Печатная версия
Архив / Поиск

Archives
Archives
Archiv

Редакция
и контакты

К 50-летию СО РАН
Фотогалерея
Приложения
Научные СМИ
Портал СО РАН

© «Наука в Сибири», 2024

Сайт разработан
Институтом вычислительных
технологий СО РАН

При перепечатке материалов
или использованиии
опубликованной
в «НВС» информации
ссылка на газету обязательна

Наука в Сибири Выходит с 4 июля 1961 г.
On-line версия: www.sbras.info | Архив c 1961 по текущий год (в формате pdf), упорядоченный по годам см. здесь
 
в оглавлениеN 39-40 (2175-2176) 23 октября 1998 г.

СТОИТ ЛИ СО РАН ДУМАТЬ О МАРКЕТИНГЕ?

Семинар-презентация "Достижения ученых СО РАН в области создания полезных растений", прошедший в последние дни сентября в Выставочном центре СО РАН, оказался весьма ярким свидетельством того, как много сделано в названной области учеными Ботанического сада и Института цитологии и генетики. Вроде бы не раз и не два "НВС" писала о самых разных разработках -- сортах, формах, гибридах растений и так далее -- но тем не менее именно семинар дал объемную картину не просто ассортимента, он показал значимость работ, их результаты и перспективы в комплексе. Стала очевиднее сама идеология развития исследований двух научных институтов по растениеводству в целом.

Два дня семинара -- два института. Доклады разработчиков и выставка конкретных образцов. Все достаточно зримо и информативно. Хотя, стоит отметить, что замысел принадлежал Выставочному центру СО РАН. И поэтому представление полезных растений, все доклады и выступления были вписаны как бы через идею менеджмента. Это проявилось в организации семинара: на него были приглашены потенциальные потребители разработок, а доклады и выступления отличались почти что технологической конкретикой.

Поэтому Выставочный центр пригласил на семинар заинтересованных лиц. Например, непосредственно агрономов-озеленителей из Октябрьского, Центрального, Заельцовского и Советского районов города. Здесь побывали главный архитектор Советского района, агроном Департамента озеленения Администрации НСО, сотрудники СО РАСХН, главный агроном Управления сельским хозяйством Искитимского района, директор фермерских хозяйств г.Искитима, агроном Управления коммунальным хозяйством г.Бердска, озеленители школ Советского района, и сотрудники институтов, а также садоводы-любители. В общей сложности в течение двух дней в семинаре-презентации приняли участие 104 человека.

Ботанический сад сегодня имеет очень широкий научный диапазон и огромный ассортимент полезных растений, которые можно использовать с настолько разными задачами, что точками приложения могут быть целые гектары территорий, улицы городов, а также -- отдельные здания и даже комнаты. Речь шла не просто о предложениях разработок, а об идеях, выстроенных сотрудниками Ботанического сада. Сегодня, например, по таким пищевым растениям, как томаты, перцы и баклажаны, предложены не только выведенные для Сибири сорта, но и способы их выращивания на приусадебных участках в открытом и закрытом грунте. Новым подходом с учетом потребителя отличаются предложения по плодово-ягодным, лекарственным, дикорастущим растениям.

Очень внимательно сегодня Ботанический сад следит за спросом. Как известно, в сибирских городах, поселках, в садово-огородных обществах последние два года стали очень популярными идеи декоративного ландшафтного озеленения, садово-паркового строительства. Градостроители стали более активно обращаться к идеям зеленого строительства. И все большее число садоводов на своих пяти сотках стремится не только вырастить овощи и ягоды, но и создать красивое место летнего отдыха с газонами, каменными горками-альпинариями и миниводоемами. Наталья Болдырева, годами создававшая свой участок с минисадиками и и горками, сегодня может многое показать и предложить потребителю самого разного уровня.

Да-да, представьте себе -- Ботанический сад вполне готов к серьезному спросу. Практически каждая лаборатория имеет свои предложения и ассортимент. Все это наработано десятилетиями. Проблема только в рекламе. Саженцы и образцы, которые продавались в эти два дня, пользовались очень большим спросом. Звонки шли и потом -- была организованна дополнительная реализация. Неудивительно, ведь можно было купить такие интересные культуры, как, например, фундук и черника. Естественно, районированные в сибирских условиях.

Но это далеко не все, что может предложить ЦСБС. Например, в течение десяти лет совместно с сотрудниками СО РАМН и мединститутом проводилась работа по изучению фитонцидных свойств некоторых растений. Как рассказала ст.научный сотрудник Наталья Цыбуля, разработан научно-обоснованный подход к озеленению жилых и рабочих помещений растениями, одни из которых обладают выраженной антимикробной, антибиотической активностью, другие дают своими летучими выделениями непосредственный лечебный эффект, третьи являются "биологическими фильтрами", поглощающими вредные газы из воздуха. Есть целый ассортимент таких растений. Среди них -- плющ, мирт, бегонии, каланхоэ... Мирт, например, на 62 процента уменьшает содержание в воздухе патогенных штаммов стафилококка.

Разработка очень актуальна для детских и медицинских учреждений. На семинаре были представители Новосибирского медицинского колледжа, проявившие такой активный интерес к работе ЦСБС, что для них была организована экскурсия-лекция непосредственно в лабораторию.

Вообще, все это называется лечебным фитодизайном, потому что сами растения при этом еще и очень декоративны. Только не спешите ставить все подряд на свои подоконники. Обратитесь в ЦСБС за консультацией. Ведь вы получите профессиональные советы. К тому же -- сможете заказать и купить здоровые отборные растения.

