Печатная версия
Архив / Поиск

Archives
Archives
Archiv

Редакция
и контакты

К 50-летию СО РАН
Фотогалерея
Приложения
Научные СМИ
Портал СО РАН

© «Наука в Сибири», 2024

Сайт разработан
Институтом вычислительных
технологий СО РАН

При перепечатке материалов
или использованиии
опубликованной
в «НВС» информации
ссылка на газету обязательна

Наука в Сибири Выходит с 4 июля 1961 г.
On-line версия: www.sbras.info | Архив c 1961 по текущий год (в формате pdf), упорядоченный по годам см. здесь
 
в оглавлениеN 38 (2374) 4 октября 2002 г.

"ДЕМОКРАТИЧЕСКОЕ ОБНОВЛЕНИЕ"
ВОСТОЧНО-ГЕРМАНСКОЙ
СИСТЕМЫ НАУКИ

Вместе с объединением Германии 3 октября 1990 года срослись воедино различные системы науки старых и новых федеральных земель. Предлагаемые в сокращении материалы немецкого агентства "Интер-Национес" описывают возникшие при этом проблемы и найденные решения, подводят итог произошедшим переменам.

Герман Хорсткотте

С момента объединения Германии во всех восточно-германских вузах сначала действовали временные правила западно-германского образца — до тех пор, пока пять вновь образованных федеральных земель не приняли каждая свои законы о высшей школе. Важную роль в интеграции вузовских систем старых и новых федеральных земель сыграл "Научный совет ФРГ" (НС).

Иллюстрация

"Научный совет", расположенный в Кёльне, является высшим совещательным органом политики в отношении высшей школы в Федеративной Республике Германия. В нем заседают избранные представители независимых научных организаций, например, Германского научно-исследовательского общества, а также представители бюрократии министерств и отдельные личности, занимающие выдающееся общественное положение, скажем, предприниматели или профсоюзные деятели. К текущим проектам Научного совета относятся, среди прочего, имеющие практическую обязывающую силу рекомендации по строительству государством высших школ. Только до середины 90-х годов сотни миллионов евро были направлены в каждую из новых федеральных земель.

Одновременно с этим на долю Научного совета выпала задача по предметной оценке вузов ГДР. Ректор Дрезденского университета Ландграф подводит итог: "Речь шла преимущественно о следующем вопросе: какие высшие школы сохраняют свой статус (университета), а какие продолжат свое существование в качестве специализированных вузов?" Университет и специализированный вуз — это были два основных типа высшей школы в старых федеральных землях: университеты имеют, прежде всего, научно-теоретическую ориентацию, специализированные вузы — скорее прикладную ориентацию. В отличие от этого, в ГДР существовала более разветвленная типология высших учебных заведений — университеты, технические вузы, инженерные и другие высшие школы.

Иллюстрация

Обе системы необходимо было привести в соответствие уже из-за проблемы признания дипломов о высшем образовании и тем самым — равенства шансов в профессиональной жизни. В результате сегодня в новых федеральных землях также существуют только университеты и специализированные вузы. Но это ни в коей мере не является свидетельством западно-германской "колонизации" восточного образовательного ландшафта. Вместе с объединением Германии новые федеральные земли одновременно стали также частью Европейского Союза, его представлений и системы ориентиров в сфере высшего образования и признания академических дипломов. Германская сторона уже имела трудности на европейском уровне с тем, чтобы добиться признания диплома специализированного вуза наряду с университетским дипломом. Признание дополнительных множественных делений, принятых в ГДР, в европейском образовательном пространстве не имело никаких шансов на успех. Речь могла идти только о том, чтобы превратить высшие и специализированные школы при известных условиях в специализированные вузы, статус которых чуть ниже университетского.

Наряду с вузами, ориентированными преимущественно на обучение студентов, в ГДР существовало большое количество чисто исследовательских институтов Академии наук ГДР. Их палитра была весьма широкой — от археологических наук до современной генетики. "В ходе сложных совещаний на основе рекомендаций Научного совета и по согласованию с земельными и федеральными министерствами необходимо было решить, следует ли создавать новую структуру для этих организаций и если да, то какую", — вспоминает г-н Ландграф. В сфере прикладных исследований наиболее подходящими оказались структуры уже существовавшего в старых федеральных землях Общества им.Фраунгофера, чьи институты при помощи договоров, заключенных с представителями экономики, но также и посредством базового государственного финансирования (около 30% общего бюджета Общества) оказывают поддержку в первую очередь средним предпринимательским структурам в области высоких технологий. Как правило, институты Общества им.Фраунгофера в кадровом и предметном отношении тесно переплетены с высшими учебными заведениями, их руководители являются одновременно профессорами вузов. Еще более широкий предметный спектр — от животноводства до экономических исследований — представлен в Научном обществе им. Лейбница. До объединения Германии оно охватывало 47 самостоятельных институтов, к 1992 году в результате аттестации, проведенной Научным советом, к ним присоединились еще 34 института из новых федеральных земель.

