Печатная версия
Архив / Поиск

Archives
Archives
Archiv

Редакция
и контакты

К 50-летию СО РАН
Фотогалерея
Приложения
Научные СМИ
Портал СО РАН

© «Наука в Сибири», 2024

Сайт разработан
Институтом вычислительных
технологий СО РАН

При перепечатке материалов
или использованиии
опубликованной
в «НВС» информации
ссылка на газету обязательна

Наука в Сибири Выходит с 4 июля 1961 г.
On-line версия: www.sbras.info | Архив c 1961 по текущий год (в формате pdf), упорядоченный по годам см. здесь
 
в оглавлениеN 45-46 (2181-2182) 4 декабря 1998 г.

ПОИСК УСТОЙЧИВОСТИ

В дни работы семинара "Реакция вечной мерзлоты на экономическое развитие. Охрана окружающей среды и потенциал природных ресурсов", проводившегося под эгидой НАТО, о котором уже сообщалось в "НВС", состоялись открытые дискуссии и пленарные сессии. Полемика специалистов зачастую переходила за рамки предложенных для обсуждения проблем, что в свою очередь еще раз подтверждает огромное значение исследований, связанных с вечной мерзлотой, для обеспечения реальных перспектив устойчивого развития мира в следующем столетии.

Как показалось, участники семинара -- мерзлотоведы различных специальностей (их было большинство), геологи, почвоведы, биологи, экологи выступали последовательными приверженцами идей и рекомендаций знаменитой Конференции ООН по окружающей среде -- Рио-де-Жанейро-92. Более того, в пленарных докладах буквально цитировался один из основных документов Рио-92 "Повестка дня на XXI век". Особенно -- осмысление глобальной системы жизни в ее гуманитарном, социально-экономическом аспекте и как знания, накопленные наукой, сочетаются с новой парадигмой развития человечества.

Эта проблема прямо названа в докладе члена-корреспондента В.Мельникова (Тюмень): "Основные достижения в изучении криосферы Земли и устойчивое развитие".

В России пропаганда идей Рио-92 и понимание неизбежности изменения парадигмы развития человечества связаны с именем академика В.Коптюга (1931--1997 гг.). Он как никто другой предчувствовал великие трудности на пути осознания идеи устойчивого развития и главное -- на пути ее реализации. В.Мельников напомнил, что на специальной Генеральной сессии ООН в 1997 году, на которой подводились итоги работы за пять лет, отмечались главные нерешенные вопросы для обеспечения реальных перспектив устойчивого развития мира в следующем столетии. Более того, на пятой сессии комитета ООН по устойчивому развитию указывалось, что в контексте дискуссий само понятие "устойчивое развитие" еще не получило ясного и конструктивного определения. Не потому ли, задается вопросом докладчик, что в широком ряду явлений таких, как неравновесность, бифуркация, нарушение симметрии, переходные явления, характеризующие сложные системы, мы пытаемся взять лишь что-то одно, упрощаем существо проблемы в сложнейшей системе, какой является природа в целом с ее беспокойной компонентой -- человеческим сообществом. Вот и складывается впечатление, что на сегодня нет приемлемого научного обоснования, обеспечения и тем более -- реализации устойчивого развития. Но не следует забывать, что в своей погоне за сложностью, по словам И.Пригожина (бельгийский физик и физико-химик, один из основоположников термодинамики неравновесных процессов. -- Прим. авт.), природа более прагматична, чем человек, в ней существенную позицию занимает не сама устойчивость, а поиск устойчивости.

Пока ясно одно -- наша планета к концу XX века находится в кризисном состоянии. И, естественно, будущее Земли волнует ученых всех отраслей знаний, особенно тех, кто занимается организацией экологических и гуманитарных знаний. Очевидно, что никакой отдельно взятой отрасли знаний не удастся решить проблему в целом, ибо проблема устойчивого развития -- это проблема отношений человека и природы, где все взаимообусловлено и взаимосвязано.

Известно, что исследования, инициированные Римским клубом, послужили базой для разработки концепции устойчивого развития, направленной на обеспечение выживания эколого-социальной экономической системы, которая должна придти на смену социально-экономической системе индустриального общества. В "Повестке дня на XXI век" подчеркивается, что каждому государству предоставляется право, не причиняя вреда другим, вырабатывать свою стратегию выживания, согласно своим ресурсам и ментальности. Это существенное положение естественным образом распространяется и на науку -- мировую и национальную.

Природопользование и изменение покрова Земли, устойчивое развитие и уязвимость экосистем, чистая вода и здоровье людей -- эти ключевые проблемы стоят перед нашей отечественной наукой на глобальном, региональном и локальном уровнях. У науки появилась единая цель. И сокровищница знаний о вечной мерзлоте может и должна сыграть свою роль через анализ и синтез уже накопленной информации. На новом этапе требуются новые подходы и постановка исследований, в том числе криогенных условий образования и процессов формирования глобальных природных зон при рассмотрении глобальных моделей изменения окружающей среды и климата.

Словом, В.Мельников в своем докладе обозначил несколько важных задач исследовательских и связанных с методологией науки и ее организацией. Например, как накопленные знания сочетаются с новой парадигмой развития человечества; каким образом наука должна видоизмениться?

***

Интервью вице-директора семинара НАТО ARW (рабочей группы актуальных исследований) В.Мельникова вашему корреспонденту можно рассматривать как комментарий к недавнему новосибирскому семинару.

