Печатная версия
Архив / Поиск

Archives
Archives
Archiv

Редакция
и контакты

К 50-летию СО РАН
Фотогалерея
Приложения
Научные СМИ
Портал СО РАН

© «Наука в Сибири», 2024

Сайт разработан
Институтом вычислительных
технологий СО РАН

При перепечатке материалов
или использованиии
опубликованной
в «НВС» информации
ссылка на газету обязательна

Наука в Сибири Выходит с 4 июля 1961 г.
On-line версия: www.sbras.info | Архив c 1961 по текущий год (в формате pdf), упорядоченный по годам см. здесь
 
в оглавлениеN 36-37 (2422-2423) 26 сентября 2003 г.

ЭКОЛОГИЯ БЕЗ ГРАНИЦ

Сегодня у желающих сохранить где-нибудь кусочек «чистого мирка» остается все меньше шансов. Не получится дышать свежим воздухом и пить хорошую воду без старания соседей. Международные конфликты, связанные с водой, становятся более вероятными с увеличением конкуренции за обладание доступными пресноводными ресурсами и усилением их загрязнения. Проблемы потребления воды наиболее ощутимы в трансграничных водосборных бассейнах. Решению этих вопросов была посвящена встреча экспертов в области управления водными ресурсами из СНГ с коллегами из стран НАТО на семинаре «Трансграничные водные ресурсы: стратегии охраны и экологической стабильности», состоявшемся в конце августа в новосибирском Академгородке.

Среди организаторов — отдел НАТО по науке и окружающей среде, Федеральное агентство охраны природы Германии, Институт водных и экологических проблем СО РАН. За три дня работы семинара прозвучало 25 докладов, представивших состояние водных ресурсов и возможные пути решения проблем в различных регионах.

Иллюстрация
Участники международного семинара "Трансграничные водные ресурсы: стратегии охраны и экологической стабильности".

Опыт использования и управления трансграничными водами в Европе (Дунай), Южной Африке (Замбези), Америке (Колорадо) рассмотрен и предложен в качестве основ для разработки стратегии и тактики водопользования.

О значимости проведенного семинара говорит директор ИВЭП СО РАН, профессор Юрий ВИНОКУРОВ.

— Семинар обсудил основные проблемы использования трансграничных вод Центральной Азии. Они включают экологические, водноресурсные, хозяйственные, социальные и политические аспекты. Пресная вода распределяется по поверхности Земли очень неравномерно, и в ряде районов планеты речного стока уже не хватает для удовлетворения потребностей населения, живущего на берегах рек. Глобальный водный кризис является общемировой проблемой, но наиболее остро он затрагивает регионы со слаборазвитой структурой планирования и управления водными ресурсами. Водная ситуация в мире и деятельность Программы ООН по окружающей среде (UNEP) была показана в докладе Д. Смита (UNEP, Кения). В рамках темы данного научного сбора опыт UNEP предлагает, чтобы региональная безопасность и экологическая стабильность были неразрывно взаимосвязаны. Разработаны общие принципы и подходы к планированию и управлению водными ресурсами. Они уже были апробированы на реках Африки, могут служить моделью для Центрально-Азиатского региона.

Сотрудничество европейских стран в водном управлении и контроль загрязнения в бассейне реки Дунай представлены в выступлении И. Бендоу (Международная комиссия по Дунаю, Австрия). Самое главное, было показано умение договариваться. Тринадцать придунайских стран составили соглашения для улучшения уже существующих и организации новых систем управления водными ресурсами. Евросоюз ежегодно выделяет 1 млн долларов на финансирование управленческой структуры программы по бассейну Дуная, еще столько же поступает из других источников. Достаточное финансирование позволяет спокойно сбалансировать интересы всех прибрежных стран: анализировать водопользование, оценивать системы мониторинга и инфраструктуры водных услуг, определять необходимость очистки сточных вод и т.п.

— Юрий Иванович, можно ли этот готовый опыт взять и использовать в России, в странах СНГ?

— Нигде нельзя механически использовать наработки. Чужой опыт надо применять с учетом собственных исследований. На любой территории необходимо учитывать природно-климатические, исторические, экономические условия. Люди науки должны вооружать практиков возможными решениями, основанными на специфике каждого региона.

Специалисты из стран Центральной Азии в своих докладах говорили о водных проблемах бассейнов различных рек. Обсуждение показало, что беды общие. Научное сообщество, которое использует унифицированные подходы и проводит исследования объективных закономерностей состояния водных ресурсов, может внести значительный вклад в интеграцию управления водными ресурсами и сотрудничество в этой области.

Могу сказать, что каждая из стран внесла в рекомендации семинара свою крупицу знаний, и это позволило вместе выработать системный подход в разрешении бассейнового управления водными ресурсами.

— Какие же рекомендации будут подготовлены по итогам семинара?

