НАУКА-ПРЕССА-ОБЩЕСТВО: ИНФОРМАЦИОННАЯ ЦЕПЬ.
БРИТАНСКИЙ И РОССИЙСКИЙ ОПЫТ
14 и 15 февраля в Москве отдел науки Британского Совета
представил свою новую программу для России -
"Наука-Пресса-Общество", проведя совместно с российским
информационным агентством новостей "ИнформНаука" семинар
"Наука-Пресса-Общество: информационная цепь. Британский и
российский опыт" для пресс-секретарей и специалистов научных,
технических и исследовательских организаций нашей страны,
осуществляющих связь со средствами массовой информации.
Цель семинара - показать возможности обеспечения эффективного
диалога между наукой и обществом и участие СМИ в нем.
Семинар провели британские эксперты Тэд Нилд (журналист,
руководитель пресс-центра Лондонского Геологического общества,
журнал "Общество"), Питер Грин (директор Европейского
интернет-пресс-центра
"АльфаГалилео", Великобритания) и Любовь
Стрельникова, главный редактор "ИнформНауки".
Участников семинара тепло приветствовала заместитель директора
Британского Совета госпожа Сьюзан Уоллес-Шаддад. Помимо
упомянутых британских экспертов работу семинара обеспечивали
сотрудники московского представительства Британского Совета и
российского агентства "ИнформНаука".
Российские участники семинара представляли в основном столичные
учреждения и научные организации - РФФИ, Международный
научно-технический центр, Международный центр научной и
технической информации, Центр исследований и статистики науки РАН
и Минпромнауки, Институт истории естествознания и техники РАН,
Институт информации по общественным наукам РАН, 14 других
институтов РАН, Центр информационно-аналитического обеспечения
РАЕН, Дальневосточный и Курский университеты, Московская
сельхозакадемия, Музеи Московского Кремля, Московский зоопарк;
издательства - "Наука" РАН, "Калвис", "РЕТ Кронштадт", "Венето";
журналы - "Компьтерра", "Технологический бизнес в России",
"Химия и жизнь", "Новые технологии, 21-й век", "Катализ в
промышленности"; газеты - "Поиск", "Независимая газета", "Наука
в Сибири", "Черноголовская газета", "Московская правда".
Программа работы семинара предусматривала проведение четырех
сессий.
Первая сессия - "То, о чем не пишут газеты и не сообщают радио и
ТВ, не существует":
- "Новости в науке: из чего они рождаются? Назначение
пресс-секретарей. Работа с информацией, как превращать ее в
новости".
- "Почему необходимо публиковать информацию о результатах
научных исследований в СМИ: близкий и отдаленный результат".
Вторая сессия - "Взлеты и падения пресс-секретарей: практические
аспекты":
- "Как организовать максимально эффективное сотрудничество
пресс-секретарей со СМИ".
- "Способы взаимодействия с российскими СМИ. Сотрудничество с
агентством ИнформНаука".
Третья сессия - "Чего же на самом деле хотят СМИ?":
- "Чтобы эффективно работать, нужно понимать журналистов".
- "У различных СМИ различные требования к новостям".
- "Почему российские ученые не любят журналистов и не желают с
ними сотрудничать. Обзор российских СМИ, публикующих информацию о
науке".
Четвертая сессия - "Наука-Пресса-Общество. Самый короткий путь":
- "Пять золотых правил. О самом главном в работе
пресс-секретарей".
- "Несколько практических советов пресс-секретарям, работающим с
российскими СМИ".
Каждая сессия завершалась дискуссией участников и ответами
экспертов-лекторов на вопросы.
Вне плана семинара выступил с сообщением Валерий Сударенков, член
Совета Федерации РФ, вице-президент Совета Европы. Он
проинформировал участников семинара о слушаниях на Совете Европы
в Страссбурге по теме, связанной с наукой, образованием и СМИ.
О чем говорили эксперты? Кратко, тезисно приводим их выступления.
Тэд Нилд
Приехал не только поделиться опытом, но и больше узнать о
российских проблемах.
