Печатная версия
Архив / Поиск

Archives
Archives
Archiv

Редакция
и контакты

К 50-летию СО РАН
Фотогалерея
Приложения
Научные СМИ
Портал СО РАН

© «Наука в Сибири», 2024

Сайт разработан
Институтом вычислительных
технологий СО РАН

При перепечатке материалов
или использованиии
опубликованной
в «НВС» информации
ссылка на газету обязательна

Наука в Сибири Выходит с 4 июля 1961 г.
On-line версия: www.sbras.info | Архив c 1961 по текущий год (в формате pdf), упорядоченный по годам см. здесь
 
в оглавлениеN 14 (2400) 11 апреля 2003 г.

О МЕРОПРИЯТИЯХ ПО ПЕРЕХОДУ НА ПРОГРАММНО-
ЦЕЛЕВЫЕ МЕТОДЫ ПЛАНИРОВАНИЯ НИР

Постановление Президиума СО РАН.

Заслушав и обсудив информацию председателя Отделения ак. Н.Л.Добрецова о предлагаемых Правительством РФ мерах по "оптимизации бюджетных расходов", в том числе при финансировании научных исследований в Российской академии наук, исходя из необходимости совершенствования системы планирования НИР при подготовке проекта бюджета СО РАН на 2004 год с расширением конкурсности при определении перспективных исследований институтов и научных коллективов и усилением их нацеленности на конечный результат, с учетом положительного опыта Отделения в этом направлении, Президиум Сибирского отделения Российской академии наук постановляет:

1. Утвердить план мероприятий на 2003 год по переходу Отделения на конкурсные программно-целевые методы планирования фундаментальных и прикладных исследований (приложение).

2. Объединенным ученым советам СО РАН по направлениям наук с участием представителей ученых советов, курируемых ОУС институтов, подготовить до 1 мая 2003 года и представить на рассмотрение Президиума Отделения:

а) приоритетные направления наук (от 1 до 5 на ОУС);

б) проекты положений о конкурсах исследовательских проектов в рамках принятых приоритетных направлений с дальнейшим формированием программ фундаментальных исследований по приоритетным направлениям развития науки и техники;

в) предложения по оптимизации структуры научных институтов.

3. Дирекциям и ученым советам институтов Отделения в течение марта—апреля 2003 года:

3.1. Обсудить и принять конкретный план действий по переходу института на конкурсные программно-целевые методы планирования научных исследований и разработок.

3.2. Рассмотреть вопросы совершенствования организационной структуры института и системы финансирования, активизации применения рейтинговой оценки деятельности научных подразделений и отдельных ученых, расширения контрактной системы на основе регулярной аттестации научных сотрудников и другие вопросы, связанные с переходом института на программно-целевые методы планирования и проведения научных исследований.

3.3. Доложить результаты обсуждения указанных вопросов (пп. 3.1; 3.2) и предложения на заседаниях ОУС по направлениям наук в рамках Общего собрания СО РАН.

4. Соответствующим подразделениям аппарата Президиума Отделения — УОНИ, ПФУ, ЮрО и др. осуществлять необходимые консультации по обращениям институтов. Главному ученому секретарю Отделения чл.-к. РАН В.М. Фомину рассмотреть вопрос о проведении зональных семинаров (в гг. Иркутске и Новосибирске) ученых секретарей и планово-финансовых служб институтов.

5. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на главного ученого секретаря Отделения чл.-к. РАН В.М. Фомина.

Председатель Отделения
академик Н.Л. Добрецов
Главный ученый секретарь Отделения
чл.-к. РАН В.М. Фомин
06.03.2003


План мероприятий по переходу на программно-целевые методы
планирования НИР

Последними документами правительственных органов Российской Федерации предполагается осуществление ряда мер по "оптимизации бюджетных расходов", в том числе при финансировании научных исследований. Распоряжением Правительства РФ создана специальная рабочая группа и определен перечень возможных направлений экономии бюджетных средств. По части этих направлений, а именно — касающихся зависимости статуса научных учреждений и размеров их бюджетного финансирования от объемов зарабатываемых средств, Сибирское отделение РАН совместно с ДВО РАН и УрО РАН, а также СО РАСХН и СО РАМН направили в Правительство письмо с серьезными возражениями.

Вместе с тем, Правительством РФ объявлены и прогрессивные подходы. В соответствии с Программой социально-экономического развития Российской Федерации на среднесрочную перспективу (2002—2004 гг.), утвержденной распоряжением Правительства РФ от 10 июля 2001 г. N 910-р, оно приступает к реформированию бюджетного процесса путем "...поэтапной замены затратного метода планирования и исполнения бюджета более прогрессивным методом, при котором планирование, выделение и расходование бюджетных средств обосновывается конечными социально-экономическими результатами...".

