Печатная версия
Архив / Поиск

Archives
Archives
Archiv

Редакция
и контакты

К 50-летию СО РАН
Фотогалерея
Приложения
Научные СМИ
Портал СО РАН

© «Наука в Сибири», 2021

Сайт разработан
Институтом вычислительных
технологий СО РАН

При перепечатке материалов
или использованиии
опубликованной
в «НВС» информации
ссылка на газету обязательна

Наука в Сибири Выходит с 4 июля 1961 г.
On-line версия: www.sbras.info | Архив c 1961 по текущий год (в формате pdf), упорядоченный по годам см. здесь
 
в оглавлениеN 21 (2357) 1 июня 2002 г.

ПРОГРАММА РЕФОРМИРОВАНИЯ ЭЛЕКТРОЭНЕРГЕТИКИ:
УГРОЗА НОВОГО КРИЗИСА ДЛЯ ЭКОНОМИКИ!

В июле 2001 г. Правительство Российской Федерации одобрило "Основные направления реформирования электроэнергетики РФ", которые практически совпадают с "Концепцией реструктуризации РАО "ЕЭС России", предложенной РАО. Сделано это было формально — слишком поспешно, без широкого обсуждения, без учета последствий, и главное — в отсутствие Закона об электроэнергетике. Сроки реализации некоторых пунктов программы отложены, потому что в Думе должен в ближайшее время обсуждаться проект этого Закона, в котором как раз прописан механизм, на основе которого должно проводиться реформирование. Сейчас проходит обсуждение проекта по всем субъектам Федерации, и еще не поздно дать ему объективную оценку.

Л.Беляев
доктор технических наук
О.Марченко, С.Подковальников
кандидаты технических наук
Институт систем энергетики им. Л.А.Мелентьева СО РАН

Концепция РАО реформирования электроэнергетики сразу вызвала серьезные возражения Российской академии наук, Федеральной энергетической комиссии и широкой энергетической общественности. Предложены альтернативные концепции.

Иллюстрация

Целями реформирования электроэнергетики поставлены обеспечение устойчивого функционирования и развития экономики, социальной сферы, повышение эффективности производства и потребления электроэнергии, обеспечение надежного и бесперебойного энергоснабжения потребителей. В процессе реформирования намечается преобразовать существующие сейчас регулируемые естественные монополии РАО "ЕЭС России" и региональные АО-энерго, а также другие электроэнергетические компании, и организовать "полноценный" конкурентный рынок электроэнергии. Предполагается, в частности:

— создание федеральной сетевой компании и администратора торговой системы;

— выделение из РАО "ЕЭС России" нескольких независимых генерирующих компаний, которые будут самостоятельными участниками оптового рынка электроэнергии;

— прекращение регулирования тарифов на оптовом рынке электроэнергии (при сохранении регулирования тарифов на ее передачу и системные услуги).

Намечаемые преобразования, особенно создание независимых генерирующих компаний и переход к свободному конкурентному оптовому рынку, были специально рассмотрены авторами данной статьи с точки зрения обеспечения развития электроэнергетики, в первую очередь, строительства новых электростанций. Именно необходимость срочного обновления изношенных генерирующих мощностей была одним из главных мотивов реформирования. Основная проблема при этом — финансирование нового строительства. Фактически здесь имеются две альтернативы - самофинансирование развития отрасли с сохранением государственного регулирования цен на оптовом рынке электроэнергии и привлечение частных инвестиций с прекращением регулирования цен (как предусмотрено "Основными направлениями реформирования"). Эти две альтернативы и были подвергнуты анализу.

Существующее положение

Главная ответственность за электроснабжение страны лежит сейчас на РАО "ЕЭС России" и региональных АО-энерго. Они представляют собой естественные монополии, подлежащие регулированию со стороны государства. Регулирование преследует две основные цели: 1) недопущение (или изъятие) сверхприбыли, которую эти компании могли бы получать, пользуясь своим монопольным положением; 2) контроль за тем, чтобы средства, собираемые с потребителей, не расходовались на какие-либо иные цели, кроме электро- и теплоснабжения. Одновременно уровень тарифов на электроэнергию (и тепло), устанавливаемый энергетическими комиссиями, должен быть достаточен для покрытия всех необходимых расходов компаний, обеспечивая их разумную рентабельность.

