Печатная версия
Архив / Поиск

Archives
Archives
Archiv

Редакция
и контакты

К 50-летию СО РАН
Фотогалерея
Приложения
Научные СМИ
Портал СО РАН

© «Наука в Сибири», 2024

Сайт разработан
Институтом вычислительных
технологий СО РАН

При перепечатке материалов
или использованиии
опубликованной
в «НВС» информации
ссылка на газету обязательна

Наука в Сибири Выходит с 4 июля 1961 г.
On-line версия: www.sbras.info | Архив c 1961 по текущий год (в формате pdf), упорядоченный по годам см. здесь
 
в оглавлениеN 9 (2445) 5 марта 2004 г.

Совместное заседание Совета СФО
и Совета МА «Сибирское соглашение»

Принципы стратегии газификации Сибири будут отражены в меморандуме

Иллюстрация

26 февраля с Белокурихе (Алтайский край) состоялось совместное заседание Совета Сибирского федерального округа и Совета межрегиональной ассоциации «Сибирское соглашение», обсудившее вопросы перспектив развития строительного комплекса Сибири и вопросы газификации городов и сельских населенных пунктов Сибири.

Важным итоговым документом заседания стал проект меморандума о важнейших направлениях газификации городов и и сельских населенных пунктов субъектов Российской Федерации Сибирского федерального округа. Его намерены подписать в ближайшее время в Москве председатель правления ОАО «Газпром» Алексей Миллер, полномочный представитель Президента Российской Федерации в Сибирском Федеральном округе Леонид Драчевский и председатель Совета межрегиональной ассоциации «Сибирское соглашение» Александр Суриков.

Иллюстрация

В пятнадцати статьях этого документа детально прописаны согласованные действия сторон по поддержке и реализации проекта «Программы создания в Восточной Сибири и на Дальнем Востоке единой системы добычи, транспортировки газа и газоснабжения с учетом возможного экспорта газа на рынки Китая и других стран Азиатско-тихоокенского региона». При этом, как сказано в меморандуме, «стороны руководствуются принципами надежного обеспечения газом потребителей Сибирского федерального округа, поддержания устойчивого газоснабжения в Российской Федерации, совершенствования структуры топливно-энергетических балансов, разработанных в рамках „Стратегии экономического развития Сибири“ и формируемых на основе рационального соотношения цен на альтернативные виды топлива».

Иллюстрация

О ситуации, которая сложилась в стране в газовой отрасли, сообщил в своем докладе участникам заседания заместитель председателя правления ОАО «Газпром» Александр Ананенков. Он, в частности отметил, что в Российской Федерации 50 % внутреннего энергопотребления составляет «голубое топливо». От добычи, продажи и транспортировки газа страна имеет 20 % валютной выручки и 25% налоговых поступлений в Федеральный бюджет. Природным газом в стране пользуется 80 млн. населения. На нем вырабатывается около 42% электрической энергии и 66% тепловой. Более 90 % добычи газа приходится на Западную Сибирь. И в то же время, подчеркнул заместитель председателя правления ОАО «Газпром», многие месторождения перешли в стадию «зрелой разработки» и добыча газа здесь ежегодно понижается на 20-25 млрд. куб.м. в год. По стратегии развития этой отрасли в ближайшем будущем центр добычи природного газа переместится в Восточную Сибирь и на Дальний Восток, где сосредоточены значительные запасы «голубого топлива», но разведанность которых пока мала. А. Ананенков также заявил, что правление ОАО «Газпром» выступает за комплексный подход в освоении газовых ресурсов и газификации восточных регионов Сибири.

Иллюстрация

Член Совета межрегиональной ассоциации «Сибирское соглашение», губернатор Томской области Виктор Кресс сосредоточил внимание собравшихся на том, как проходит газификация городов и сел Сибири и о том дисбалансе, который сложился в связи с этим между сибирскими регионами и Центральными районами России. К примеру, в Орловской и Белгородской областях уровень газификации составляет 90 %, а в Томской и Омской, самых благополучных в этом отношении, 3%-4%, при том, что основная добыча «голубого топлива» сосредоточена в Западной Сибири.

Виктор Кресс подробно остановился на позитивных изменениях, которые происходят в этом отношении в Омской, Томской областях и в Алтайском крае. В частности, в Омской области за последние годы за счет своего бюджета построено 900 километров газопровода и семь газораспределительных станций.

