Печатная версия
Архив / Поиск

Archives
Archives
Archiv

Редакция
и контакты

К 50-летию СО РАН
Фотогалерея
Приложения
Научные СМИ
Портал СО РАН

© «Наука в Сибири», 2024

Сайт разработан
Институтом вычислительных
технологий СО РАН

При перепечатке материалов
или использованиии
опубликованной
в «НВС» информации
ссылка на газету обязательна

Наука в Сибири Выходит с 4 июля 1961 г.
On-line версия: www.sbras.info | Архив c 1961 по текущий год (в формате pdf), упорядоченный по годам см. здесь
 
в оглавлениеN 45 (2431) 28 ноября 2003 г.

ОТ ФИЛОНОВА ДО КОНОНЕНКО

Выставка произведений из коллекции Дома ученых.

Г.Лаевская, зав.выставочным залом Дома ученых,
заслуженный работник культуры России

Иллюстрация

Выставочный зал открылся практически одновременно с открытием Дома ученых, поэтому его история непосредственно связана с 40-летним юбилеем всего культурного комплекса. И впервые за много лет мы знакомим жителей Академгородка и наших гостей с коллекцией произведений живописи и графики, собранной за эти годы. А коллекция наша уникальна — она состоит из подарков. Основу ей положили несколько произведений, подаренных Русским музеем. Он единственный в момент открытия Дома ученых откликнулся на призыв подарить что-нибудь для украшения тогда еще абсолютно пустых стен…

Иллюстрация
Иллюстрация
Иллюстрация
Иллюстрация
Иллюстрация
Иллюстрация
Из первых подарков в праздничной экспозиции «Портрет неизвестной». Написанный неизвестным художником, он, без преувеличения, является жемчужиной нашей коллекции. «Портрет Петра I» кисти тоже неизвестного художника, приведенный в «выставочный» вид деликатной реставрацией — типичный пример портретного искусства 18 века. Еще несколько отреставрированных работ дополняют этот почетный ряд подарков из Русского музея.

Выставкой Н. Грицюка — известного новосибирского художника открылась собственно Картинная галерея Дома ученых. В те непростые шестидесятые годы эта выставка на долгое время фактически определила идеологическую установку последующих выставок — показывать все новое, необычное, экспериментальное; поддерживать в своей деятельности художников, которые в своем творчестве смело вышли на путь откровенного самовыражения, освобождения от соцреалистической паутины, ставших на стезю новых открытий в формальном и содержательном аспекте.

И действительно, то, что было показано в наших залах в конце 60-х годов, на много лет вперед сделало Дом ученых известным во всем художественном мире страны. Первая персональная выставка Павла Филонова (в экспозиции — небольшая акварель, подаренная сестрой художника), выставка Роберта Фалька (в экспозиции три работы, одна из них знаменитая «Московские крыши»), первая персональная выставка ленинградского авангардиста Михаила Шемякина (три графических листа в экспозиции нашей выставки).

Этими выставками мы прославились, именно они открыли нам многие потаенные двери запасников музеев, где хранилась «опасная» живопись, квартиры частных коллекционеров, где поколение искусствоведов 60-70-х годов знакомилось с произведениями запретных по тем или иным причинам художников. Нам везде были рады. Самые лучшие художники страны выставлялись в наших залах, приезжали к нам гости — Украина, Грузия, Армения, Латвия, Эстония, Казахстан…

Находящиеся в неудовлетворительной степени сохранности, произведения Нико Пиросманишвили все-таки побывали у нас в органичном обрамлении грузинского декоративно-прикладного искусства. Такие выставки превращались в настоящие праздники, в которых активно принимала участие вся соответствующая национальности атрибутика (песни, тосты, чача…). Да и мы принимали гостей на славу: начиная с академиков все имели доступ, а главное — желание участвовать в выставках-праздниках: пели песни, читали свои стихи.

Без преувеличения можно констатировать, что у нас в Академгородке был и лучший зритель в стране — научная интеллигенция. Именно она, как никто другой понимала и ценила значение эксперимента в искусстве. Все это вспоминается, когда идешь по залам экспозиций.

Вот небольшая графическая работа Татьяны Глебовой «Святая Татьяна». Около нее думаю о том, что, к сожалению, не все выставки удалось организовать. Некоторые продлились всего три дня… Бдительными были партийно-идеологические, да и другие органы. Не берусь никого винить — мы все вместе переживали тяжелое время, но как могли помогали тем, кому было еще тяжелее. Спасительной для теперь уже всемирно известного красноярского художника Андрея Поздеева была выставка в Доме ученых. Ее привезли красноярские ученые, в буквальном смысле отобрав у художника картины, приготовленные к сожжению. Мы чуть облегчили его участь — с выставки Новосибирская картинная галерея приобрела несколько полотен. Нам же он подарил картину «В мастерской» — печальную, нежную, заполненную одиночеством. Сегодня она висит в нашей экспозиции. А в Красноярске стоит единственный в стране памятник современному художнику Андрею Поздееву. Он стоит практически без постамента, всегда в цветах, а ближе к вечеру около него располагаются те, кто сегодня никому не нужен, чья жизнь и человеческая индивидуальность не востребованы временем, обществом…

Значительную часть экспозиции занимают произведения сибиряков — тонкие офорты Розы Пантелеевой из Томска, большие и тщательно проработанные офорты Яши Яковлева (в таких размерах в наше время уже никто не работает — слишком трудоемко); живопись Г. Новиковой из Иркутска, В. Ковешниковой из Барнаула, Т. Козлова из Омска… Новосибирские художники (многие из них выставлялись в Доме ученых несколько раз) представлены работами М. Казаковцева, С. Мосиенко, П. Порониковой, Н. Шагаева, А. Шурица. Художники Академгородка представлены произведениями И. Веремеенко, О. Шелудякова, Б. Касьянова, А. Косенкова, Г. Майстренко (пос. Кольцово)…

Есть в нашей экспозиции и иностранный отдел — это в основном, подарки зарубежных гостей: Р. Гуттузо (Италия), Р. Жеранян (Франция), Цегбендоржа (Монголия), Кайо Таямы (Япония).

Много в выставочном зале было и выставок художников-ученых. Всех не перечислить. В экспозиции работа (одна из пяти имеющихся) А. Чижевского. Эта большая акварель написана знаменитым ученым в ссылке в Караганде и подарена с персональной выставки вдовой ученого.

Многие выставки были привезены из музеев, поэтому их авторы не смогли быть представлены в экспозиции. Но я надеюсь, что старожилы Академгородка помнят выставки М. Волошина, К. Богаевского, А. Акопяна, С. Красаускаса, 3. Серебряковой, И. Тропинина, И. Богдеско, Остроумовой-Лебедевой, С. Эрьзи, иконы из Музея А. Рублева и многие другие.

Монтируя праздничную экспозицию, мы думаем, что эти имена тоже вспомнятся, т.к. все они, вместе с представленными работами, оставили культурный след в жизни не одного поколения академгородковцев. А мне, как человеку, много лет проработавшему в Выставочном зале, было очень приятно прочитать в одной из наших газет, что Выставочный зал Дома ученых является одним из немногих в Академгородке мест, где можно культурно провести свое свободное время… Мы стараемся, чтобы это утверждение всегда соответствовало действительности.

стр. 8

в оглавление

Версия для печати  
(постоянный адрес статьи) 

http://www.sbras.ru/HBC/hbc.phtml?15+269+1