Печатная версия
Архив / Поиск

Archives
Archives
Archiv

Редакция
и контакты

К 50-летию СО РАН
Фотогалерея
Приложения
Научные СМИ
Портал СО РАН

© «Наука в Сибири», 2024

Сайт разработан
Институтом вычислительных
технологий СО РАН

При перепечатке материалов
или использованиии
опубликованной
в «НВС» информации
ссылка на газету обязательна

Наука в Сибири Выходит с 4 июля 1961 г.
On-line версия: www.sbras.info | Архив c 1961 по текущий год (в формате pdf), упорядоченный по годам см. здесь
 
в оглавлениеN 18 (2354) 10 мая 2002 г.

В РУСЛЕ ВРЕМЕНИ

"Нелюбимым ребенком" назвали региональную научно-техническую программу "Сибирь" ведущие новосибирского телевидения. Но, кажется, этот год станет переломным и есть все шансы изменить ее судьбу. Об этом говорилось на заседании межведомственного научного совета по региональной научно-технической программе "Сибирь", предшествовавшем годичному Общему собранию СО РАН.

Валерия Макарова
"НВС"

Открывая заседание, председатель СО РАН академик Н.Добрецов сказал, что реально деятельность программы в последние годы сводилась к организующей роли.

"В целом, сейчас наступил переломный момент. Время покажет, будет ли "Сибирь" усиливаться или ее ждет угасание. Посылками к возрождению является следующее:

— утверждены "Основы политики Российской Федерации в области развития науки и технологий на период до 2010 года и дальнейшую перспективу" на совместном заседании трех советов: Совета безопасности РФ, Совета при Президенте РФ по науке и высоким технологиям и президиума Госсовета РФ. В этом документе провозглашен переход России на инновационный путь развития, что предполагает такие изменения в политике Правительства, как создание национальной инновационной системы и утверждение науки и технологий приоритетом номер один;

— на заседании Правительства в первом приближении была утверждена стратегия развития Сибири и дано поручение до 20 мая доработать ее с учетом состоявшегося обсуждения. Необходимо восстановить разделы по механизму реализации Стратегии, особые меры по регулированию транспортных и таможенных тарифов, по налоговому регулированию развития малого наукоемкого бизнеса и в целом поддержки отечественной промышленности. Решено создать межведомственную группу, которая совместно с Минэкономразвития РФ будет представлять ежегодные отчеты по реализации Стратегии.

Уже достаточно развитая и многофункциональная программа "Сибирь" могла бы быть одним из инструментов проведения новой инвестиционной политики. Она должна получить существенную финансовую поддержку, как и крупнейшие инвестиционные проекты, реализуемые в Сибири. Если это удастся, это будет прорыв на новый уровень работы программы".

На нынешнем заседании межведомственного научного совета был представлен новый научный руководитель РНТП "Сибирь", заместитель председателя СО РАН, член-корреспондент РАН Г.Кулипанов. Последние годы совет возглавлял академик Г.Толстиков, который сумел сохранить жизнеспособность программы "Сибирь". В последние три года были проведены выездные заседания научного совета по программе в Омске и Улан-Удэ. В результате заключен ряд соглашений на организацию производства на базе законченных разработок и на поставку институтами СО РАН готовой продукции. Доля средств федерального бюджета в общем финансировании РНТП "Сибирь" составила в 1999 г. 6,1%, в 2000 г. — 17%. За 2001 год произошло резкое сокращение участия федерального бюджета в поддержке "Сибири" до 4,4%.

Новая государственная политика РФ в области развития науки и высоких технологий предусматривает и решение сибирских проблем. Об этом говорил в своем выступлении чл.-корр. РАН Г.Кулипанов:

"В решении трех советов Правительству РФ поручено разработать перечень, порядок и сроки реализации важнейших координационных проектов государственного значения на период 2003-2006 гг., предусмотрев увязку этих проектов с приоритетными направлениями и перечнем критических технологий.

Региональным округам РФ поручено подготовить в этом году и начать реализацию с 2003 г. региональных инвестиционных проектов и осуществить меры по формированию в федеральных округах РФ инновационных центров, ориентированных на развитие инновационного предпринимательства и повышение конкурентоспособности отечественных производителей.

Предполагается, что проектов федерального уровня будет не больше десяти. В 2003 г. будет запущено 5-6 таких проектов. В настоящее время по разделу федерального бюджета "фундаментальные исследования и содействие научно-техническому прогрессу" общий объем инвестиций — 35 млрд рублей. На следующий год возможно увеличение до 40 млрд руб. Это дополнение в 5 млрд предполагается разделить на две части: 1 млрд — на увеличение финансирования фундаментальной науки; 4 млрд — на инвестиционные проекты федерального уровня, с тем, чтобы масштаб финансирования на один проект был порядка 400-800 млн руб. в год.

Конечно, к этим проектам предъявляются достаточно жесткие требования. Они должны иметь особо важное государственное значение и быть направлены на ускоренное развитие российской экономики. Критерием является увеличение рынка и объема валового продукта страны на проценты, а не на доли процента; другой критерий — достижение необходимого уровня национальной безопасности. Сроки реализации проектов — 3-4 года. Должен быть предусмотрен частично-возвратный принцип бюджетного финансирования. Впервые рассмотрен вопрос по персональной ответственности руководителей проектов за результаты работы.

Представляется, что региональные проекты должны приниматься на тех же условиях. Что касается финансирования, то было бы разумно получать 40-80 млн руб. на проект в год (в десять раз меньше, чем на федеральный). Это бы позволило реализовать крупномасштабные работы, которые стали бы "локомотивами" сибирской экономики. Однако, деятельность институтов сейчас резко ограничена существующим законодательством, отсутствием инвестиционных фондов, возможности получения банковских кредитов, платежеспособного внутреннего рынка. Основа работы в рамках программы "Сибирь" — предложить решение этих проблем".

РНТП "Сибирь" должна стать средством сопровождения и реализации государственной концепции развития региона на долгосрочную перспективу, включающим: прогнозы и концептуальные разработки применительно к отдельным территориям и отраслям; инновационная деятельность по выпуску наукоемкой продукции на предприятиях Сибири. Основные направления аналитических, исследовательских работ и новых технологий показаны в докладах, прочитанных координаторами и руководителями проектов. Это — роль и место СО РАН в разработке стратегических задач развития нефтегазового комплекса Сибири; золото Сибири; подземные питьевые, промышленные и минеральные воды; получение высококачественных кварцевых продуктов и концентратов для предприятий Новосибирска из местного сырья; методы повышения нефтеотдачи пластов. Рассматривались вопросы по формам инвестиций и, в частности, по лизингу. Комментировались конкретные программы, например, сотрудничество с ОАО "Русский алюминий". Перечень проблем показывает, что генерирующие мощности науки становятся востребованными в конкретных отраслях промышленности региона, и в экономических процессах страны в целом.

стр. 

в оглавление

Версия для печати  
(постоянный адрес статьи) 

http://www.sbras.ru/HBC/hbc.phtml?8+22+1