Печатная версия
Архив / Поиск

Archives
Archives
Archiv

Редакция
и контакты

К 50-летию СО РАН
Фотогалерея
Приложения
Научные СМИ
Портал СО РАН

© «Наука в Сибири», 2024

Сайт разработан
Институтом вычислительных
технологий СО РАН

При перепечатке материалов
или использованиии
опубликованной
в «НВС» информации
ссылка на газету обязательна

Наука в Сибири Выходит с 4 июля 1961 г.
On-line версия: www.sbras.info | Архив c 1961 по текущий год (в формате pdf), упорядоченный по годам см. здесь
 
в оглавлениеN 50 (2386) 27 декабря 2002 г.

ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ СТРАТЕГИИ
СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ
СИБИРИ И ПРОБЛЕМЫ ЕЕ РЕАЛИЗАЦИИ

Доклад академика В.Кулешова на научной сессии Общего собрания СО РАН 15 декабря 2002 года.

Иллюстрация

Мой доклад построен таким образом, чтобы сосредоточиться на методологических аcпектах разработки и реализации Стратегии.

Начну со старой схемы — базовые долгосрочные процессы развития Сибири. Через них осуществлялась реализация известного тезиса М.В.Ломоносова о том, что российское могущество прирастать будет Сибирью.

Прошлые процессы допереходного периода характеризовались тремя ортами: развитием структуры производства, расширением экономического пространства и ускоренным (в отношении к среднему по РФ) ростом народонаселения. Так Сибирь развивалась 90 лет предшествующего столетия, а в конце 20-го века произошла "блокировка" этих процессов и не только — процессы пошли вниз... Мы стали терять завоеванные позиции.

Поэтому естественно было сформулировать главную задачу предстоящего десятилетия как восстановление стратегической направленности базовых процессов (их разблокирование).

Пространство сценариев развития экономики Сибири определяется тремя сегментами: природно-ресурсным потенциалом, производственным и научно-образовательным потенциалом и геополитическим положением региона (равноудаленного от западных и восточных границ России). Мы привыкли расценивать наше серединное расположение Сибири только как положительный момент, но двойственность геополитического расположения региона заключается в том, что наш равноудален как от западных, так и от восточных границ страны, но приближен с одной стороны, к Северному Ледовитому океану, а с другой стороны, к нашему южному соседу. Из-за этого мы несем огромные транспортные нагрузки... Здесь есть свои проблемы.

Сочетанием степени задействованности этих трех потенциалов и определяется набор сценариев развития Сибири. Мы можем наработать все что угодно, но реализация определяется нашими возможностями.

Причем в таком же пространстве лежат и сценарии развития России.

Начну с инерционного сценария. Выделю восемь ортов отраслевого характера, начиная с сегмента ТЭР и кончая мультимодальными транспортными узлами. Длина луча грубо характеризует уровень использования производственных мощностей и производственного потенциала соответствующего отраслевого комплекса. А наша экономика четко разделена на два сегмента: сегмент генерации сверхприбыли (производство ТЭР, глубокая переработка сырья, металлургия и т.д.) и сегмент отраслей, представляющих основную часть рабочих мест (традиционные отрасли обрабатывающей промышленности, наука и высокотехнологичные производства, центры информационных услуг и технологий).

Иллюстрация

Каковы последствия инерционного сценария развития Сибири? На эту тему можно говорить больше, но я взял только один срез — показатели денежных доходов, потребительских расходов, зарплата в среднем за месяц на душу населения в 2001-м году в семи субъектах России — Таймырском, Чукотском автономных округах, Мурманской области (регионы, население которых в совокупности немного превышает 1 млн человек). По всем показателям все мажорирует Московская аггломерация, разница со средними показателями по России (они равны единице) в четыре и пять раз, зарплата в два раза. Грубо говоря, наша экономика в другом ракурсе представлена как бы еще одним федеральным округом. Это Московская аггломерация и три субъекта Федерации — Тюменская область, Ханты-Мансийский АО, Ямало-Ненецкий АО — чрезвычайно тесно связаны экономическими, финансовыми, материальными потоками. Все остальные субъекты Федерации живут примерно одинаково (уровень жизни) — плюс-минус определенное количество процентов и не более того.

