Печатная версия
Архив / Поиск

Archives
Archives
Archiv

Редакция
и контакты

К 50-летию СО РАН
Фотогалерея
Приложения
Научные СМИ
Портал СО РАН

© «Наука в Сибири», 2024

Сайт разработан
Институтом вычислительных
технологий СО РАН

При перепечатке материалов
или использованиии
опубликованной
в «НВС» информации
ссылка на газету обязательна

Наука в Сибири Выходит с 4 июля 1961 г.
On-line версия: www.sbras.info | Архив c 1961 по текущий год (в формате pdf), упорядоченный по годам см. здесь
 
в оглавлениеN 24-25 (2410-2411) 27 июня 2003 г.

ПОДВИГОМ НЕ СЧИТАЛИ

В связи с годовщиной начала Великой Отечественной войны отдадим дань памяти труженикам тыла и на основании материалов музея истории Томского госуниверситета восстановим некоторые эпизоды военных лет.

Екатерина ШУШУМКОВА

В годы войны университету досталась очень ответственная роль — в его главном корпусе был размещен эвакуированный Загорский оптико-механический завод. Очень долгое время об этом не говорилось и не писалось. Мало кто знал, чем оборонное предприятие занималось. Прибыл завод осенью сорок первого и пробыл в Томске до лета сорок третьего. (Он стал единственным заводом, реэвакуированным из города.)

Второй университетский корпус, так называемый БИН, был занят госпиталем. Казалось, университет прекратит свое существование, но учеба и научная деятельность продолжались, несмотря ни на что. В распоряжении вуза остались два небольших общежития, где можно было разместить меньше полутораста человек. Взамен отданных помещений университет получил от города восемь зданий, но все они были невелики. В них перенесли учебное оборудование и проводили занятия. Занимались также в Сибирском физико-техническом институте и в тех зданиях индустриального (политехнического), которые не были отданы военным.

Мало кто знал и о том, какая почетная миссия выпала на долю Научной библиотеки ТГУ — она стала в годы войны местом пребывания национального достояния России.

... Лето. Библиотечный дворик. Старушка-хранительница развесила на веревках старые зипуны и шубы. Прохожие не обращали внимания на эту хозяйскую суету, хотя у кого-то, может, и проскальзывала мысль о странной старушке, которая непонятно для чего хранит такое старье. Но уж точно никто не догадывался, что бросавшаяся в глаза широкополая шляпа — как у Горького — на самом деле и была шляпой Горького! Ведь тщательно скрываемая "военная тайна" Научной библиотеки как раз и заключалась в том, что "весь Пушкин, весь Лев Толстой и весь Горький", а как позже выяснилось, еще и Есенин нашли надежное пристанище в томской университетской библиотеке. Кроме рукописей, из Ясной Поляны были вывезены картины и личные вещи писателей. Адресат — ТГУ — был не известен, старались сохранить секретность. В. Жданов, заведующий отделом рукописей Толстого, в своем очерке "Москва-Ясная Поляна-Томск" писал: "В дорожных документах было глухо указано: разные книги ... На 18 июля был назначен выезд ... Наконец утром 5 августа мы прочитали на вокзале, к которому подъехали: Томск-1. Разгрузку начали на следующий день. Рано утром подъехали повозки, запряженные низенькими сибирскими лошадками ... Потянулись возы сначала по пригородному пустырю, затем по незнакомым улицам деревянного города, где и тротуары были настланы из досок. Все это столичных жителей удивляло".

Директору НБ предписывалось освободить для яснополянских экспонатов его кабинет и вспомогательное помещение абонемента. В окна были вставлены решетки, глухие ставни, повешены занавески, дверь обили железом, принесли ящики с песком, лопаты, огнетушители. Первая комната стала толстовской, вторую предоставили Пушкину и Горькому."

Вот какие ценности хранились в войну за семью замками "Научки". Конечно, ее работники не считали это дело подвигом, а просто добросовестно выполняли свои служебные обязанности.

стр. 7

в оглавление

Версия для печати  
(постоянный адрес статьи) 

http://www.sbras.ru/HBC/hbc.phtml?10+254+1