Печатная версия
Архив / Поиск

Archives
Archives
Archiv

Редакция
и контакты

К 50-летию СО РАН
Фотогалерея
Приложения
Научные СМИ
Портал СО РАН

© «Наука в Сибири», 2024

Сайт разработан
Институтом вычислительных
технологий СО РАН

При перепечатке материалов
или использованиии
опубликованной
в «НВС» информации
ссылка на газету обязательна

Наука в Сибири Выходит с 4 июля 1961 г.
On-line версия: www.sbras.info | Архив c 1961 по текущий год (в формате pdf), упорядоченный по годам см. здесь
 
в оглавлениеN 16 (2352) 19 апреля 2002 г.

СТАЛИНА — В НАРЫМ?

В Томске случился конфуз... из-за товарища Сталина. Как стало известно, глава администрации Парабельского района Николай Кобелев посетил отделение Союза художников, чтобы сделать заказ на памятник "Молодой Сталин, сидящий на скамейке".

Виктор Нилов
Томск

Районный руководитель в телефонном разговоре с журналисткой Т.Весниной назвал это стремлением к торжеству исторической справедливости: Иосиф Сталин — самая яркая фигура Нарымского края. Его скульптура украсит территорию Нарымского краеведческого музея и подтянет в край богатых туристов.

Говорят, что часть местных жителей была возмущена, когда бюст Сталина, уцелевший при снятии его пятиметрового гипсового памятника в Нарыме во время хрущевской "оттепели" и выставленный в зале музея, был затем убран подальше с глаз долой. Поскольку нынче ходят с портретами бывшего вождя на демонстрациях и в Москве, и в Томске, то томские газеты поставили вопрос — нужно ли ставить памятнику Сталину в поселке Нарым? А спустя несколько дней, то ли в ответ, то ли случайное совпадение, были намалеваны фашистские свастики на памятнике жертвам сталинских репрессий в Томске.

В ответных письмах читателей голоса "за" и "против" разделились. А мне в разговорах большинство говорит: "Пусть ставят, не путайся под ногами! Может, Нарыму хоть это поможет". Странный мы народ, томичи. Страшно обижаемся, если инспекторы из мегацентра страны-головастика называют наш город "большой деревней в одну улицу с шестью университетами", и в то же время не боимся стать большим лагерем без трелей пионерских горнов и права переписки.

Гипсовый бюст в Нарымский музей давно вернули, и он служит сейчас рубежом между ссылкой дореволюционной, когда Сталина в Сибирь ссылали, и советской, когда ссылал он сам. Собственно говоря, ничто более убедительно, чем этот бюст, о 41-дневном пребывании Сталина в ссылке в Нарыме и не поведает. И на мой вопрос о памятнике первый вице-губернатор Томской области Владимир Жидких ответил коротко: "Историю надо хранить, но сталинского бюста в музейной экспозиции вполне достаточно". Директор областного краеведческого музея Эдуард Черняк пояснил, что идея Кобелева о памятнике Сталину поддержки не получила, просто имел место совместный поиск "изюминки" для музейного комплекса.

Надо, однако, иметь изощренный ум, чтобы усадить Кобу, недавнего боевика, созерцателем на скамейку в Нарыме! Нынешняя попытка поправить экономику района с помощью имени Сталина и толп туристов не нова. Но все, что дала первая, в конце сороковых годов, — это всего лишь два произведения ваяния и зодчества: новое здание музея и величественный памятник Сталину в Нарыме.

Узнав о младосталинской скульптурной композиции и свежей свастике, томский скульптор Леонтий Усов, от политики в своем творчестве далекий, передал в дар местному музею политических репрессий свою скульптуру "Колпашевский Яр. Распятый и четвертованный". Скульптура появилась в начале девяностых, когда достоянием гласности стали трагические события 1 мая 1979 года в том же бывшем Нарымском крае, в городе Колпашево: вешние воды размыли крутой берег Оби, и обнажилось тайное массовое захоронение расстрелянных без суда и следствия в тридцатых годах. Вместо того чтобы поплакать над останками и перезахоронить, власти распорядились уничтожить их, разбив винтами катеров. Прослышав об акции скульптора, бывший узник Нарымского края Николай Карюгин выразил ему благодарность за скульптуру и акцию. Ведь потом и кровью спецпоселенцев, сказал он, под чутким руководством товарища Сталина обильно полита многострадальная томская земля.

Конечно, новые "сталинские" намерения не чета планам полувековой давности. Областное общество "Мемориал" называет эти намерения благоглупостью и глумлением над памятью сотен тысяч людей, сосланных и погибших в сталинскую эпоху в Нарымском крае. В Парабельском районе память о репрессированных до сих пор не увековечена. Сопредседатель общества Борис Тренин нарисованные свастики не считает обязательной реакцией на "антисталинские" выступления прессы, но и не исключает этого. Памятник репрессированным, установленный в далеком уже 89-м году, стал в Томске главным раздражителем для всех противников демократии. К тому же в октябре 91-го закон о реабилитации жертв политических репрессий осудил практику гостеррора, назвав ее "несовместимой с идей права и справедливости". Ставить сейчас памятники Сталину, символу репрессий, тем самым реабилитируя его, — все равно что жить и действовать вне правового поля этого закона.

Уместно привести здесь мнение доктора исторических наук Сергея Красильникова из Новосибирска. Поднимать вопрос о постановке памятника Сталину в Нарыме не только антиисторично, но и просто аморально. По своей абсурдности это можно было бы сопоставить только с идеей установить на месте гибели царской семьи памятник Свердлову, санкционировавшему расстрел, и Юровскому, исполнителю этой директивы.

Между тем из продолжающих появляться в СМИ пояснений парабельского главы Н.Кобелева вытекает, что поддержку своим "сталинским" намерениям в кабинетах областной власти он все-таки получил. Нашли там, выходит "изюминку"? Трудно сказать, чего во всем этого больше: некомпетентности, ностальгии, политики? Скорее всего — неуемного желания поправить экономику района за счет развития туризма любой ценой. Попытки будут продолжаться, пока экономика не пойдет на подъем.

Ну, а злые томские языки нашли иную "изюминку", нарисовав сцену из театра абсурда. В красном углу Нарымского музея стоят рядом две скульптуры — "Молодой Сталин, устремленный в будущее, на скамейке" и усовский "Распятый и четвертованный". Перед скульптурами, полукругом — коленопреклоненные томичи. Поклоняются в одном храме диктатору и его жертвам. А чуть поодаль стоят и созерцают всю эту абсурдную сцену изумленные интуристы со слезами на глазах.

стр. 

в оглавление

Версия для печати  
(постоянный адрес статьи) 

http://www.sbras.ru/HBC/hbc.phtml?17+208+1