Первый -- образ биолога-ужастика, который своими опытами в области генной инженерии изменит даже генный код самого человека и начнет производить уродов, а может быть и вундеркиндов в неконтролируемом обществом размере, или ужасных, но разумных, динозавров (пример в фильме "Остров доктора Моро"). И этот образ является преобладающим в американских фильмах ужасов. И наоборот, есть образ биолога-спасителя, который обеспечивает излечиваемость от всевозможных болезней, включая болезни XXI века (СПИД -- это только первая ласточка, как ожидают биологи, подобных пандемий впереди будет великое множество и без решающего влияния науки человечеству здесь просто не выжить), обеспечит изобилие продовольствия и т.д. В какую сторону будет развиваться наука, это зависит от политиков, от того куда будут направляться деньги, но, в значительной мере, и от этики ученого, от его морали.

Отсюда переходим к следующему тезису: роль морали, этики научного сообщества возрастает как никогда, ибо, чтобы создать то же самое атомное оружие, нужны были крупные материальные ресурсы. Это не под силу каждой стране, и этого смогли достичь только наиболее развитые страны, и то, путем чрезвычайной концентрации всех сил и возможностей. Биологическое оружие, биологических уродов, в принципе, может создать небольшая группа людей без огромных средств. И вот остановить, затормозить или привести этот процесс в нормальное развитие, вот здесь необычайно важен, конечно же, моральный фактор.

И поэтому последний тезис: говорилось во многих выступлениях, в том числе и академика В.Страхова, что наука XX века все-таки была недостаточно повернута к человеку. Там была техника сама по себе, которая в ряде случаев использовалась и на пользу человека, но все-таки человеку уделялось недостаточно внимания, в частности, гуманитарные науки развивались очень слабо. И не только у нас, но и во всем мире. В следующем веке это становится важнейшей парадигмой развития всего человечества, потому что вопрос, начиная с Парижского клуба, формулируется так: либо золотой миллиард (США и Европа живут и развиваются благополучно, а остальные страны превращаются в поставщиков дешевого труда и дешевой энергии), либо сбалансированное развитие всего человечества, где необходимо изменение самой парадигмы, переход от потребительского общества к обществу, где самоограничение каждого рождает благополучие всего общества, и наоборот, самоограничение общества рождает благополучие каждого. И это мировоззрение ближе скорее всего не к христианской морали, а к буддистской морали, морали Востока. Я небольшой специалист в этих вопросах, но думаю, что эти гуманитарные, моральные, философские проблемы будут иметь в XXI веке не меньшее значение, чем биологические и информационные аспекты, о чем было сказано выше.

стр. 

в оглавление

Версия для печати  
(постоянный адрес статьи) 

http://www.sbras.ru/HBC/hbc.phtml?14+193+1