Печатная версия
Архив / Поиск

Archives
Archives
Archiv

Редакция
и контакты

К 50-летию СО РАН
Фотогалерея
Приложения
Научные СМИ
Портал СО РАН

© «Наука в Сибири», 2024

Сайт разработан
Институтом вычислительных
технологий СО РАН

При перепечатке материалов
или использованиии
опубликованной
в «НВС» информации
ссылка на газету обязательна

Наука в Сибири Выходит с 4 июля 1961 г.
On-line версия: www.sbras.info | Архив c 1961 по текущий год (в формате pdf), упорядоченный по годам см. здесь
 
в оглавлениеN 43-44 (2179-2180) 27 ноября 1998 г.

МЫ НЕ ПАПУАСЫ

Мэр Москвы в последнее время активно занимается "собиранием земель", надеясь возродить во многом утраченную объединяющую роль столицы. Дело это трудное, в частности, потому, что разрыв в благосостоянии регионов реально угрожает единству страны. В этой ситуации вполне объяснимо желание Юрия Михайловича Лужкова поделиться с другими губерниями и столичным опытом реформ, и ресурсами, и просто деньгами -- в виде льготных кредитов и закупок местной продукции для нужд столицы. Только вот воплощение этой политики иногда просто удивляет. Будучи в Красноярске, Лужков заключил договор на поставку в Москву ничем не примечательной водки местного разлива. Закуска, вероятно, поступит из Новосибирска: недавно губернатор В.Муха сообщил журналистам, что рассчитываться по крупному московскому кредиту скорее всего придется мясом. Право, даже обидно -- словно мы тут в Сибири папуасы какие-то, которым больше уж и нечем с цивилизованной Москвой поделиться...

Возможно, более полезным и эффективным с политической точки зрения могло бы оказаться сотрудничество в научно-технической сфере. У такого гигантского организма как Москва всегда есть множество проблем, решение которых до сего времени искалось, в основном, за границей. Теперь, по всей видимости, придется вернуться на грешную землю России. Тут-то и обнаружится, что многие научные и инженерные заведения столицы почти целиком перебрались за рубеж, оставив свои помещения арендаторам. А вот в новосибирских НИИ и КБ по-прежнему допоздна горит свет, и "понедельник начинается в субботу". Некоторые уникальные и уже апробированные разработки сибирских умельцев могли бы реально помочь столице в решении жизненно важных задач экологии, медицины, общественной безопасности и городского хозяйства. А полученные в оплату средства дали бы возможность дышать провинциальным лабораториям и производствам -- большего здесь и не просят.

Вечный московский снобизм заставляет считать, что все самое лучшее сосредоточено в столице. Но это во многих случаях не так. Например, система электронного контроля, разработанная для новосибирского метрополитена местным малым предприятием "Радиомикроэлектроника", действует ничуть не хуже столичной, а обошлась в расчете на один пропускной пункт более чем в десять раз дешевле. И к решению проблемы автомобильных выхлопов в Новосибирске подошли гораздо ближе, чем в Москве -- о чем, видимо, стоит рассказать подробнее.

Теоретические подходы к проблеме были найдены в академическом Институте катализа много лет назад под руководством академика Г.К.Борескова, но практический выход от этих работ, как нередко случается, был впервые получен западными фирмами. Тем не менее, институт имеет и свой успешный опыт создания и эксплуатации автомобильных каталитических нейтрализаторов. В начале 90-х годов проводился эксперимент в одном из автохозяйств Новосибирска, когда нейтрализаторами были оснащены десять автобусов марки ЛиАЗ. Эти автобусы бегали по Академгородку, и успех эксперимента был очевиден для всех его жителей. Хорошее дело пришлось свернуть из-за трудностей с финансированием, но институт может в любой момент возобновить производство специально разработанного катализатора и "железа". По мнению руководителя темы, доктора химических наук З.Исмагилова, огромную работу по очищению воздушного бассейна Москвы следует начинать не с частного транспорта, а с коммунального, который проще проконтролировать. Самое большое и опасное загрязнение дают дизельные двигатели автобусов и грузовиков, а как раз такие нейтрализаторы наиболее отработаны в Институте катализа. Их ресурс до замены катализатора - два года эксплуатации, очищающая способность -- до 90% выхлопа. Оснащение нейтрализаторами хотя бы только "Икарусов", КАМАЗов и техники, работающей на стройплощадках столицы, несомненно даст положительный эффект.