Основополагающим принципом бюджетного финансирования предлагается БОР — бюджетирование, ориентированное на результат. В соответствии с этим принципом распорядители бюджетных средств (например, СО РАН) обосновывают объемы и структуру своих расходных потребностей, формулируя:

— стратегические цели своей деятельности (в соответствии с приоритетами государственной политики и отведенными им функциями);

— тактические задачи, направленные на решение конкретных проблем;

— внутриведомственные программы, посредством которых обеспечивается решение конкретных тактических задач.

Программы должны содержать:

— описание поддающихся количественной оценке ожидаемых результатов;

— систему показателей для предварительной оценки программ и их эффективности;

— мониторинг степени достижения целей в ходе реализации программ.

При этом показатели мониторинга и оценки программ должны отвечать следующим требованиям:

а) экономичность: получение результатов с минимальными издержками;

б) сопоставимость с предыдущими аналогичными программами или показателями, принятыми в мировой практике;

в) обоснованность — нацеленность на улучшение прогресса в решении запланированных задач;

г) адекватность отражения результатов программ;

д) точность — формулировка показателей не должна допускать различные толкования.

Важно, что предметом согласования проекта бюджета будут не только цели и задачи сформулированных программ, но и сами показатели, от которых, по мнению разработчиков проекта БОР, будет зависеть принятие решений об утверждении программ и выбор оптимальной структуры государственных расходов.

Предполагается, что переход к системе планирования по методу БОР будет постепенным, однако вряд ли Российской академии наук удастся остаться в стороне от этого процесса. В приложении БОР к планированию такой специфической деятельности как научные исследования возникает много вопросов и, в первую очередь, проблема измеримости показателей результатов. Вместе с тем, в Российской академии наук и у Сибирского отделения РАН имеется достаточный опыт программно-целевого планирования. По этому методу многие годы работала программа "Сибирь", он лежит в основе конкурсов, проводимых в СО РАН и, в первую очередь, конкурса интеграционных проектов.

Российская академия наук и ее Сибирское отделение начали путь к переводу "базовых" фундаментальных исследований на программно-целевые методы: постановление Президиума РАН от 17.09.2002 г. N 269 "Об утверждении Основных принципов планирования научно-исследовательской работы научной организации РАН", постановление Президиума СО РАН от 09.10.2002 г. N 325 "Об основных принципах планирования научно-исследовательских работ". Около 10% институтов Сибирского отделения РАН сформулировали планы НИР на 2003 год на конкурсной основе.

В целях упорядочения этой работы в свете последних правительственных документов и с учетом установленных сроков подготовки проекта бюджета СО РАН на 2004 год предлагается следующий план действий:

1. Объединенные ученые советы СО РАН по направлениям наук в течение марта—апреля 2003 года формулируют предложения по перечню программ Сибирского отделения РАН по приоритетным направлениям развития науки и технологий (аналогичная работа была проделана в СО АН СССР в 1988 году).

2. На заседаниях объединенных ученых советов СО РАН по направлениям наук 21—22 апреля 2003 года в рамках годичного Общего собрания СО РАН обсуждается перечень таких программ, а также итоги проведенной работы по конкурсному планированию и предложения институтов Отделения по этому поводу, подготовленные ими в соответствии с п. 3.2. постановления Президиума СО РАН от 24.10.2002 N 353 "О сроках и порядке перехода на конкурсную систему планирования НИР".

3. Перечень программ СО РАН по приоритетным направлениям развития науки и технологий затем рассматривается и в основном утверждается Общим собранием СО РАН 24—25 апреля 2003 года.

4. Утвержденный Общим собранием перечень программ СО РАН по приоритетным направлениям развития науки и технологий детализируется и обосновывается ОУС по направлениям наук и ложится в основу обоснования проекта плана бюджетного финансирования СО РАН на 2004 год.

5. В июле—сентябре 2003 года институты Отделения в рамках утвержденного перечня программ проводят внутриинститутские конкурсы проектов НИР, направленные на достижение обозначенных в программах приоритетных целей.

При этом предполагается, что конкурсному распределению подлежит не более 50—70% средств "базового" финансирования, выделяемого институтам по статье "Наука". Эту цифру следует уточнить в ходе обсуждения.

6. В октябре—ноябре 2003 года ОУС по направлениям наук экспертируют и обсуждают планы НИР институтов на 2004 год. Соответствующие заключения ОУС представляют в Президиум Отделения до 1 декабря 2003 года.

7. Предполагается, что указанный процесс подготовки планов НИР институтов сопровождается активной деятельностью Президиума СО РАН и ученых советов институтов по разработке и утверждению необходимых нормативных документов и согласовывается в своих основных чертах с планами и нормативными документами РАН.

Главный ученый секретарь Отделения
чл.-к. РАН В.М. Фомин

стр. 3

в оглавление

Версия для печати  
(постоянный адрес статьи) 

http://www.sbras.ru/HBC/hbc.phtml?4+244+1