Печатная версия
Архив / Поиск

Archives
Archives
Archiv

Редакция
и контакты

К 50-летию СО РАН
Фотогалерея
Приложения
Научные СМИ
Портал СО РАН

© «Наука в Сибири», 2024

Сайт разработан
Институтом вычислительных
технологий СО РАН

При перепечатке материалов
или использованиии
опубликованной
в «НВС» информации
ссылка на газету обязательна

Наука в Сибири Выходит с 4 июля 1961 г.
On-line версия: www.sbras.info | Архив c 1961 по текущий год (в формате pdf), упорядоченный по годам см. здесь
 
в оглавлениеN 19 (2405) 23 мая 2003 г.

"БРАК ПО РАСЧЕТУ"

Д.Федорцев,
"НВС"

Именно этой емкой фразой (естественно, в форме аллегории) со слов госпожи Альбины Никконен, исполнительного директора Российской ассоциации венчурного инвестирования (РАВИ) выражается формула венчурного бизнеса.

Но это — присказка, а суть в том, что весной в Выставочном центре СО РАН прошел семинар на тему "Развитие венчурной индустрии в России".

Семинар приветственным словом открыл зам.главы Обладминистрации Геннадий Сапожников, представив непосредственных участников семинара, сказав, что по инициативе технопарка "Новосибирск", СО РАН и Обладминистрации начаты работы по формированию базы данных инновационных проектов. И есть намерение сегодня подписать соответствующие документы. Эта работа уже начата — с создания наукоградов.

Далее выступил заместитель председателя СО РАН Геннадий Кулипанов. Он выразил свое удовлетворение от того, что сегодня собрались для обсуждения пусть и небольшого, но конкретного вопроса. В этом зале часто обсуждались различные глобальные вопросы, например, что такое инновационная система, как нам увеличить объем продукции, выпускаемой наукоемкими предприятиями и т.д.

Однако часто за обсуждением этих общих вопросов нам не хватает времени для обсуждения вопросов конкретных. И один из самых основных подобных фактов сдерживания наукоемкого бизнеса — естественно отсутствие финансирования. Область, конечно, ничего не может инвестировать в промышленность. Ни заводы, ни институты СО РАН сами не могут выйти из этого положения. Грубо говоря, нам не хватает собственно "жира", чтобы раскрутить более-менее масштабное производство. Любой заметный масштаб требует соответствующих инвестиций. Потому сегодня наши иногородние коллеги приехали к нам с желанием объяснить как можно организовать в Новосибирске венчурный фонд и венчурное финансирование.

Безусловно, наиболее содержательным было выступление, а вернее, полноценный доклад гостьи из Санкт-Петербурга Альбины Никконен. Название доклада "Философия венчурного бизнеса" как нельзя более соответствовало всей тематике семинара.

— Чтобы мы изначально понимали друг друга правильно, я позволю себе схематично изложить вам глоссарий — азбуку этого бизнеса. Потом мы вам покажем слайды и видеофильм "Брак по расчету", и после этого я расскажу непосредственно о венчурной индустрии в России — каковы нынешние реалии, каковы перспективы развития у нас этого бизнеса.

Итак, философия венчурного бизнеса. Что такое венчурный капитал? Это — источник прямых инвестиций, обращаемых в малые частные компании. Прямые инвестиции — это инвестиции в акционерный капитал компаний, акции которых не зарегистрированы на фондовой бирже и не участвуют в в свободном обращении в полном объеме. Венчурный фонд — это объединение групп инвесторов. И это могут быть очень разные инвесторы: банки, агентства, пенсионные фонды, страховые компании... Я говорю пока о западной модели. В России несколько иная ситуация. Это инвесторы, которые объединяют свои капиталы для осуществления инвестиций, чтобы за счет своих денег получить еще большую прибыль. Инвесторы конечно не управляют своими деньгами — они нанимают профессионалов, которые и должны управлять их деньгами. А именно — они отбирают компании, они экспертируют, проводят мониторинг, аудит и т.д. И заключают с этими отобранными компаниями сделки и осуществляют выход.

Выход из компании означает, что инвестиционный цикл закончен, и инвестор возвращает свой капитал, желая, естественно, чтобы этот капитал был умножен. Инвестируемой же компании в обмен на акции инвестор дает свои средства. Философия этого бизнеса, полагаю, всем понятна. Инвесторы забирают фонд, размещают инвестиции, проходит инвестиционный цикл за 3–5 лет, они продают акции либо другому инвестору, либо на фондовом рынке. У нас, к сожалению, этот рынок еще не развит. Полученные инвестиции, конечно, повод для радости. Но случаются и проигрыши. Бывает и так, что вклады в компании "сгорают". Наверное, это и объясняет то, что венчурные инвестиции называют высокорисковыми. Хотя сами венчурные инвесторы не любят, когда их сделки называют высокорисковыми, поскольку прежде чем вложить свои средства в компанию, они проверяют ее различными способами десятки раз, стараясь этот риск снизить до минимума. Итак, особенности венчурного инвестирования — каким бы выгодным ни казался бизнес, если менеджер хоть чем-то "не приглянулся" инвестору, он в этот бизнес, скорее всего не вложит ни гроша. Венчурный бизнес, это, прежде всего — партнерство. Ну а если доверие к партнеру неполное — извините... Этот бизнес — вложение денег даже не столько в дела и идеи, а в конкретных людей, в чьих деловых качествах и порядочности уже не может быть сомнений. Здесь все основано на доверии, которое, как известно, не возникает на пустом месте. И отнюдь не случайно эту форму бизнеса называют "браком по расчету". Что ж — аксиома, что в браке по расчету нет ничего зазорного, если этот расчет правильный, давно общеизвестна.

Создание венчурных фондов, разумеется, необходимо, и весьма отрадно, что подвижки в этом, и не только в этом русле (со слов Г.Сапожникова) в нашем регионе уже намечаются. Что ж, поживем — увидим.

стр. 4

в оглавление

Версия для печати  
(постоянный адрес статьи) 

http://www.sbras.ru/HBC/hbc.phtml?17+249+1