Способы доведения новостей до СМИ - не только пресс-релизы.
Газеты и ТВ призваны развлекать людей. Образовательные новости
призваны отвлекать от плохих новостей.
Мягкие, развлекательные новости - не обязательно сегодняшние.
Однако теряется эксклюзивность. Мягкие новости не следует
превращать в пресс-релизы.
Радионовости утром слушают практически все научные редакторы
газет за чашкой утреннего кофе. Выбирают самое интересное и
звонят пресс-секретарям соответствующих организаций с целью
оперативного получения расширенной информации по заинтересовавшей
новостной теме. Это может быть предстоящая научная конференция и
т.д.
Какие-то события и факты своей организации пресс-секретарь может
преподносить обществу не через пресс-релизы, рассылаемые всем
СМИ, а эксклюзивно, выбранным изданиям.
То есть давать мягкие новости целесообразно ежедневно через радио
и ТВ. А "клюнувшим" на эту новость газетчикам преподносить
заранее подготовленный материал с текстом и иллюстрациями, в том
числе представлять подготовленных по теме специалистов для
оперативного интервью. В случае массового проявления интереса СМИ
к теме целесообразно провести пресс-конференцию.
В информационном обществе пресс-секретарю следует забыть бумажные
рассылки - по почте или факсу, это вчерашний день. Оперативные
новости следует отправлять в большое число "полезных" адресов по
электронной почте. Уместно и эффективно разместить свежую
информацию на новостном сайте своей организации, куда могут
заглянуть все интересующиеся, а еще лучше разместить на
специализированном международном новостном научном сайте вроде
"АльфаГалилео", куда заглядывают ежедневно несколько тысяч
журналистов со всего мира, пишущих о науке.
Валерий Сударенков
Участвовал в работе Ассамблеи Совета Европы 20 января, выступив с
информационным сообщением. В России в 2002 году существует 1225
научных и научно-популярных изданий. Их много, но тираж малый (по
сравнению с желтой прессой). Так, популярный в СССР журнал "Наука
и жизнь" упал в тираже с 3 млн экземпляров до 30 тысяч. Таков
показатель востребованности этой информации современным
российским обществом.
После обсуждения вопроса Совет Европы принял ряд рекомендаций.
Среди них: принимать решения во властных структурах должны
грамотные во всех отношениях руководители; общество имеет право
на исчерпывающую информацию; журналист имеет право сомневаться в
информации ученых и проводить свое расследование; создание
ассоциаций научных журналистов; создание баз научных новостей в
интернете; создание в вузах специализации "научная журналистика"
и т.д.
Любовь Стрельникова
Пресса - единственный канал, соединяющий ученых и общество.
Пресс-секретарь - связующее их звено. Ученому нужны - научное
признание и слава, востребованность обществом и временем, а также
деньги для проведения своих исследований.
Питер Грин
Различия во взглядах редактора и журналиста-научного обозревателя
на подачу в газете научных материалов.
Любые новости журналист, как и пресс-секретарь должен ловить! И
успешнее это может получиться, например, во время перерыва на
кофе, чем непосредственно в стенах лаборатории, куда специально
идешь за новостями. Выискивать новости можно в специализированных
научных журналах, которые оперативно помещают "твердые" новости.
Можно сделать их "мягкими" и преподнести обществу.
На интернет-сайте "АльфаГалилео"
www.alphagalileo.org любые
научные новости журналист может получить БЫСТРО, ПРОСТО,
БЕСПЛАТНО. Этим пользуются 2900 журналистов со всего мира,
зарегистрировавшиеся на сайте. Здесь же регистрируются
специалисты, желающие стать экспертами и получать вознаграждение
за свою работу.
Некоторые рекомендации по составлению пресс-релизов. При
составлении пресс-релизов не упускать важный момент - дать
отличную в техническом и демонстрационном плане фотографию,
которую сразу можно опубликовать в газете, показать на ТВ. Все
любят привлекательность!