-- Мы могли бы быстро поставить в Москву сотню-другую готовых нейтрализаторов, а дальнейшее производство передать столичным организациям на взаимовыгодной основе, -- говорит автор разработки.

-- В столице, конечно, и без нас занимаются этой проблемой, но зачем же тратить бюджетные деньги, например, на разработку катализатора, созданного нами еще 15 лет назад!

Вообще, бывший химик и нынешний градоначальник Лужков получил бы, наверное, немалое удовольствие от знакомства со многими другими работами Института катализа. Здесь умеют, например, бороться с органическими радиоактивными отходами, которые составляют большую проблему для столицы, утыканной экспериментальными реакторами. Здесь, в сотрудничестве с КТИ "Цеосит", разработана экологически чистая технология производства необходимого коммунальщикам утеплителя полиуретана, на поставку которого из-за рубежа тратятся огромные бюджетные деньги.

Можно назвать и другие полезнейшие вещи, созданные в институтах СО РАН. В некоторых медицинских учреждениях Москвы уже работают малодозные цифровые рентгеновские установки, разработанные в Институте ядерной физики. По сравнению с традиционной, в том числе и импортной аппаратурой, они снижают радиационное воздействие на организм человека до 100 раз!

Недавно приказом министра МВД на вооружение антитеррористических подразделений принят высокочувствительный газовый анализатор "ЭХО", так же разработанный в Новосибирске. Он способен обнаруживать взрывчатку, в том числе пластиковую, гораздо эффективнее любой собаки. Приказ-то есть, но реально купить прибор милиция не в состоянии -- нет средств. Что касается Москвы, то там два "ЭХА" успешно эксплуатируются в ФСБ. Нужда же в таких приборах именно в столице очень велика, что практически ежедневно подтверждается теленовостями.

Надо сказать, что одно новосибирское изобретение уже покорило столицу, и, говорят, именно с подачи мэра. На недавней промышленной выставке он отметил разработанную Институтом горного дела СО РАН установку для бестраншейной прокладки коммуникаций. Теперь в коммунальном хозяйстве столицы действует специальное подразделение по эксплуатации сибирских "кротов", которые без всяких раскопок заменили аварийные коммуникации в Театральном проезде, в Зоопарке и в резиденции Патриарха. А начиналось все со срочных работ в Кремле. Автор разработки, доктор технических наук В.Григоращенко вспоминает, какое это было драматическое испытание:

-- Мы работали под неусыпным надзором спецслужб и кремлевских курсантов. Когда все уже было закончено, пришел комендант Кремля и спрашивает: " Вы когда же приступите к работе?". У него просто в голове не укладывалось, что можно заменять трубы без привычных земляных работ.

Производство "кротов" освоил новосибирский завод "Сиблитмаш". Заказы сейчас поступают отовсюду -- ведь, по словам Григоращенко, рекомендации москвичей действуют, словно волшебное слово.

Вот как раз то, что нужно российским регионам -- не унизительные подачки от руководства столицы, а настоящее сотрудничество. Дайте, Юрий Михайлович, людям возможность заработать, а уж выпить и закусить они сами как-нибудь раздобудут.

ИРИНА САМАХОВА.

г.Новосибирск.

Вариант этой статьи под заголовком "Новосибирские "кроты" уже в Москве" опубликован в "Общей газете" за 5 ноября 1998 г.

стр. 

в оглавление

Версия для печати  
(постоянный адрес статьи) 

http://www.sbras.ru/HBC/hbc.phtml?9+196+1