Ну, и конечно, огромен выбор растений промышленного и любительского цветоводства.

Еще можно долго рассказывать, например, о новой идее, увлекшей широко известного своими миниатюрными деревцами Юрия Овчинникова. Сегодня в коллекции ЦСБС уже больше ста выставочных экземпляров таких растений. Дизайнер и ученый сегодня решил заняться культурой "бонсай" в условиях открытого грунта для Сибири.

Центром внимания разработок Института цитологии и генетики на семинаре был стол, на котором находились большие золотистые караваи из озимой пшеницы "Багратионовская," естественно, селекции ИЦГ (автор В.Чекуров). Они были дружно съедены посетителями и участниками семинара и запиты оранжевым соком из облепихи, конечно, той же селекции (автор Н.Щапов). Ветки облепихи нескольких сортов, густо усыпанные крупными ягодами, разбирали на сувениры. Целая серия районированных и перспективных сортов разрабатывалась не только ради улучшения вкуса, но и с задачей облегчения механизированной уборки.

Особо хочется сказать о сортовой кукурузе "Сибирячка." Еще до семинара мне довелось побывать на "научном" кукурузном поле по приглашению автора сорта кандидата биологических наук А.Сидорова. Поле постоянно подвергалось безжалостным набегам бомжей, каких-то мотоциклистов, подростков. Початки восковой спелости выламывались, сами растения варварски топтались. Кукурузу пришлось убирать раньше, чем того требовали законы природы...

Автор рассказывал и об этом же говорил в своем докладе на семинаре, что во всем мире слабым местом в возделывании кукурузы, как фуражной культуры, является семеноводство. Семена гибридов, как правило -- импортные, обходятся очень дорого, и хозяйства просто сокращают посевы. В то же время в ИЦГ разработана оригинальная методология селекции урожайных сортопопуляций кукурузы с простым семеноводством, результатом которого являются значительно более дешевые семена (в 2--3 раза). Урожайность зеленой массы почти в два раза выше, чем у импортных гибридов. Но Новосибирская продовольственная корпорация сортопопуляцией не интересуется... Она закупает семена иностранных гибридов.

Очень мало было на семинаре потребителей научных результатов ИЦГ. И прекрасный биотехнологический метод с использованием клонирования для создания безвирусного картофеля, и замечательный сибирский сорт такой кормовой культуры, как амарант, не получили своего зрителя, заказчика, может быть, инвестора...

В Выставочном центре на мой вопрос, как приглашали и где искали того самого потребителя-заказчика, мне ответили, что данные подбирали сами, хотя обращались в институты с соответствующей просьбой. И если от ЦСБС получили какие-то ориентиры, то от ИЦГ -- нет. Собственно, той самой корпорации, которая за все семена в области должна отвечать, в регистрационном списке посетивших семинар не значится.

На этот семинар-презентацию у институтов денег не было. Все обошлось им бесплатно. К тому же, Выставочный центр обеспечил хорошую прессу: и радио, и ТВ, и печатные издания.

Конечно, Выставочный центр -- не маркетинговая служба. У него свои задачи. А вот грамотного маркетинга явно не хватило. И хотя семинар имел хороший резонанс, телефонные контакты в постфактуме, 104 посетителя все-таки нельзя считать хорошей цифрой посещаемости такого мероприятия.

Сегодня уже никто из научной среды не будет спорить, что конкретные разработки ученых должны быть продаваемы, как любой другой товар, на который есть спрос. И что этому должна сопутствовать реклама. Правда, здесь есть своя специфика -- этот спрос сложнодоказуем. Потому что потребитель научного результата -- а это зачастую производственник -- все еще потенциален. Чаще всего он просто или не в курсе относительно предложений отечественной науки, или пока не понимает, какой уровень развития может принести ему внедрение определенной научной разработки. Грубо говоря, попробуйте безо всякой подготовки предложить дикарю заменить его испытанный топор на бензопилу. Он в священном ужасе шарахнется от непонятно как работающего мотора. Все слова о том, что это быстрее, легче, качественнее, не будут убедительны для его неразвитого ума. Правда, только до момента психологически точно найденного разъяснения...

Нечто подобное происходит и с предложениями научных разработок. Хотя, конечно, далеко не все наши производители настолько невежественны, чтобы совсем не понимать перспектив. У разработчиков-ученых же просто нет средств на грамотную и точную рекламу, на хорошо просчитанные презентации, и что особенно важно -- на квалифицированный менеджмент. Но понятно, что в каждом институте не имеет смысла организовывать отдельную профессиональную маркетинговую службу -- это дорогое удовольствие даже для Сибирского отделения в целом. Выставочный же центр СО РАН -- структура более компактная, хотя и многоцелевая, какие-то маркетинговые задачи им, конечно, решаются, но по месту расположения.

Поэтому вопрос уже не в том, чтобы создать и предложить, а в том, чтобы грамотно сделать последнее в современных экономических условиях. Вопрос о создании маркетинговой службы в СО РАН актуален, как никогда раньше. Ведь все рано или поздно технологически или морально устаревает. Хотя, конечно, вопрос о том, надо ли самим ученым заниматься маркетингом, все еще обсуждается...

Ольга УШАКОВА, "НВС."

стр. 

в оглавление

Версия для печати  
(постоянный адрес статьи) 

http://www.sbras.ru/HBC/hbc.phtml?22+194+1