Как графически оформлять пресс-релиз. Следует дать фирменный знак
своей организации, указать дату выпуска релиза. Сообщите о
запрете на публикацию релиза до конкретного часа конкретного дня.
Это направляется всем и может быть использовано журналистами на
общем старте по времени. Краткий, но привлекательный заголовок.
Резюме. Развитие мысли. Простоя и ясное изложение. Четкая
информация - что, где, как... Набор фактов. Основная идея.
Возможность установления контактов с героем релиза - телефон,
мэйл.
Подготовка пресс-конференций. Цель пресс-конференции должна быть
четкой и ясной и должна, как правило, предшествовать какому-либо
событию. Надо "готовить" журналистов, чтобы они могли задать
квалифицированные вопросы.
Место проведения пресс-конференции. Журналисты любят места,
близкие к своим офисам, например, в центре города. Надо идти к
ним. Только хорошей закуской и кофе журналистов сегодня уже не
заманишь к себе. Нужны хорошие истории!
Составить список журналистов. Подготовить список участников
пресс-конференции с вашей стороны - звезды, статисты, а кого и в
разогрев. Надо иметь замены на непредвиденные случаи опозданий.
Раздаточные материалы - чем порадовать прессу, чего вам не
жалко? - Пакет для прессы: ручка, красивый блокнот, лазерный
диск или дискета с текстами и фото, книги, буклеты, календарики и
прочее...
Любовь Стрельникова
Приглашения журналистам на пресс-конференции рассылаются
персонально, с указанием фамилий и имен.
С журналистов никогда не берется оргвзнос на научных
мероприятиях, куда они приглашаются для освещения события.
Выработать дружеские отношения с журналистами, не забывая
поздравить каждого с Днем рождения, Новым годом, каким-то другими
приятными праздниками.
Директивно никто не может заставить согласовать журналиста текст
статьи с ее научным героем, но в большинстве солидных изданий,
согласование - непременное правило.
"ИнформНаука" существует два года и выполняет миссию
пресс-секретаря, обеспечивая отечественные и зарубежные СМИ
добротными, но простыми для понимания журналистами научными
новостями. Раз в неделю абонентам посылается пакет из 16 новостей
науки. Кто-то из журналистов дает краткое изложение этих
информаций, а некоторые выходят на связь с героями новостей и
делают с ними расширенные интервью и другие материалы.
Вся краткая научная информация "ИнформНауки" переводится на
английский язык и отправляется ряду зарубежных агентств, а также
выставляется на сайт АльфаГалилео.
Бывают такие моменты в жизни ученых, что они забывают про работу
и эксплуатируются исключительно прессой. Это понятие называется
"несчастный случай". Иногда интерес бывает настолько широкий, что
ученый выбивается из нормальной колеи на месяц и "работает"
только на прессу.
ИнформНаука раз в месяц проводит в Доме журналистов
пресс-конференции по избранным темам, наиболее значимым в
настоящий момент. Ученые-эксперты должны говорить с журналистами
центральной прессы.
Тэд Нилд
СМИ - это часть средств развлечения публики (читающей,
слушающей, смотрящей). Это тоже бизнес.
Большинство СМИ живут за счет размещаемой у них рекламы.
Научные СМИ хотят забрать себе своего читателя. Мы даем часто
плохие истории с хорошими текстами. Это лучше, чем хорошие
истории с плохими текстами. Мы должны создавать комфортные для
читателя, легко воспринимаемые истории в науке.
Говорить надо популярно.
Наука не предлагается (продается) читателю открыто, а подается
контрабандой, завлекательно, чтобы потребителям понравилось
чтение и хотелось бы продолжения...
Даже обладая высокими способностями, большинство научных
репортеров пишут не в газету, а в корзину. Ведь надо убедить
редакторов в исключительной важности представляемой научной
информации.
В Великобритании десяток основных газет, составляют национальную
прессу.
Каким образом наука попадает в такие газеты? Ведь большинство из
них ограничивается эффектной фотографией и подписью на 30 строк.
Наука во многих из них весьма вторична. И она должна
протаскиваться контрабандой!