Дальше я вошел в чисто экономическую плоскость, чтобы отразить текущую реальную ситуацию в отраслевой структуре промышленности. Прием может быть не совсем корректен, но для анализа вполне возможен. Я взял субъекты РФ, не получающие средств из федерального фонда финансовой поддержки, грубо говоря, это регионы-доноры.

Таблица "Бюджет РФ-2002". Перечислены 18 субъектов и рядом указаны ведущие отрасли, благодаря которым регионы таковыми являются.

Если подвести некоторые итоги, то в бюджете 2002 года субсидии предусмотрены для 71 субъекта федерации из 89. В Сибири это 15 субъектов (из 19), в Сибирском федеральном округе — 15 (из 16).

Я сделал еще одно обобщение, составив отраслевой "треугольник" финансового преуспевания регионов (все отрасли экспортно-ориентированные, в резерве лесная, деревообрабатывающая промышленность и ЦБП — это химия и нефтехимия, металлургия и топливная промышленность). Особое положение здесь занимают два финансовых и торговых центра, а также сосредоточения малых предприятий — Москва и Санкт-Петербург. Попасть в этот треугольник очень сложно, а выпасть из него —очень просто — достаточно измениться коньюнктуре мирового рынка на продукцию этих отраслей.

Так вот, первичная идея развития Сибири и Российской Федерации — перейти от этого треугольника в то, что я назвал "отраслевым ромбом" финансового преуспевания региона. Помимо вышеназванных отраслей сюда входят финансовый и предпринимательский секторы и крупномасштабные машиностроительные производства, работающие на внутренний рынок. По некоторым оценкам, потенциально при эффективной промышленной (структурной) политике появляются шансы на улучшение своих социально-экономических позиций еще у 10-15 регионов. Из них 3-4 субъекты Федерации из Сибирского федерального округа.

Иллюстрация

Далее моя личная точка зрения по теме "чем Сибирь экономически интересна Центру" (в рамках текущей ситуации). Точка зрения не бесспорна. Жизненно важные для Центра производства — нефтегазовый сектор, энергетика, транспортные услуги (Транссиб и трубопроводный транспорт). Умеренно важные отрасли — военно-техническая продукция, цветная металлургия, в какой-то степени угольная отрасль и нефтехимия, услуги научно-образовательного комплекса. Все остальные сектора экономики входят в разряд прочих.

Позволю себе сделать такой комментарий: жизненно важными отраслями правительство занимается непосредственно, к умеренно важным — прислушивается, прочие — на усмотрение регионов. Через эту "призму" и формируется региональная карта России (по значимости). Исключение составляют столицы. Аналогично просматривают свое хозяйство, по моему мнению, и регионы. При этом игнорируется необходимость сочетания текущего и перспективного начал.

Экспортная составляющая в экономике России и Сибири. Доля продукции Сибири в экспорте РФ составляет не менее 60%. И это при том, что удельный вес ВРП Сибири в ВРП России немного превышает 20 процентов.

Где преимущественно живут люди, производящие львиную долю продукции Сибири, идущую на экспорт из РФ? Ханты-Мансийский АО  производит нефть, Ямало-Ненецкий АО — газ, Норильск — цветные металлы, Братск — цветные металлы и лесную продукцию, Усть-Илимск — лесную продукцию. Численность населения здесь немного превышает 2 миллиона человек. Это менее 10% населения Сибири. В соответствии с программами вертикально-интегрированных компаний заработную плату их сотрудников предполагается к 2010 году довести до мирового уровня. Разумеется, при соответствующем уровне внутренних цен на свою продукцию и производительности труда.

Что дальше? Я приведу несколько фрагментов. Экономика РФ в первом десятилетии XXI века — приоритетные (наиболее продвинутые) проекты:

1. Проекты дальнейшего развития предприятий ТЭК, в том числе возвращение к забытым проектам в электроэнергетике (типа Богучанской и Катунской ГЭС) и металлургии.