-- Владимир Павлович, чем для НАТО интересны работы Института криосферы Земли, которым вы руководите, и вообще -- российских мерзлотоведов?

-- Уже тем, что Россия -- одна из северных стран, имеющая выход во все северные моря, Северный Ледовитый океан. И тем, что у нас максимальное число исследовательских программ посвящено Арктике и Субарктике, в том числе, связанных с перспективой развития Северного морского пути.

-- Все-таки эта идея продолжает жить, к ней возвращаются?

-- Ее не забывали. Это будет самый дешевый мост между Востоком и Западом. Конкретнее -- между Японией и Европой через Россию. Перспективы очень заманчивы.

-- Хотелось бы выяснить, почему выбрана такая непривычная тематика семинара (может быть оборот речи): реакция вечной мерзлоты в первую очередь на экономическом развитие? Каким образом?

-- Мерзлота как природный элемент очень чувствительна к любым воздействиям. Любое строительство, горные работы, добыча нефти и газа, а это огромная производственная инфраструктура -- трубопроводы, дороги, аэродромы... С экономикой мерзлота напрямую связана. В зависимости от того, что мы знаем о ней и как строим, -- будет определяться экономическое развитие и стоимость проектов. Международное научное сотрудничество здесь естественно. И вообще Арктика и Субарктика всегда интересовали весь цивилизованный мир.

-- Это связано и с экологической безопасностью?

-- Это, будем говорить, практический подход, а вообще экология криосферы Земли более широкое понятие. Ведь криосфера пронизывает сферы планетарного чехла, то есть литосферу и гидросферу, атмосферу и биосферу. Основные глобальные природные процессы и формируются в криосфере, в частности, экологические. Экология звучит приоритетно потому, что весь мир готовится к переходу к другой модели развития, другой парадигме. От социально-экономического развития, характерного для индустриального сообщества, мы переходим к эколого-социально-экономическому развитию. В этой модели система "человек--природа" начинает играть главенствующую роль в проблеме выживания. Мы переходим от этапа и принципов -- как можно больше взять у природы, -- к этапу согласия с природой. И уж здесь криосфера как самая мощная оболочка, как среда жизнеобеспечения -- мы живем в криосфере -- играет существенную роль.

К сожалению, даже Международной ассоциации мерзлотоведов мало для того, чтобы изучать детально все аспекты криосферы Земли, но мы сближаемся с гляциологами, экологами, исследователями, занимающимися физикой атмосферы... Одна из наших задач -- переход к новой модели, другой интеграции знаний. Не к интеграции структур, как это понимали раньше -- один коллектив, другой коллектив, а именно к интеграции знаний. Осуществить это очень непросто. Должна быть совершенно иная система сбора информации в виде знаний и главное -- использование их.

-- Вы готовы к такой работе?

-- Мы готовимся к такой работе. Между прочим, как и специалисты других отраслей знаний. Это общая цель -- переход к другой парадигме, а в другой парадигме нужна другая наука.

-- Даже так?

-- Да, другая наука. Я не посягаю на фундаментальные исследования. Это фундамент. Речь о том, что цели другие, а раз цели другие, -- необходимы другие средства реализации этих целей. Может быть, как раз сейчас настало время говорить о том, что наука должна еще стать производительной силой.

-- Только сейчас? В нашей стране этой доктрине по меньшей мере лет сорок, а толку -- чуть; созданное разрушили.

-- Существовал утилитарный подход, когда надо было вооружить рабочего технологиями, научными знаниями. Ничего подобного не случилось -- технологически отстаем за редкими исключениями. Только в последние десятилетия возникли элементы, характеризующие науку как производительную силу. Наука создает артприроду -- искусственную природу, -- новые материалы, неизвестные природе, новые реальности, не существующие на Земле. В каком-то смысле Человек стал сильнее природы и в то же время более зависимым от нее -- от природных условий и природных ресурсов. И даже при переходе к эколого-социально-экономическому развитию человек будет более зависим от условий, чем от ресурсов. Природные катастрофы разного рода наглядно свидетельствуют об этом. Понятно, чтоб проблема действительно очень широкая и требует интеграции знаний. Сибирское отделение ведет линию на интеграцию. Правда, иногда, повторюсь, мы понимаем интеграцию как объединение разных научных коллективов, институтов, а надо управлять системами и принимать решения. Вот тогда наука станет производительной силой.

-- Это вечная мечта.

-- Нет, не мечта. Летают же наши космические корабли, и станция космическая много лет работает. Главное управление системами осуществляется с Земли.

-- Как это понимать, приложимы ли к нашей стране такие высокие материи, когда мы все зависим все-таки от наших ресурсов. Как проедали нефтедоллары, так и проедаем в своей "другой" стране?

-- В том-то и дело, что у нас переходный период, когда от полной ресурсной зависимости мы начинаем больше зависеть от природных условий. Планета экологически не выдерживает непомерных нагрузок, у нее ресурсов недостаточно и наука должна четко сказать -- как приспосабливаться к новым условиям (и экономические проблемы решать!), учитывая мировые тенденции, новую парадигму развития.

Галина ШПАК.

стр. 

в оглавление

Версия для печати  
(постоянный адрес статьи) 

http://www.sbras.ru/HBC/hbc.phtml?11+197+1