— Участники семинара сформулировали общую методологию по выработке сценариев по оценке и управлению трансграничными водными ресурсами. Эти сценарии должны учитывать экологические, социальные и экономические аспекты.

Для того, чтобы яснее все представить, приведу пример Иртыша. Верхняя часть, Кара-Иртыш, находится на китайской земле, там формируется около 9 куб. км воды в год. Сейчас китайцы забирают до 1,5 куб. км, планируют — 5 куб. км. Далее, средняя часть реки зарегулирована Бухтарминским и Шульбинским водохранилищами. Она принадлежит Казахстану. В случае, если китайцы выполнят свой план, водохранилища останутся без воды.

Наконец, низовья Иртыша расположены на территории Омской области. Там уже сейчас появились затруднения с судоходством, проблемы с качеством воды.

Как разрешить дисбаланс интересов? Это тоже прописано в рекомендациях семинара и определены задачи разработки социальных, экономических, политических механизмов для того, чтобы пытаться найти решение проблем управления трансграничными водами по каждому бассейну. Это, для начала, договоренность по разумному использованию стока в каждой части, создание общего банка данных и выработка программы мониторинга. Система данных должна включать следующие компоненты: количество и качество воды, экологические данные, данные по водопользованию, правовое регулирование охраны и использования вод, социально-экономическую информацию. База данных должна быть компьютеризирована и доступна общественности.

Поскольку вода обладает экономической, социальной и экологической ценностью, участники семинара рекомендуют разработать практические директивы для оценки экономических выгод использования воды как на национальном, так и на локальном уровнях. Эти директивы должны содержать методологию справедливого раздела экономических выгод, включая возможности компенсации и продажи с учетом экологической устойчивости.

Для создания научно обоснованных критериев водопользования трансграничными ресурсами необходимо разработать принципы межгосударственного вододеления трансграничных водотоков, экономические механизмы управления водными ресурсами трансграничных рек, нормативы и сертификаты водных ресурсов разного назначения, механизмы оплаты за загрязнение воды.

— Какие намечены совместные работы?

— Обсуждались долгосрочные программы научных исследований по мониторингу и прогнозированию состояния водных объектов. Разработан проект совместных работ по Иртышу Академии наук Казахстана и Сибирского отделения РАН. Подготовлена трехсторонняя программа (Казахстан-Китай-Россия), результатом которой должна стать выработка управленческих, оценочных, ресурсных предложений.

В Центральной Азии главные источники воды — Аму-Дарья и Сыр-Дарья. Для предотвращения истощения водных ресурсов предстоит решить трансграничные проблемы их управления на основе разумного баланса между ирригационными нуждами и затратами на производство гидроэлектроэнергии. Во время работы семинара специалисты Кыргызстана, Таджикистана и Узбекистана договорились о совместных действиях.

Все понимают, что дисбаланс интересов сказывается на каждой реке. И водосборный бассейн необходимо рассматривать как единый организм, для того, чтобы сохранить его для будущих поколений.

— Поднимался ли вопрос о переброске части стока сибирских рек в Среднюю Азию? Шла ли речь о новой экспертизе?

— Эта проблема прямо не обсуждалась. Понятно, что осуществление такого проекта было бы экологической ошибкой. Но эта идея живуча, и о ее возрождении заговорил мэр Москвы Ю. Лужков. Если вспомним решения Правительства, Политбюро ЦК по проекту переброски, там четко и ясно записано: «Прекратить проектные работы по переброске», «Продолжить научные исследования». На самом деле было прекращено все. Хотя наука по определению должна опережать время, чтобы отвечать на все, даже самые сумасбродные вопросы.

На сегодня можно сказать, что переброски стоков сибирских рек нецелесообразны, нереальны, да и необходимости такой нет. Изменились геополитические, хозяйственные условия. Вода нужна была для спасения Арала, для орошения «большого хлопка» Средней Азии. Сейчас говорить о восстановлении Арала не приходится: только природа может поправить сложившееся положение. Да и хлопка гораздо меньше выращивают. Пора заботиться об интересах России: насколько нам это экономически выгодно. Вода — ценнейший ресурс, наш стратегический запас. Может быть, когда-нибудь и будем им делиться, но разумно, с выгодой для страны. В любом случае, наука должна заниматься проблемой не переброски рек, а сбалансированного использования водных ресурсов.

Нельзя забывать и об экологических проблемах. На мой взгляд, именно на экологии должны базироваться решения политических, экономических, технологических вопросов. Задача ученых — понять все природно-социально-экономические закономерности, локальные, региональные и глобальные взаимоотношения, и потом дать рекомендации. Необходимо еще согласовать общественные интересы! Только тогда, обобщив всю информацию, можно принимать взвешенные решения в интересах будущего.

Подготовила В. Макарова, «НВС».
Фото В. Новикова.

стр. 3

в оглавление

Версия для печати  
(постоянный адрес статьи) 

http://www.sbras.ru/HBC/hbc.phtml?10+261+1