2. Новые транспортные коридоры, логистические центры, объекты инфраструктуры (к примеру, морские порты).

3. Программы инновационного характера (типа "Электронная Россия").

Комментарий такой: проекты первой группы ориентированы преимущественно на регионы Сибири и Дальнего Востока (без учета Арктического шельфа Европейского Севера РФ). Проекты второй группы — на регионы Европейской части РФ, проекты третьей группы — по-видимому, туда же. И есть основание полагать, что такой разворот событий приведет к темпам роста ВВП РФ на уровне 3-4 процентов в год.

Ближайшие перспективы Сибири (СФО). Коснусь проблемы "Запад-Восток", классическая проблема, поставленная много десятилетий тому назад. По прогнозу МЭРТ РФ темпы прироста промышленного производства в 2004 году относительно 2000 года таковы: СФО — 7%, в то время как по РФ в целом — 15%, ДВФО — 12%, УРФО — 13%. А в качестве основной "тяговой силы" индустрии страны рассматриваются Приволжский (15%), Центральный (25%) и Южный (30%) федеральные округа. Здесь сосредоточено более 50% промышленного производства. Эта часть РФ характеризуется благоприятным инвестиционным климатом (в том числе и из-за развитой инфраструктуры). Здесь строится большая часть жилья РФ и проживает более 60% населения России.

Что Центр нам рекомендует делать для достижения высоких темпов прироста в промышленности Сибири? Нам переадресуются наши же рекомендации, содержащиеся в Стратегии экономического развития Сибири:

1. Развивать высокотехнологичные и наукоемкие производства, машиностроение в наиболее развитых индустриальных районах, прилегающих к Транссибирской магистрали.

2. Модернизировать обрабатывающие производства потребительского назначения в южных районах Сибири.

3. Поддерживать высокие объемы добычи и комплексной переработки минерально-сырьевых и лесных ресурсов.

И конечно, дальнейшее развитие инфраструктуры региона. Все это преимущественно объекты нового строительства.

Продолжение проблемы "Запад-Восток" — переток капитала в сферу производства Северо-Западного федерального округа. Например, ЛУКОЙЛ планирует в течение 10 лет инвестировать в СЗФО не менее 130 млрд рублей. Он рассматривает этот регион как самый перспективный в России, "имеющий важнейшее стратегическое значение". Есть и другие заявки — Роснефти, Газпрома... В совокупности это величина порядка 10-12 млрд долларов на десятилетие. Для сравнения — инвестиции в основной капитал СФО в 2000 году составили около 3 млрд рублей.

Предпочтительный сценарий развития Сибири (максимальный вариант). Наша задача ближайшего десятилетия — вскрыть плоскости:  наука и высокотехнологичные производства, традиционные отрасли обрабатывающей промышленности, центры информационных услуг и технологий и т.п. Это сегмент генерации высоких темпов экономического роста региона (если этот сегмент не раскрыть, то мы будем достигать не более 3-4% роста в год).

Общая формула: прорыв в сфере выпуска высокотехнологичной продукции и ее распространение для применения в традиционных отраслях народного хозяйства с последующим ростом эффективности производства в них.

Капитал, который требуется Сибири. Перспективы Сибири — новые рабочие места и проекты.

Главная задача — создать 7-8 миллионов новых (модернизированных) рабочих мест (без учета отраслей НГС). Если ориентироваться на стоимость одного рабочего места порядка 17-22 тыс долларов, то в совокупности это составит 140-160 млрд долларов. Расчетный период для инвестирования — 15-17 лет. Для сравнения. Это равно примерно экспорту продукции, производимой в Сибири за 2,5 года (если брать за базу 2000-й год). Принципиально важно, что производительность труда на новых производствах должна быть не менее, чем в 3 раза выше ныне существующей (в сопоставимых сферах РФ) и близка к зарубежным аналогам. Зарплата и рентабельность тоже.

