Печатная версия
Архив / Поиск

Archives
Archives
Archiv

Редакция
и контакты

К 50-летию СО РАН
Фотогалерея
Приложения
Научные СМИ
Портал СО РАН

© «Наука в Сибири», 2024

Сайт разработан
Институтом вычислительных
технологий СО РАН

При перепечатке материалов
или использованиии
опубликованной
в «НВС» информации
ссылка на газету обязательна

Наука в Сибири Выходит с 4 июля 1961 г.
On-line версия: www.sbras.info | Архив c 1961 по текущий год (в формате pdf), упорядоченный по годам см. здесь
 
в оглавлениеN 34-35 (2420-2421) 12 сентября 2003 г.

СКИФСКИЕ МОДНИЦЫ С НИЖНЕЙ КАТУНИ

Во все времена женская прическа была неотъемлемым атрибутом красоты. Древнеримский поэт Апулей утверждал, что если бы женщины лишились своих волос, то утратили бы половину своей привлекательности. Кроме эстетической ценности женская прическа еще имела ряд важных социальных и этнических функций. Например, по русским обычаям только девушки добрачного возраста могли ходить с распущенными волосами. Более зрелые дамы носили совершенно иные прически. В древнем Китае многочисленные племенные группы отличались друг от друга различными вариантами женских причесок. Не менее любопытные факты относительно древних женских причесок были получены во время археологических исследований на юге Западной Сибири.

А.Бородовский, к.и.н., с.н.с. ИАЭТ СО РАН,
заведующий музеем Истории и культуры народов Сибири и Дальнего Востока

Иллюстрация
Реконструкция женской прически с заколками скифского времени (Горный Алтай)

В скифское время (вторая половина 1 тыс. до н.э.) на территории Верхней Оби, Горного Алтая и Тувы среди женщин была распространена мода не только создавать сложные прически, но и скреплять их длинными заколками. Об этих заколках следует рассказать несколько подробнее. Они представляли собой бронзовый или железный стержень размером до 10-15 см, украшенный массивным навершием. Эта часть заколки, называемая археологами триквестром, как правило, декорировалась. Орнаменты были самыми разнообразными — от изображений крестообразных солярных знаков, до сложных композиций, выполненных в скифо-сибирском зверином стиле. Основу таких изображений составляли животные или птицы.

Иллюстрация
Изображение на навершии заколки-триквестра

Во время археологических исследований курганных могильников скифского времени на Нижней Катуни (Чултуков Лог-1, Барангол-1) автору настоящей публикации посчастливилось найти несколько таких замечательных предметов. В изголовьях женщин замужнего возраста (19-25 лет) было обнаружено несколько массивных наверший бронзовых триквестров, обтянутых золотой фольгой. Поверхность этих предметов была украшена изображениями волков, горных баранов и орлов. Особенно любопытна была композиция из женского захоронения одного из курганов могильника Чултуков Лог-1, расположенного недалеко от известного туристического центра Манжерок. На этом предмете были изображены три орла. Такой образ типичен для искусства пазырыкской культуры Горного Алтая. По мнению целого ряда исследователей, изображение орла является наглядной иллюстрацией мифа, известного еще в античности, о стерегущих золото грифах. В период между второй половиной VI в. до н.э. и первой четвертью V в. до н.э. Аристеем Проконесским была написана эпическая поэма «Аримаспея». В ней, наряду с другими народами, населявшими окраины ойкумены, упоминались «стерегущие золото грифы». Благодаря «отцу истории» Геродоту, а так же другим античным авторам, которые по-своему пересказывали Аристея, это определение в греческом искусстве получило воплощение в образе фантастического существа — грифона с телом льва, змееподобной шеей, крыльями, орлиной мордой с перепончатыми гребнем и ушами. С. Руденко считал «стерегущих золото грифов» фольклорным или, скорее всего, мифическим персонажем реального народа — современника Аристея Проконесского.

Иллюстрация
Гриф — мифический персонаж и излюбленное украшение

Грифы, как мифический персонаж и художественный образ, существовали у многих народов (ассирийцев, египтян, хеттов, персов, бактрийцев, парфян) и имели в каждом регионе свою специфику. Однако только на Алтае, в памятниках пазырыкской культуры, найдены изображения грифонов почти всех видов (Башадарский и Туэктинский курганы — VI в. до н.э.). Восприятие и использование изображений грифонов различных типов (персидского и греческого) на Алтае произошло потому, что здесь у местного населения уже существовал образ собственной мифической птицы. По мнению Ю. Зуева, «настойчивое повторение грифо-орлиного тотемизма на Саяно-Алтае, по крайней мере, с VI в. до н.э. по XIII в. и значительно позже, убеждает в мысли, что мы встречаемся не с тотемом отдельного рода, а с божеством ряда племен». По этнографическим данным Л. Потапова, в основе почитания алтайцами птиц, в частности беркута, лежит предание о том, что он однажды спас их сородича, попавшего в беду. Последний некоторое время жил в гнезде беркута, питался мясом косуль, приносимых хозяином, а затем был спущен им на землю.