Бывшая Строительная академия ГДР после вынесения вотума отечественными и зарубежными специалистами, которых опросил НС, была совсем распущена. Она являлась высшей научной инстанцией по архитектуре, градостроительству, пространственной архитектуре и исследованиям в области строительства. Ее функции и отчасти кадры перешли в вузы.

Другие научные "организации государственного сектора", например, секции философии и культурологии, социалистическая наука о производстве или целые вузы типа сельскохозяйственных товариществ производителей, были распущены, поскольку предмет их исследований был утрачен вместе с распадом прежнего экономического и социального строя. Разумеется, специальные милицейские и военные вузы восточного режима также не имели никакого будущего.

В 1997 году Федеральный административный суд как высшая инстанция в Германии окончательно урегулировал признание старых дипломов о высшем образовании времен ГДР, использовав при этом весьма великодушные критерии. Выпускников вузов ГДР нельзя было лишать шанса на новый старт в их профессиональной жизни. Это относится даже к бывшим судьям, которые хотели бы практиковать в качестве адвокатов. Образование, полученное в ГДР, признается наравне с соответствующим образованием западно-германских вузов, если сравнимы условия допуска к обучению в вузе, объем, структура курсов и порядок экзаменов. Тем самым уже диплом об окончании специализированной школы в ГДР — низшая ступень академической квалификации старого строя — соответствует диплому об окончании западно-германского специализированного вуза. Поэтому выпускник специализированного учебного заведения ГДР может потребовать выдать ему дополнительно диплом специализированного вуза.

Иллюстрация

Самой известной внеуниверситетской научно-исследовательской организацией в Германии является Общество им. Макса Планка (ОМП), настоящая кузница лауреатов Нобелевской премии. После объединения Германии ОМП открыло в новых федеральных землях восемнадцать институтов, выделив на это более 500 миллионов евро. Первым был Институт физики микроструктуры в Галле, возникший на базе соответствующего института бывшей АН ГДР. Доля зарубежных специалистов, приглашенных в восточно-германские земли вплоть до сегодняшнего дня в качестве директоров подразделений ОМП, составляет 40%.

Многочисленные исследовательские организации, оборудованные специальными крупными приборами и насчитывающие сотни сотрудников, объединены в Обществе им. Гельмгольца. После объединения Германии оно создало три новых места дислокации: Центр изучения окружающей среды в Лейпциге/Галле, который занимается ренатурализацией ландшафтов, пострадавших в первую очередь из-за горной промышленности (добыча и переработка бурого угля); центр геоисследований в Потсдаме, где работают, например, специалисты по прогнозированию землетрясений, и Центр молекулярной медицины им.Макса Дельбрюка в (Восточном) Берлине, один из важнейших центров по исследованию рака.

Общество им. Фраунгофера, расположенное в общей сложности по десяти адресам, открывало там зачастую не один институт прикладных исследований. Предметная сфера исследований простирается от станкостроительной промышленности и новых материалов, эффективной структуры перевозок до графической обработки данных.

Научно-исследовательское общество им. В.Г.Лейбница, почти половина из более 70 институтов которого расположена в восточных федеральных землях, является наиболее влиятельным и легитимным представителем восточно-германских вневузовских исследований. В этом обществе продолжают существовать, например, богатый своими традициями Дрезденский институт (академия) исследования полимеров (искусственных материалов), многие центры генетики растений или Научно-исследовательский центр биомедицины, окружающей среды и безопасности в Россендорфе.


Исторический баланс нового строительства

Три вопроса профессору Хансу-Йоахиму Майеру, министру науки Республики Саксония (1990-2002), бывшему впервые свободно избранному министру науки ГДР

— Можете ли вы подвести промежуточный итог развитию вузовского ландшафта в новых федеральных землях после объединения страны?

