ПОМОГУТ ЛИ УЧЕНЫЕ ПРОМЫШЛЕННОСТИ НОВОСИБИРСКА?
11 ноября в Доме ученых СО РАН состоялся очередной экспертный семинар
"Наука и промышленность", организованный клубом межнаучных контактов,
СибОС и
областной администрацией Новосибирской области. Был продолжен
разговор, начатый в рамках 2-й Всесибирской промышленной выставки
"Сибполитех-98", где прошли пресс-конференция "Наука СО РАН --
области и городу" и семинар "Интеграция науки и производства"
(подробнее см. "НВС"
N 43, ноябрь 1998).
Перед собравшимися стояла
задача обсудить планы восстановления промышленности области и
определить в этом процессе место прикладной науки. С сообщениями
выступили заместитель главы областной администрации В.Федоров и
начальник управления обладминистрации П.Решедько.
За семь лет победоносного шествия реформы по нашей
многострадальной державе численность занятых в производственной
сфере Новосибирской области сократилась в два раза и сейчас едва
ли достигает 200 тысяч человек. Валовый доход промышленности
сократился за этот период в четыре раза. Более 50% предприятий
сегодня работает себе в убыток. Объемы экспорта в год сокращаются
приблизительно в два раза.
Поспешная ликвидация централизованных механизмов регулирования
экономики без особых на то предпосылок, либерализация цен и
экспорта с импортом сделали свое дело, и теперь в денежном
обороте области 25 % составляют реальные деньги, а остальное
суррогаты. Бартерные цены привели к разрегулированию всех
балансов. Стихийные посредники, сменившие Госснаб и Госплан,
оттянули на себя порядка 30 % объема производства и живут на
этом, не участвуя в материальной сфере. Инфляция выкачала
оборотные средства промышленных предприятий: на 1 рубль основных
фондов приходится 2 копейки оборотных средств.
Ситуация осложняется тем, что область не сырьевая, да еще и
конверсионная. К тому же определить, какой реальной властью
располагает обладминистрация, не всегда удается. Сегодня
управлением территории кроме губернатора и его команды озабочена
91 федеральная структура, на каждого чиновника обладминистрации
приходится в среднем 17 ответственных работников центра.
Научно-образовательный комплекс кроме всем известных проблем
имеет и свою специфику: управляется из разных федеральных
структур. Это РАН, Минобразование, Миннауки и т.д., всего 18
ведомств.
Наука и образование в Новосибирске создавались для потребностей
всей страны. Границы интересов областного руководства были и
остаются достаточно ограниченными. Речь по понятным финансовым
причинам не идет о всей науке или обо всем образовании. Такие
заявления были бы просто безответственными. Судите сами,
расходная часть областного бюджета в 1997 году составляла порядка
31 триллиона неденоминированных рублей, а научно-образовательный
комплекс требовал по плану больше триллиона. Отсюда позиция
губернатора и обладминистрации -- ограничить свой научный интерес
прикладной наукой.
В Новосибирской области, по мнению ее руководителей, есть вся
нормативная и правовая база, позволяющая осуществлять управление
в сфере науки и региональной научно-технической политики. Два
года на территории области работает областной закон "О научной
деятельности и региональной научной политике". В этом законе есть
нормы прямого действия, оговорена доля расходов на научную
деятельность и на реализацию программ региональной
научно-технической политики в областном бюджете, определены права
всех субъектов научной деятельности. В соответствии с законом
финансирование проектов и программ осуществляется на конкурсной
основе и по тем направлениям, которые утверждаются каждый год на
сессиях облсовета.
Что же мешает интеграции? По мнению члена-корреспондента
А.Реброва все дело в том, что наука не знает реальных
потребностей предприятий области. Такой социальный заказ не
сформулирован. "Потенциал СО РАН в вакууме, где нет проводящей
среды". По его мнению, из 300 проектов , представленных в
каталоге законченных научно-исследовательских и
опытно-конструкторских работ институтов СО РАН, только 24 работы
могут представлять интерес для области. Они отвечают трем
критериям: их можно реализовать, они дадут новые рабочие места,
видны перспективы их разработки.
Точность подобной экспертизы конечно вызывает сомнения, не уверен
в ней и сам автор, но бесспорно то, что есть определенный
информационный барьер и изоляция в деятельности науки и
производства Новосибирской области. Механизмы передачи научных
разработок в производсто не срабатывают. До тех пор, пока
производственники не скажут: "Дай!" -- внедрить ничего не
удается.
Надо отметить, что обозначенная проблема имеет место не только
здесь. Например, подобные же несовпадения характерны и для
взаимоотношений российских предприятий с внешним инвестором. Если
сопоставить те отрасли, куда хочет вложить деньги иностранный
инвестор, и те инвестиционные проекты, которые предлагают
российские предприятия, то здесь почти нет совпадений. Российские
ожидания не совпадают с предложениями тех, кого нужно привлечь.
Иностранный инвестор, по данным Российского центра содействия
иностранным инвестициям, хочет вложить свои деньги в
телекоммуникации, в производство бытовой техники, в смежные с
автомобилестроением отрасли. Думается, нельзя игнорировать эти
приоритеты и нашим разработчикам, поскольку именно эти
направления обещают быть прибыльными на российском рынке.
Так может быть все дело в отсутствии необходимого рыночного
профессионализма у менеджмента? В рыночной среде выживают те
предприятия и организации, которые сумели добиться
платежеспособного спроса на свою продукцию. На заседании
приводился пример благополучной фирмы, которая организовала
производство пельменей. Благодаря ее деятельности удалось создать
500 рабочих мест. Фирма имеет объем продаж в месяц до 5 млн
рублей. Утверждается, что ее создатели имели серьезную
конструкторско-технологическую подготовку. Семинар продолжит свою
работу.
В. Басарева, "НВС".
стр.
|