Проекты. Это множество рабочих мест должно быть структурировано крупными инвестиционными проектами, которые должны создать некоторую опорную сеть. Примером такого проекта в области высоких технологий является проект создания технополиса на территории Советского района Новосибирска. Ряд проектов можно позаимствовать из разаработок 80-90-х годов, адаптировав их к новым экономическим условиям. Государство должно взять на себя часть инвестиционных рисков.

Этим я закончил с проблемой капитала, как одним из основных секторов производства.

Теперь — труд. Население мира растет. А что происходит у нас? В 1989 году в Сибири был пик численности населения — 24,5 млн человек. Сейчас происходит существенное снижение численности.

По прогнозам 80-х годов население России в 2005 году должно приблизиться к 170 млн человек, Сибири — к 30, Дальнего Востока — к 10 миллионам. По факту население РФ, Сибири и Дальнего Востока останется примерно на сегодняшнем уровне: 145-23-7,1 млн человек. В итоге мы недополучаем по РФ около 25 млн человек. Это очень много.

Прогнозы 2002 года Госкомстата РФ. 100 млн человек составит население России к 2050 году. Таким образом, общая численность жителей страны уменьшится на 30% (к 20020 году — на 10-14 процентов). В этом случае население Сибири в 2050 году вряд ли превысит 12-13 млн человек (русскоязычное население).

Динамика численности населения РФ и Сибири за период 1989-2002 гг. показывает, что потери Сибири в численности населения (1,5 млн человек) на фоне потерь РФ в целом (2 млн), весьма весомы. Для сравнения — Москва за этот период получила прирост населения в 1,6 млн человек. Таким образом, в 90-е годы из Сибири помимо невоспроизводимых ресурсов стали "вымываться" и воспроизводимые ресурсы (труд).

Дилемма. Если мы хотим увеличить ВРП Сибири к 20020 году в три и более раз, то для этого потребуется увеличение числа занятых (по сравнению с текущим уровнем) на 20-30% (при максимуме технологического трудосбережения). А безработица — это лишь частично резервный фонд. Таким образом, возникает дисбаланс между количеством рабочих мест и количеством рабочих рук.

О миграции — отмечу один момент. Мнение Президента России: "Едут туда, где: либо климат хороший, либо деньги есть". Точная формулировка. Комментарий: около 54% естественной убыли населения РФ за период с 1992 по 2001 год восполнилось миграцией. Для Сибири (за исключением Тюменской области в части заработной платы) не характерно ни то, ни другое по сравнению с другими регионами России и ее ближайшими соседями (Украина, Белоруссия). Чего не скажешь о регионах Европейской части РФ. В то же время для жителей Северного Китая, Сибирь по этим признакам достаточно привлекательна (климат там довольно схожий с нашим, оплата труда ниже, имеет место безработица и т.п. Мой комментарий: на последнем съезде КПК (ноябрь, 2002 года) одним из главных приоритетов развития на предстоящие годы названо "масштабное освоение его западных регионов". Это Синьцзян-Уйгурский АО. При прочих равных условиях градиент миграции — наиболее адекватный фактор инвестиционного климата и деловой активности в регионе.

Мнение председателя Правительства РФ М.Касьянова: "Россия будет проводить политику привлечения в страну граждан других государств" (23.03.2002).

Вернемся к базовым процессам, о которых речь шла в начале доклада. Характеризуя базовые долгосрочные процессы развития экономики Сибири на первые десятилетия XXI века по инерционному сценарию, отмечу расширение экономического пространства (за счет "движения" отраслей минерально-сырьевого сектора); роста населения не будет; развитие структуры производства под знаком вопроса (это зависит от большого количества решений).

Проблема средств. Из Сибири текут мощные энергетические (финансовые) потоки в западном направлении, "глубина" только газовой реки, начинающейся в Тюменской области, по экспорту достигает 17 млрд долларов (в 2000 году). Движение финансов в обратном направлении, в Сибирь, несопоставимо с масштабами движения средств на Запад. Как остановить эту реку — вот суперпроблема!

