МЫ НЕ ПАПУАСЫ
Мэр Москвы в последнее время активно занимается "собиранием
земель", надеясь возродить во многом утраченную объединяющую роль
столицы. Дело это трудное, в частности, потому, что разрыв в
благосостоянии регионов реально угрожает единству страны. В этой
ситуации вполне объяснимо желание Юрия Михайловича Лужкова
поделиться с другими губерниями и столичным опытом реформ, и
ресурсами, и просто деньгами -- в виде льготных кредитов и закупок
местной продукции для нужд столицы. Только вот воплощение этой
политики иногда просто удивляет. Будучи в Красноярске, Лужков
заключил договор на поставку в Москву ничем не примечательной
водки местного разлива. Закуска, вероятно, поступит из
Новосибирска: недавно губернатор В.Муха сообщил журналистам, что
рассчитываться по крупному московскому кредиту скорее всего
придется мясом. Право, даже обидно -- словно мы тут в Сибири
папуасы какие-то, которым больше уж и нечем с цивилизованной
Москвой поделиться...
Возможно, более полезным и эффективным с политической точки
зрения могло бы оказаться сотрудничество в научно-технической
сфере. У такого гигантского организма как Москва всегда есть
множество проблем, решение которых до сего времени искалось, в
основном, за границей. Теперь, по всей видимости, придется
вернуться на грешную землю России. Тут-то и обнаружится, что
многие научные и инженерные заведения столицы почти целиком
перебрались за рубеж, оставив свои помещения арендаторам. А вот в
новосибирских НИИ и КБ по-прежнему допоздна горит свет, и
"понедельник начинается в субботу". Некоторые уникальные и уже
апробированные разработки сибирских умельцев могли бы реально
помочь столице в решении жизненно важных задач экологии,
медицины, общественной безопасности и городского хозяйства. А
полученные в оплату средства дали бы возможность дышать
провинциальным лабораториям и производствам -- большего здесь и не
просят.
Вечный московский снобизм заставляет считать, что все самое
лучшее сосредоточено в столице. Но это во многих случаях не так.
Например, система электронного контроля, разработанная для
новосибирского метрополитена местным малым предприятием
"Радиомикроэлектроника", действует ничуть не хуже столичной, а
обошлась в расчете на один пропускной пункт более чем в десять
раз дешевле. И к решению проблемы автомобильных выхлопов в
Новосибирске подошли гораздо ближе, чем в Москве -- о чем, видимо,
стоит рассказать подробнее.
Теоретические подходы к проблеме были найдены в академическом
Институте катализа много лет назад под руководством академика
Г.К.Борескова, но практический выход от этих работ, как нередко
случается, был впервые получен западными фирмами. Тем не менее,
институт имеет и свой успешный опыт создания и эксплуатации
автомобильных каталитических нейтрализаторов. В начале 90-х годов
проводился эксперимент в одном из автохозяйств Новосибирска,
когда нейтрализаторами были оснащены десять автобусов марки ЛиАЗ.
Эти автобусы бегали по Академгородку, и успех эксперимента был
очевиден для всех его жителей. Хорошее дело пришлось свернуть
из-за трудностей с финансированием, но институт может в любой
момент возобновить производство специально разработанного
катализатора и "железа". По мнению руководителя темы, доктора
химических наук З.Исмагилова, огромную работу по очищению
воздушного бассейна Москвы следует начинать не с частного
транспорта, а с коммунального, который проще проконтролировать.
Самое большое и опасное загрязнение дают дизельные двигатели
автобусов и грузовиков, а как раз такие нейтрализаторы наиболее
отработаны в Институте катализа. Их ресурс до замены катализатора
- два года эксплуатации, очищающая способность -- до 90% выхлопа.
Оснащение нейтрализаторами хотя бы только "Икарусов", КАМАЗов и
техники, работающей на стройплощадках столицы, несомненно даст
положительный эффект.
-- Мы могли бы быстро поставить в Москву сотню-другую готовых
нейтрализаторов, а дальнейшее производство передать столичным
организациям на взаимовыгодной основе, -- говорит автор разработки.
-- В столице, конечно, и без нас занимаются этой проблемой, но
зачем же тратить бюджетные деньги, например, на разработку
катализатора, созданного нами еще 15 лет назад!
Вообще, бывший химик и нынешний градоначальник Лужков получил бы,
наверное, немалое удовольствие от знакомства со многими другими
работами Института катализа. Здесь умеют, например, бороться с
органическими радиоактивными отходами, которые составляют большую
проблему для столицы, утыканной экспериментальными реакторами.
Здесь, в сотрудничестве с КТИ "Цеосит", разработана экологически
чистая технология производства необходимого коммунальщикам
утеплителя полиуретана, на поставку которого из-за рубежа
тратятся огромные бюджетные деньги.
Можно назвать и другие полезнейшие вещи, созданные в институтах
СО РАН. В некоторых медицинских учреждениях Москвы уже работают
малодозные цифровые рентгеновские установки, разработанные в
Институте ядерной физики. По сравнению с традиционной, в том
числе и импортной аппаратурой, они снижают радиационное
воздействие на организм человека до 100 раз!
Недавно приказом министра МВД на вооружение антитеррористических
подразделений принят высокочувствительный газовый анализатор
"ЭХО", так же разработанный в Новосибирске. Он способен
обнаруживать взрывчатку, в том числе пластиковую, гораздо
эффективнее любой собаки. Приказ-то есть, но реально купить
прибор милиция не в состоянии -- нет средств. Что касается Москвы,
то там два "ЭХА" успешно эксплуатируются в ФСБ. Нужда же в таких
приборах именно в столице очень велика, что практически ежедневно
подтверждается теленовостями.
Надо сказать, что одно новосибирское изобретение уже покорило
столицу, и, говорят, именно с подачи мэра. На недавней
промышленной выставке он отметил разработанную Институтом горного
дела СО РАН установку для бестраншейной прокладки коммуникаций.
Теперь в коммунальном хозяйстве столицы действует специальное
подразделение по эксплуатации сибирских "кротов", которые без
всяких раскопок заменили аварийные коммуникации в Театральном
проезде, в Зоопарке и в резиденции Патриарха. А начиналось все со
срочных работ в Кремле. Автор разработки, доктор технических наук
В.Григоращенко вспоминает, какое это было драматическое
испытание:
-- Мы работали под неусыпным надзором спецслужб и кремлевских
курсантов. Когда все уже было закончено, пришел комендант Кремля
и спрашивает: " Вы когда же приступите к работе?". У него просто
в голове не укладывалось, что можно заменять трубы без привычных
земляных работ.
Производство "кротов" освоил новосибирский завод "Сиблитмаш".
Заказы сейчас поступают отовсюду -- ведь, по словам Григоращенко,
рекомендации москвичей действуют, словно волшебное слово.
Вот как раз то, что нужно российским регионам -- не унизительные
подачки от руководства столицы, а настоящее сотрудничество.
Дайте, Юрий Михайлович, людям возможность заработать, а уж выпить
и закусить они сами как-нибудь раздобудут.
ИРИНА САМАХОВА.
г.Новосибирск.
Вариант этой статьи под заголовком "Новосибирские "кроты" уже в
Москве" опубликован в "Общей газете" за 5 ноября 1998 г.
стр.
|