— Несмотря на трудности и некоторые ошибочные решения промежуточный итог вузовского развития на востоке Германии после 1990 года позитивен. В основном удалось провести кадровое и структурное обновление вузов при одновременном сохранении признанных и испытанных достижений в преподавании и исследованиях — политика, которую я в Саксонии обозначил девизом "Обновить и сохранить". Многим исследователям так называемого среднего звена, в частности, в таких областях, как математика, технические и естественные науки, открылась дорога к профессуре. Повышению уровня компетентности, в частности, в юридических и экономических науках, способствовал также — несмотря на некоторые неоспоримые неудачи — приток квалифицированных специалистов из старых федеральных земель и из-за рубежа. Настоящее "смешение кадров" было достигнуто прежде всего в гуманитарных науках. За прошедшие годы профессорско-преподавательский корпус полностью интегрировался и стал неотъемлемой частью общегерманской мобильности и международной коммуникации. Число студентов с 1991/1992 года постоянно увеличивается и показывает растущую привлекательность восточно-германских вузов. Большим успехом является перестройка и расширение внеуниверситетских научных исследований в восточных землях. Наряду с университетами внеуниверситетские организации вносят существенный вклад в то, что восточно-германские земли не являются более белым пятном на карте общегерманского и международного научного ландшафта, напротив, они демонстрируют серьезные достижения.

— В чем вы видите самый большой недостаток процесса обновления?

— Процесс обновления восточно-германских вузов не был частью общегерманского проекта реформ. Не было нового структурного старта в восточных и западных землях, происходила просто адаптация восточно-германских вузов к модели старой Федеративной Республики. Восточные земли в начале 90-х гг. должны были прежде всего сделать фундаментальные шаги к достижению свободы в области преподавания и научных исследований, накапливая при этом собственный опыт. Западные земли считали себя примером. Объективно обусловленная неравномерность развития в обеих частях объединенной Германии препятствовала общему видению проблемы, которое могло бы смягчить "раны" восточных земель. Эти "раны" стали следствием и определенных тенденций к победным настроениям, всезнайству, "колонизации", и, прежде всего, адаптации к фискальному образу мысли Запада, что — во взаимодействии с восточно-германской финансовой слабостью — привело к тому, что обновление высшей школы сопровождалось резким сокращением персонала. Финансовая угроза с тех пор постоянно сопровождала восточно-германские вузы и уже похоронила некоторые многообещающие тенденции.

— Вы сказали: "Публичный вуз не может существовать без публичного признания. Он должен пользоваться доверием и симпатиями населения, поскольку избиратели и налогоплательщики решают, должен ли функционировать вуз и в каком виде". Что означает на этом демократическом фоне автономия высшей школы?

— Автономия высшей школы — это не сумма или юридическое выражение индивидуального права свободы науки, как это охотно утверждают некоторые профессора. Это в большей степени институциональная категория, и только как таковая она имеет смысл. Если высшая школа должна осуществлять самоуправление и пользоваться автономией в рамках закона и государственного бюджета, то это может быть успешным только тогда, когда она будет рассматривать себя в качестве ответственного сообщества, дееспособного в структурном и ментальном смыслах. Это означает, с одной стороны, готовность к самоуправлению и признанию его роли, а также, прежде всего, готовность к принятию решений о приоритетах; с другой стороны, это означает готовность государства предоставить высшей школы достаточную свободу диспозиций и гарантировать адекватную науке финансовую и правовую свободу действий. Сравнение с американским университетом показывает фундаментальную проблему, которая — несмотря на некоторый прогресс — до сих пор не решена. Американский университет является независимым актером на рынке образования и научных исследований, чей менеджмент имеет необходимую для этого свободу действий. Германский университет создан как государственно-правовой институт и финансируется из государственного бюджета. Если в области научных исследований, даже при наличии государственного финансирования, определяющим фактором выступает управляемая экспертами конкуренция с сильной общегерманской составляющей, то преподавание и учеба в вузе фактически не знают финансово релевантной, во всяком случае, действительно мотивирующей конкуренции. В качестве первого шага нам необходимо аргументированное обсуждение проблемы учеными, политиками и обществом, а также обеспечение более высокого приоритета образования и науки.

Фото Игоря Глотова, "НВС"

стр. 11

в оглавление

Версия для печати  
(постоянный адрес статьи) 

http://www.sbras.ru/HBC/hbc.phtml?24+220+1