Тэд Нилд
Информация о Европейском научном интернет-пресс-центре сайте
"АльфаГалилео". В команде 3 человека. Берутся новости из научных
лабораторий и выставляются для журналистов в интернете.
Сайт содержит: ньюс-релизы, календарь научных событий, анонс
предстоящих конференций, анонс книжных новинок по науке,
внетекстовые файлы - фото, видео и большие сверстанные форматы
страниц для распечатки (PDF) адресная книга пресс-офисов.
Работа сайта начата в сентябре 1998 года. Финансируются
правительственными организациями Великобритании, Германии,
Финляндии, Греции, Франции. Это европейский проект,
поддерживаемый шестью правительствами и возглавляемый англичанами.
Планируется подключение к проекту других стран: Испании, Италии,
может быть России. Почему интернет? - Потому что это оперативно,
вседоступно - постоянная глобальная услуга. Это фактически
круглосуточно работающий виртуальный пресс-офис.
Важна проблема надежности информации, поступающей на сайт. Для
этого осуществляется проверка поставщиков
новостей-исследователей - направление информации на отзывы проверенным
специалистам-экспертам. Проверяется приемлемость пресс-релизов и
их соответствие действительности. Все пресс-релизы, прежде чем
попасть на сайт, редактируются сотрудниками сайта. Кроме
размещения в интернете этот пресс-релиз рассылается всем
заинтересованным журналистом по адресной рассылке по мэйлу. Виды
сообщений, рассылаемые по электронной почте: резюме, начальные
параграфы; по времени получения новостей на сайт - мгновенные,
ежедневные, еженедельные.
В проекте заняты 1300 пресс-секретарей, представляющих 600
организаций, 2900 научных журналистов со всего мира, 3500 научных
экспертов. За год выставляется около 150 тысяч новостей.
Виды пользовательского доступа на сайт "АльфаГалилео":
незарегистрированные гости (могут побродить по сайту); журналисты
(могут видеть материал, включая сведения под эмбарго); эксперты;
исследователи.
Сейчас новости имеют исключительно научный характер, но в планах
сайта - расширение деятельности на сферы права, искусства и
другие области.
Регистрация пользователей. Отзыв по электронной почте, получение
пароля для входа в базу сайта в качестве пользователя.
Введение эмбарго на ряд тем.
Пресс-секретарям нельзя писать и рекламировать одни и те же темы
исследований. Другие ученые не будут давать вам свои материалы.
Питер Грин
Пресс-секретарям следует регулярно обновлять свои базы данных по
организации - уходят люди, закрываются организации, а они все
продолжают значиться в списках существующих.
Питер Грин, Тэд Нилд
Пять золотых правил пресс-секретарей:
1. Постарайтесь сделать хороший пресс-релиз, но не пишите статью
за журналистов. Оставьте им работу.
2. Успешный пресс-секретарь это не журналист и не ученый, но
должен быть ими раньше. Это связующее звено между исследователями
и прессой. Вы должны иметь прямой доступ к своему руководству,
пусть порой лишь на минуту.
3. Вы должны знать своих журналистов. Вы должны знать своих
научных экспертов по конкретным проблемам, тех, кто может в любой
момент дать квалифицированные пояснения по сути вопроса и
доступным для широкой публики языком.
4. Никогда не лгите. Иначе впредь люди вас не будут слушать.
Нельзя высказывать свое личное мнение (оно не всегда может быть
верным - в результате пошатнется ваша служебная репутация).
Журналисты рады обнаружить любую ошибку, особенно статистическую.
Они впредь будут говорить вам: Почему я должен вам верить? Ведь
вы мне уже один раз наврали!
5. Выполняйте все ваши обещания (особенно, если сходу не знаете
ответа на поставленный вопрос и обещаете ответить на него позже).
Поддерживайте марку и сохраняйте имидж вашей организации в глазах
пишущей братии. Чаще перезванивайте журналистам, вас будут лучше
помнить, а значит и чаще вспоминать. Отсюда - больше доверия к
вам лично.
Подготовил И.Глотов, "НВС".
стр.
|