Место и роль Сибири в экономике РФ через нефтегазовый сектор. Я сделал некоторую схему, используя разные оценки. Оценка Г.Грефа: нефтегазовый сектор РФ обеспечивает (создает) 40% ВВП России. Факт: в Сибири добывается более 70% нефти и более 90% газа от всего добываемого в России. Оценка: НГС Сибири обеспечивает не менее 30% ВРП России. Факт: доля ВРП Сибири в ВРП России не превышает 21-22%. Другими словами, топливно-энергетические ресурсы Сибири создают ВРП за ее пределами. Мой комментарий: НГС создает 40% ВВП России через создание рабочих мест за пределами непосредственной добычи нефти и газа. Например, нефтегазовый сектор является крупнейшим работодателем в Москве и на юге страны (индустрия отдыха); он размещает заказы на предприятиях машиностроения, металлургии и т.п.

Концептуальная задача — разработать механизм распространения этой схемы на регионы Сибири. Такой механизм есть, но он работает не в Сибири. Или, что то же самое, найти способы прекращения утечки капитала из Сибири. При условии решения этой задачи мы можем говорить об увеличении доли ВРП Сибири в ВРП России до 30%.

Базовые долгосрочные процессы развития экономики Сибири. Что необходимо? Принятие политических решений относительно экономического и социального развития Сибири (восточных районов РФ). Стратегия экономического развития Сибири — это первый шаг. Что подразумевается под экономической сутью политических решений относительно восточных районов страны? Первое — объявление государством ряда крупных проектов, реализуемых на территории Сибири в целях структурной перестройки экономики. Второе — выравнивание экономических условий производственно-хозяйственной деятельности предприятий и организаций Сибири. Поясню этот тезис заявлением И.Клебанова на Втором Байкальском экономическом форуме (2002 год): "Основной причиной сложившейся в Сибири и на Дальнем Востоке ситуации является низкая конкурентоспособность продукции регионов. Она обусловлена высокими энерготарифами, высокими транспортными издержками, высоким температурным режимом отопительного сезона и дискомфортными условиями проживания". Эти условия мы сами не можем изменить. И третье, о чем почти сегодня не говорится, использование специальных форм организации производительных сил в регионе. Для обеспечения эффективности и конкурентоспособности развития производительных сил Сибири предлагалась, в частности, формула ТПК: взаимосвязанные производства, работающие на единой энергетической, транспортной и строительной базах и комплексно использующие природные ресурсы.

Что можно ожидать в результате? Нам нужно радикальное улучшение инвестиционного климата в регионе. Это даст сохранение качества трудовых ресурсов и, может быть, выход на баланс интересов между Центром , регионами и хозяйствующими субъектами минерально-сырьевого сектора по части перераспределения ренты, вывозимой за пределы региона.

О роли политических решений в экономике. Кто как из регионов финансируется федеральным бюджетом в рамках федеральных целевых программ? В 2001-2003 гг максимальные суммы получает Татарстан и Башкортостан. Сибири здесь практически не видно. Наши Дальневосточные коллеги по федеральной программе, носящей статус президентской, с 1996 года выбрали не более 1 млн рублей (а в целом по России речь идет о десятках миллиардах в год).

Когда М.В.Ломоносов произносил свои пророческие слова, под Сибирью понималось все пространство восточнее Урала, а 96 процентов населения страны проживало в Европейской части России, за пределами Сибири. Образовательный уровень населения в Сибири также был ниже, чем в западных районах России. Другими словами, Россия (Европейская часть ее) прирастала Сибирью в буквальном смысле, заселяя ее.

В XX веке сформировалось постоянное достаточно крупномасштабное население Сибири и Дальнего Востока со своими экономическими интересами. И с этими интересами Центр обязан считаться.

Речь идет именно об интересах Сибири в целом, а не отдельных субъектов Федерации, расположенных на ее территории.

В этом, по-видимому, и заключается функциональное назначение Стратегии ее (Сибири) развития.

Сибирское сообщество должно настраиваться на кропотливую, длительную, тяжелую и дружную работу.

стр. 2-3

в оглавление

Версия для печати  
(постоянный адрес статьи) 

http://www.sbras.ru/HBC/hbc.phtml?5+230+1