В настоящее время цены на электроэнергию в России очень низкие по сравнению со странами Западной Европы, Японией, США. На оптовом рынке в европейской части страны они равны примерно 1,2 цент/кВт.ч (у конечных потребителей цены выше на величину стоимости передачи и распределения электроэнергии). В странах Запада оптовые цены составляют 5-7 цент/кВт.ч и даже больше. Такая разница обусловлена несколькими причинами:

— безвозмездной передачей основных фондов РАО "ЕЭС России" и АО-энерго в процессе приватизации, вследствие чего им не требуется (в отличие от Запада) возвращать долги (кредиты) за сделанные ранее капитальные вложения;

— практическим отсутствием в последние годы в России нового строительства и, соответственно, инвестиционной составляющей тарифов;

— заниженными амортизационными отчислениями из-за задержек с переоценкой основных фондов по мере инфляции;

— низкими (регулируемыми) ценами на природный газ в европейской части страны.

Из-за низкого уровня тарифов в последние годы, как правило, не обеспечивается даже простое воспроизводство (обновление) электрогенерирующих мощностей. По проработкам многих энергетических организаций (Энерго-сетьпроекта, ЭНИНа, ИНЭИ РАН и др.) уже в ближайшее пятилетие необходимы значительные капиталовложения для модернизации, обновления и строительства новых электростанций. В последующий период (2005--2020 гг.) необходимые объемы капвложений еще более возрастают в связи с увеличением количества устаревшего оборудования, требующего замены. Естественно возникает вопрос — где взять эти средства?

Наиболее простое (и эффективное) решение — самофинансирование, т.е. включение в тарифы на электроэнергию инвестиционной или капитальной составляющей, за счет которой будет финансироваться капитальное строительство. В этом случае необходимые капиталовложения распределяются на всех потребителей электроэнергетической системы, и капитальная составляющая тарифа получается относительно небольшой. Расчеты показали, что в среднем по России она должна быть около 0,45 цент/кВт.ч на уровне 2005 г. и 0,85 и 1,15 цент/кВт.ч — соответственно, в 2010 и 2015 гг. Если эти цифры добавить к современным оптовым ценам и учесть возможное повышение цен топлива, заработной платы и налогов, то получится в среднем 2,5-3,5 цент/кВт.ч в 2010--2015 гг. В Сибири эти цены будут ниже, на Дальнем Востоке, наоборот — выше.

Следует отметить, что указанная капитальная составляющая тарифа может быть уменьшена, если взимать плату с новых частных потребителей электроэнергии за необходимый для них ввод новых генерирующих мощностей.

Изменения при переходе к свободному рынку

Если прекратить регулирование цен на оптовом рынке, то электрогенерирующие компании (ЭКГ), выделившиеся из РАО "ЕЭС России", станут независимыми, и это приведет к тому, что они

— потеряют заинтересованность в строительстве новых электростанций; им будет выгодно создание дефицита электроэнергии, при котором цены по законам рынка начнут расти и ЭКГ будут получать сверхприбыль;

— могут вкладывать свободный капитал в любые другие отрасли экономики;

— будут строить новые электростанции лишь при таких высоких ценах электроэнергии, которые обеспечивают финансовую эффективность вложенного капитала, т.е. его возврат в желаемый срок с желаемым процентом.

Можно видеть, что эти изменения по сравнению с регулируемой монополией очень принципиальны. В частности, никто не сможет заставить ЭКГ строить новые электростанции, если им это финансово не выгодно. На данном моменте следует остановиться подробнее.