Совместное заседание Совета Сибирского федерального округа и Совета межрегиональной ассоциации «Сибирское соглашение» проходило под председательством полномочного представителя Президента РФ в Сибирском Федеральном округе Леонида Драчевского.

В работе заседания приняли участие представители федеральных органов исполнительной власти, руководители законодательной и исполнительной власти регионов округа, правления ОАО «Газпром», других компаний , ученые Сибирского отделения Российской академии наук.

Инфоцентр МА «Сибирское соглашение».


Выступление академика Н. Добрецова

Иллюстрация

Прежде всего, хочу поддержать основные положения по газификации и взаимодействию с Газпромом, сформулированные во вступительном слове Л. Драчевского, докладе А. Ананенкова, содокладах В. Кресса и Карасевича и в обобщенном виде — в проекте меморандума о взаимодействии с Газпромом.

Среди этих предложений выделю три.

1. Роль Стратегии экономического развития Сибири. В ней еще 2,5 года назад было предложено (ак. А. Конторович и др.) оптимальное соотношение добычи газа, нефти, угля в Западной Сибири, с одной стороны, и в Восточной Сибири и на Дальнем Востоке — с другой, а также баланс использования угля, нефти и газа в Сибири и в России в целом. Полученные показатели в уточненном и развитом виде вошли в последний вариант Энергетической стратегии.

2. Программа добычи, транспортировки и использования газа в Восточной Сибири — важное решение правительства, закрепляющее также роль Газпрома как главного координатора программы. Не менее важна роль руководства субъектов Федерации, прежде всего Красноярского края, Иркутской области, Республики Саха (Якутия) в реализации этой программы, а также научного ее сопровождения.

3. Энергосбережение и снижение энергоемкости ВВП. Удвоение ВВП в ближайшие десятилетия — задача, сформулированная Президентом РФ, может быть решена только при снижении энергоемкости ВВП в 1,5 раза. Иначе не хватит ни ресурсов, ни транспортной сети, даже при условии ее развития. Именно поэтому при обсуждении Транспортной стратегии РФ на заседании правительства 18 декабря 2003 года я предложил тесную увязку Транспортной стратегии с Энергетической, включая снижение энергоемкости ВВП, что было правительством поддержано и включено в протокольные поручения.

Иллюстрация

Но есть много задач и нерешенных проблем, многие из которых отмечены в докладе и выступлениях. Хотелось бы остановиться на трех из них.

а) Тарифная политика. В статье 6 Меморандума записано в качестве приоритета «проведение согласованной тарифной политики по созданию рынка природного газа». Но это очень сложная задача. Я вспоминаю горячую дискуссию на совещании в Кемеровской области под руководством В. Путина 1,5 года назад, когда заниженные цены на газ признавались главным тормозом развития «Газпрома» и главным виновником возможной неконкурентоспособности угля. С другой стороны, существенное повышение цены на газ приведет к нежелательным социальным последствиям и серьезным проблемам в электроэнергетике. Поэтому я поддерживаю предложение В. Толоконского, чтобы повышение цен на газ было регулируемым Правительством РФ. Повышение цен на газ в течение ближайших 10 лет не должно превышать 4-х раз, как было предложено в докладе А. Ананенкова.

б) Газификация угля как важнейшее направление снижения альтернативности угля и газа и перехода на принципиально новые технологии. Надо максимально использовать и извлечение метана из угольных пластов, что уже начато Газпромом в экспериментальном варианте в Кемеровской области, и получение синтез-газа из угля низких марок, и подземную газификацию угля (в более отдаленном будущем). Надо возобновить работу по экспериментально-промышленным установкам по получению синтез-газа, которые были в Кемеровской области. Член-корреспондент РАН Г. Грицко передал мне многочисленные материалы об успешной реализации этих технологий в США. Производство синтез-газа из угля на 43 заводах в США, в том числе демонстрационных, увеличилось с 1978 г. в 6 раз и достигло в 2003 г. 60 млрд кубометров.

