Печатная версия
Архив / Поиск

Archives
Archives
Archiv

Редакция
и контакты

К 50-летию СО РАН
Фотогалерея
Приложения
Научные СМИ
Портал СО РАН

© «Наука в Сибири», 2024

Сайт разработан
Институтом вычислительных
технологий СО РАН

При перепечатке материалов
или использованиии
опубликованной
в «НВС» информации
ссылка на газету обязательна

Наука в Сибири Выходит с 4 июля 1961 г.
On-line версия: www.sbras.info | Архив c 1961 по текущий год (в формате pdf), упорядоченный по годам см. здесь
 
в оглавлениеN 11 (2347) 15 марта 2002 г.

Новоселье — в День российской науки

"НВС" уже сообщала о том, что в честь празднования Дня российской науки Совет молодых ученых Кузбасса провел конкурс научных работ молодых ученых. Одним из лауреатов конкурса стал программист Института угля и углехимии СО РАН Игорь КУЧИН. В области технических наук его работе "Получение стабилизаторов полимерных материалов" присуждена первая премия с вручением диплома и ключей от однокомнатной квартиры. С Игорем и его научным руководителем д.т.н. Евгением СТЕФОГЛО беседует наш корреспондент Денис КОРНИЛОВ.

Игорь Кучин и его научный руководитель д.т.н. Евгений Федорович Стефогло.

— Игорь, примите наши искренние поздравления с победой в конкурсе и позвольте начать с традиционного вопроса — с чего начался ваш путь в науке?

— Вскоре после окончания химико-технологического факультета Томского государственного политехнического университета я поступил в аспирантуру Института угля и углехимии СО РАН, а моим научным руководителем стал доктор технических наук, заведующий лабораторией газожидкостных каталитических процессов Евгений Федорович Стефогло. Работать в лаборатории и трудно, и интересно одновременно.

Важным этапом в моей жизни был 2000 год — мы работали над составлением коллективной монографии "Моделирование газожидкостных процессов на суспендированном катализаторе", в которой изложены результаты, полученные в нашей лаборатории в последние годы, том числе и моей работы. Я являюсь соавтором названной монографии, которая была издана в том же 2000-м году.

— Евгений Федорович, как научный руководитель вы не могли бы назвать слагаемые успеха Игоря?

— Для Игоря, деятельность которого всегда отличает целеустремленность и продуктивность, победа в конкурсе — закономерность. А лаборатории улыбнулась фортуна, когда сотрудником ее стал И.Кучин — одаренный, хорошо образованный, способный самостоятельно и с некоторым изяществом решать поставленные перед ним задачи. Увлеченный и творческий сотрудник.

Удача И.Кучина, я считаю, состояла в том, что на протяжении более десяти лет в лаборатории создавалась, а затем эффективно использовалась экспериментальная база и методики изучения газожидкостных процессов на суспендированном катализаторе. Успешно решались проблемы изучения поведения растворенных газовых компонентов реакций в сложных газожидкостных процессах на твердом катализаторе. Нами было показано, что в каталитических газожидкостных реакциях гидрирования весьма важно проводить процесс в условиях с заданной степенью восстановительной среды, которая в значительной мере определяется количеством растворенного в реакционной смеси водорода. Его наличие часто определяет направление протекания процесса, селективность. Известно, что на обедненных водородом катализаторах вместо реакции восстановления протекают, главным образом, процессы изомеризации, гидрогенолиза. Доказано, что в таких системах при протекании быстрых реакций происходит смывание нанесенного металла. По данным компании "BUSS" (Швейцария) потери достигают около 40% . Как правило, это происходит при восстановлении нитроароматических соединений, которые сами по себе являются сильными окислителями и при окислительном потенциале катализатора металл переходит в ионы, образующие с продуктами реакций растворимые комплексы, которые переходят затем в раствор. Вследствие этого весьма актуально хотя бы косвенно контролировать восстановительную среду в реакции, например, обеспечивать заданную степень насыщения реакционной смеси (суспензии) водородом. Нами количественно показано как можно поддерживать необходимую концентрацию растворенного в жидкости газа при различных скоростях реакции за счет изменения начального давления газа и расхода подаваемого в аппарат газа.

В последние годы в связи с известным положением финансирования научных разработок, стало очень трудно проводить новые сложные эксперименты. Ведь теперь, обладая весьма важной информацией о реальном поведении растворенного газа, необходимо заново пересмотреть основные положения работы газожидкостных аппаратов: динамику, устойчивость, колебания и т.д. Эти работы продвигаются крайне медленно. Тем не менее, в течение ряда последних лет мы успешно сотрудничаем с химическими предприятиями Кемерова. Были изготовлены реакторные модули по разработкам нашей лаборатории, на которых в заводских условиях изучались конкретные промышленные процессы. Это дало возможность сэкономить время и средства и максимально приблизить эксперимент к реальному объекту. Затем там же, на опытно-промышленных аппаратах различных конструкций были окончательно определены оптимальные условия осуществления промышленных процессов. В частности, Игорь активно сотрудничал с коллегами над усовершенствованием одной из стадий промышленного процесса производства антиоксиданта полимерных материалов диафена "ФП" на Кемеровском "Азоте". При его участии была разработана и апробирована на практике математическая модель, позволившая оптимизировать работу многофазного реактора промышленного процесса нитрозирования.

— Игорь, тенденции современной науки таковы, что успех становится возможным лишь при аккумуляции усилий специалистов смежных отраслей знаний. С кем вам приходится сотрудничать?

— Безусловно, мы активно поддерживаем научные контакты с институтами, в которых ведутся исследования газожидкостных каталитических процессов. Уже не один год мы тесно сотрудничаем с Институтом катализа и с Институтом вычислительной математики и математической геофизики СО РАН. Постоянно стремимся к расширению наших научных связей, участвуя в работе конференций. Среди последних отмечу международный симпозиум по катализу в многофазных реакторах (Неаполь-2000), международная конференция "ChemReaktor" (Хельсинки-2001), конференции по газожидкостным реакторам с участием твердого катализатора (Токио — 1998, Брюгге — 1999 , Делфт — 1999) и др. На многих из названных конференциях мы выступали с докладами, поездки оплачивались принимающей стороной либо они были профинансированы по грантам РФФИ.

В этом году тоже будем участвовать в работе нескольких международных конференций — наши доклады включены в программы Международного симпозиума по химической технологии ISRE-17 в Гонконге, Международного симпозиума по катализу в многофазных реакторах в Лозанне, Конференции по новым химическим технологиям в Португалии и др. В последнее время ряд наших статей был опубликован в престижных зарубежных журналах, таких как "Chemical Engineering Science", "Catalysis Today". Недавно наша статья принята к опубликованию в "Chemical Engineering Journal". Ведем активный научный обмен с зарубежными коллегами, у которых, судя по переписке, большой интерес к нашим работам.

— Игорь, вопрос без которого не обходится ни одно интервью: что еще мечтаете осуществить?

— Хотелось бы полученные результаты использовать в реальных процессах, например, в процессах переработки шахтного метана в синтез-газ с последующим использованием его в ряде каталитических процессов получения, например, топливных фракций и других важнейших химических продуктов. Кроме того, я участвую вместе с сотрудниками лаборатории к.т.н А.Заостровским и к.т.н. И.Петровым в работах по оптимизации гидродинамических процессов транспорта угольной суспензии. Хотелось бы, чтобы наши разработки оказались востребованными в создании технологии водоугольного топлива.

Фото автора.

стр. 

в оглавление

Версия для печати  
(постоянный адрес статьи) 

http://www.sbras.ru/HBC/hbc.phtml?7+209+1