Дело в том, что при переходе к рынку изменяется сам механизм финансирования строительства новых электростанций — вместо возможного самофинансирования оно будет осуществляться частным инвестором. Это могут быть как сами ЭГК, так и любые другие компании или специально созданные акционерные общества. Потенциальный инвестор предварительно оценит финансовую эффективность новой электростанции. И он поставит условия, чтобы вложенный капитал был возвращен с желаемым процентом (который в условиях рынка из-за повышенного финансового риска будет больше, чем при монополии, финансируемой за счет кредитов), причем в срок, значительно меньший срока службы электростанции. Возврат капвложений будет происходить за счет продажи электроэнергии, производимой только одной данной электростанцией (в течение установленного срока возврата капитала). Напомним, что при самофинансировании капвложения раскладываются на выработку всех электростанций энергосистемы.

Проведенные расчеты и опыт стран Запада показывают, что при частных инвестициях новые электростанции будут финансово эффективны лишь при очень высоких ценах электроэнергии. Даже для наиболее дешевых электростанций с парогазовыми установками на природном газе эта цена равна около 5 цент/кВт.ч, а для атомных и угольных электростанций она повышается до 6,0--6,5 цент/кВт.ч. При более низких ценах инвестор просто не станет вкладывать капитал в рассматриваемую электростанцию, и она не будет строиться.

Эти цифры более чем в два раза превосходят тарифы, необходимые для обеспечения нового строительства путем самофинансирования регулируемой монополии.

Ожидаемые последствия

При прекращении регулирования цен в электроэнергетике России можно ожидать следующую ситуацию. Первоначально цена на оптовом рынке может даже снизиться по сравнению с ценами самофинансирования. Однако такой уровень цен будет явно недостаточен для привлечения частных инвесторов, и строительство новых электростанций прекратится. Через некоторое время возникнет дефицит электроэнергии, что приведет к неуправляемому повышению цен. При достижении определенного уровня (5,0--6,5 цент/кВт.ч), достаточно высокого, чтобы сделать инвестиции привлекательными, строительство новых электростанций возобновится (уровень зависит от вида электростанций, строительство которых будет возможно). Это потребует длительного времени, в течении которого кризис (дефицит) продолжится, а цены могут "взлететь" очень высоко. После ввода новых электростанций цены снизятся, строительство опять прекратится, и начнется новый кризисный цикл. Однако установившийся уровень цен будет гораздо выше, чем уровень тарифов при таком же строительстве в условиях регулирования и самофинансирования электроэнергетики.

Следствия описанного "рыночного" повышения цен в России:

— излишние затраты у потребителей энергии — населения и всех отраслей экономики, кроме электроэнергетики;

— сверхприбыли у ставших независимыми владельцев действующих электростанций.

Очевидно, что описанный кризис в электроэнергетике, и вызванное им повышение цен резко отрицательно отразятся на экономике и населении России, а поставленные правительством цели реформирования электроэнергетики достигнуты не будут.

Что же делать?

Необходимо как можно скорее разработать новую Государственную программу реформирования электроэнергетики России, или внести очень существенные коррективы в "Основные направления", одобренные Правительством РФ. Особенно необходимо:

— сохранить вертикально-интегрированные АО-энерго, регулируемые региональными энергетическими комиссиями; возможно, следует передать им расположенные на их территории крупные электростанции (АО-электростанции), находящиеся сейчас в составе РАО "ЕЭС России";

— сохранить регулирование цен на оптовом рынке электроэнергии Федеральной энергетической комиссией, предусмотрев в этих ценах инвестиционную составляющую для поддержания и развития электроэнергетики России;

— не допустить выделения из РАО "ЕЭС России" и АО-энерго независимых электрогенерирующих компаний;

— усовершенствовать и усилить систему государственного регулирования тарифов на электроэнергию;

— разработать и принять Закон "Об электроэнергетике РФ", который соответствовал бы новой Государственной программе ее реформирования.

При реализации указанных мероприятий тарифы на электроэнергию в Европейской части России составят к 2010-2015 гг. 2,5-3,5 цент/кВт.ч, что значительно меньше, чем при переходе к дерегулированному конкурентному рынку (5,0-6,5 цент/кВт.ч).

стр. 

в оглавление

Версия для печати  
(постоянный адрес статьи) 

http://www.sbras.ru/HBC/hbc.phtml?9+25+1