в) Технологии извлечения гелия из природного газа. Многие месторождения газа в Восточной Сибири отличаются уникально высоким (до 1 %) содержанием гелия в природном газе. Поэтому программа добычи и использования газа в Восточной Сибири не может быть начата без разработки новых технологий добычи, хранения и транспортировки гелия, создания в целом гелиевого производства, что было правильно отмечено в докладе А. Ананенкова.

Член-корреспондент РАН В. Фомин рассказал мне о новых технологиях извлечения и хранения гелия, разработанных в Институте теоретической и прикладной механики СО РАН. В них используется дешевый материал — мелкие оплавленные частицы (ценосферы), получаемые из топливных отходов ТЭЦ. После некоторой модификации ценосферы извлекают и удерживают гелий, а в смеси с цеолитами позволяют также извлекать воду и другие вредные примеси из природного газа.

Приведенные примеры показывают важность использования новых технологий, и я предлагаю специально обсудить этот вопрос на одном из ближайших заседаний Совета, увязав использование новых технологий с проблемами ТЭК и Стратегии экономического развития Сибири.


Перспективы развития строительного комплекса Сибири

Этот вопрос так же детально обсуждался на совместном заседании Совета Сибирского федерального округа и Совета межрегиональной ассоциации «Сибирское соглашение».

Выступая на заседании Совета Сибирского федерального округа и Совета межрегиональной ассоциации «Сибирское соглашение», начальник территориального управления Госстроя России в СФО Виктор Головачев, констатировал, что по итогам 2003 года объемы жилищного строительства в округе увеличились на 11% и составили 83,5 млрд. рублей. Введено в строй более 3 млн. кв. метров жилья. Лидерами по этим показателям считаются Новосибирская область, Красноярский край, Кемеровская область, Алтайский край. Вместе с тем, объем незавершенного строительства в прошлом году превысил 7 млн. кв. м. Причиной этому, по мнению участников заседания, стало отсутствие площадок с необходимыми инженерными коммуникациями.

Иллюстрация

Еще одна проблема, которая обсуждалась на совместном совете — развитие строительной промышленности. Сегодня распространенные и широко используемые в строительстве материалы в Сибири практически не выпускаются. На наш рынок поступает в основном европейская продукция, что существенно сказывается на стоимости жилья. В 2003 году в России было построено 260 предприятий по выпуску стройматериалов, и лишь 19 из них в Сибирском федеральном округе.

В связи с этим, при координационном совете МАСС по строительству и архитектуре будет сформирована рабочая группа, которая должна представить проект программы развития производства строительных материалов с учетом потенциальных возможностей всех регионов СФО.

На заседании не были оставлены без внимания вопросы реконструкции и обновления ветхого жилья. На территории Сибири более 40% таких домов находятся в неудовлетворительном состоянии. По мнению специалистов, если не заняться этими объектами сейчас, то через 30-40 лет они могут практически одновременно выйти из строя.

Было отмечено, что программа модернизации старого жилья успешно работает в Новосибирске с 2000 года. Опыт показывает, что улучшить архитектуру здания и увеличить его общую площадь до 40 % помогают надстройки в виде дополнительных этажей, мансард, лоджий, утепляющих конструкций. При такой модернизации не требуется нового отвода земли, а значит и стоимость этих квартир будет дешевле. В 2003 году в Новосибирске введено в эксплуатацию 16 тыс. кв. м. реконструированного жилья.

На совместном заседании Совета Сибирского федерального округа и Совета межрегиональной ассоциации «Сибирское соглашение» решено активно поддерживать индивидуальное строительство, ипотечное кредитование, а также приобретение жилья в рамках местных программ. Кстати, в итоговом решении заседания отмечено, что в 2003 году в СФО наметились положительные тенденции в развитии жилищного строительства. Ввод жилых домов увеличился более чем на 5,4 % по сравнению с 2002 годом.

Главам администраций субъектов федерации СФО предстоит еще большая работа. Как сказано в решении, им необходимо доработать и утвердить региональные программы «Стратегия развития строительного комплекса региона до 2010 года». Предложения сибиряков по основным направлениям реформирования строительного комплекса будут направлены в Правительство РФ и Государственную Думу РФ.

Инфоцентр МА «Сибирское соглашение».
Фото Владимира Новикова, «НВС».

стр. 4-5

в оглавление

Версия для печати  
(постоянный адрес статьи) 

http://www.sbras.ru/HBC/hbc.phtml?4+282+1