Этот сюжет является, вероятно, одним из вариантов широко распространенного в Северной и Южной Америке, Западной и Южной Сибири мифа о разорителе орлиного гнезда. Он может объяснить почитание грифона пазырыкцами как участника акта спасения, вскормившего основателя рода. В пазырыкском искусстве грифон всегда выступал победителем. Его образ стал эмблемой, символом пазырыкской культуры. Очевидно, Алтай был одним из тех мест, где из общеиндоевропейской мифологемы родилась версия о фантастических птицах — охранниках золота. Именно здесь обитали «стерегущие золото грифы» Аристея Проконесского, а пазырыкцы были тем народом, в чьей мифологии образ орлиноголового грифона играл особую роль.

Широко известные археологические исследования пазырыкских курганов с мерзлотой на плоскогорье Укок академика В. Молодина и д.и.н. Н. Полосьмак представляют еще больше аргументов в пользу этой версии. При этом, район Нижней Катуни, где в последнее время удалось обнаружить около сотни неграбленых пазырыкских курганов, имеет далеко не последнее значение. Как известно, пазырыкская культура, внезапно появившись на территории горного Алтая, исчезает к концу 1 тыс. до н.э. Поэтому целый ряд известных исследователей считает это население пришедшим на Алтай извне и проживавшим на его территории от трехсот до пятисот лет. Затем, после начала нашествий гуннов, паэырыкцы покидают алтайские горы.

Иллюстрация Иллюстрация
Раскопки пазырыкских курганов на Нижней Катуни

Одним из маршрутов этой миграции, по мнению академика В. Молодина, явилась «дорога на север», возможно, в районы верхнеобского бассейна. В непосредственной близости от этих территорий находится нижнее течение реки Катунь. Здесь, начиная со второй половины I тыс. до н.э., начинают формироваться самые северные пазырыкские некрополи. Влажный климат этого района быстро приводил к задерновке каменных курганов и незаметности их в дальнейшем для грабителей. Разработка особой методики поиска этих погребальных памятников в рамках многолетних полевых исследований автора, поддержанных экспедиционными грантами СО РАН, позволяет каждый полевой сезон получать интересные археологические находки. Композиция, объединяющая трех орлов на триквестре из Чултукова Лога-1, явно имеет сложную семантику. Например, в ведических гимнах, посвященных смерти (Ахтарваведа), не случайно упоминаются «три орла шумливых, восседающих на вершине вышнего небосвода, в мирах небесных, наполненных амритой — напитком бессмертия богов, приготавливаемой из растения сомы». В наше время «магическая сила» этих образов позволила одной из красавиц скифского времени с Нижней Катуни вновь явиться из небытия.

Иллюстрация
Бусам из полихромного стекла более 2 тысяч лет

Среди других предметов украшений, найденных в женских погребениях Нижней Катуни, особенно замечательными находками являются бусы. Чаще всего стеклянные бусы являлись импортными предметами, которые позволяют уточнить датировку памятника. Техника полихромного стекла (стеклянная мозаика), известная под итальянским названием millefiori, состояла в сплавлении в одно целое пучка разноцветных тонких стеклянных палочек и их вытягивания во время вторичной плавки, после чего полученный стержень разрезали поперек, открывая рисунок. Эта техника была основой египетского производства миниатюрной мозаики. В эллинистический период такие украшения пользовались большой популярностью.

Выбор территорий, откуда могли поступать стеклянные полихромные бусы ограничен. Для древнейших эпох это Египет, Месопотамия, Финикия, а для античности это могут быть Сирия Рим (Италия) и европейские провинции Рима. Бусы в погребениях носителей пазырыкской культуры на Алтае встречаются достаточно редко.

Полихромия, как направление декоративно-прикладного искусства античного времени, для эллинизма характеризовалась более богатой палитрой. К прежним цветам (белый, черный, красный, желтый) добавился голубой и зеленый.

Аналогии бусам из курганной группы Чултуков Лог-1 можно найти среди украшений некрополей Северного Причерноморья. По классификации Е. М. Алексеевой эта разновидность бус характеризуется глазчато-поперечно-полосатым орнаментом и относится к 361 типу, встреченным в погребении 10 Беглицкого некрополя в Крыму. Датировка этих украшений относится к III — I вв. до н.э. Однако, начало производства таких предметов могло относиться и IV — III вв.. до н.э. На Алтай такие бусы могли попасть по целой сети второстепенных торговых троп, сложившихся вдоль Великого шелкового пути во второй половине 1 тыс. до н.э.

стр. 7

в оглавление

Версия для печати  
(постоянный адрес статьи) 

http://www.sbras.ru/HBC/hbc.phtml?19+260+1