Печатная версия
Архив / Поиск

Archives
Archives
Archiv

Редакция
и контакты

К 50-летию СО РАН
Фотогалерея
Приложения
Научные СМИ
Портал СО РАН

© «Наука в Сибири», 2024

Сайт разработан
Институтом вычислительных
технологий СО РАН

При перепечатке материалов
или использованиии
опубликованной
в «НВС» информации
ссылка на газету обязательна

Наука в Сибири Выходит с 4 июля 1961 г.
On-line версия: www.sbras.info | Архив c 1961 по текущий год (в формате pdf), упорядоченный по годам см. здесь
 
в оглавлениеN 12 (2448) 26 марта 2004 г.

СМОТРИТЕ, КТО ПРИШЕЛ

О руководителях нового Министерства образования и науки РФ.

Наталья Притвиц,
«НВС»

Иллюстрация

Как известно, в начале марта Президент РФ В. Путин утвердил новую структуру федерального правительства. В итоге реструктуризации наука и образование оказались под одной крышей. Создано новое Министерство образования и науки, которому переданы «функции по принятию нормативных правовых актов» Минпромнауки (в сфере науки), Минобразования и Российского агентства по патентам и товарным знакам. Созданы также Федеральное агентство по науке и Федеральное агентство по образованию, Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки и Федеральная служба по интеллектуальной собственности, патентам и товарным знакам.

Как разъясняет КП (19.03), раньше одно и то же министерство и решало, как и чем будет заниматься, и проверяло исполнение. Теперь эти функции развели по разным независимым структурам: определять «правила игры» — удел министерств. Федеральные агентства оказывают услуги от лица государства. А контролировать, чтобы все «играли» по правилам, отныне будут федеральные службы. По мнению экспертов, при таком «разделении труда» возможностей для коррупции во властных структурах становится меньше. О новых руководителях и о некоторых последних акциях прежних министерств — этот обзор прессы.

Министр образования и науки РФ А. Фурсенко

Иллюстрация
На снимке нашего фотокорреспондента В. Новикова, сделанном в сентябре 2003 года в Выставочном центре СО РАН: Андрей Фурсенко (тогда первый замминистра промышленности и науки) вместе с Борисом Симоновым (тогда руководитель департамента инновационного развития Минпромнауки) знакомятся с экспозицией выставки. Пояснения дает член-корреспондент С. Алексеенко. Рядом — академики Н. Добрецов и В. Бузник.

Андрей Фурсенко родился 17 июля 1949 г. в Ленинграде. В 1971 г. окончил мехмат ЛГУ, в 1978 — Ленинградский политехнический институт, в 1990 г. — Ленинградский техуниверситет. В 1978 г. стал кандидатом, в 1990-м — доктором физико-математических наук. С 1971 по 1991 г. занимал должности от стажера-исследователя и младшего научного сотрудника до заместителя директора по научной работе, ведущего научного сотрудника Физико-технического института им. А. Ф. Иоффе АН СССР в Ленинграде. С 1991 по 1993 г. — вице-президент АО «Центр перспективных технологий и разработок» в Санкт-Петербурге. С 1994 по 2001 г. занимал должность генерального директора Регионального фонда научно-технического развития Санкт-Петербурга. Здесь было реализовано более 80 высокотехнологических проектов, для финансирования которых удалось привлечь около 13 млн. долларов. На знаменитом электронном предприятии «Светлана» А. Фурсенко создавал венчурные фирмы и технопарки, которые успешно действуют по сей день.

В середине 90-х А. Фурсенко был почетным консулом Филиппин.

С 2000 года — председатель научного совета Фонда «Центр стратегических разработок «Северо-Запад». В 2001 году назначен заместителем министра промышленности, науки и технологий РФ, а в июне 2002 года — первым заместителем министра промышленности, науки и технологий РФ. С декабря 2003 года по 9 марта 2004 года — и.о министра промышленности, науки и технологий.

Министр образования и науки вырос в академической среде. Его отец А. Фурсенко — академик, известный американист, много лет был академиком-секретарем Отделения истории РАН, возглавлял Объединенный совет по гуманитарным проблемам и историко-культурному наследию. Брат Сергей, по образованию энергетик, создавал посадочные системы для космического самолета «Буран», сейчас возглавляет объединение «Лентрансгаз».

Любопытно, что за два года работы в Москве Андрей Фурсенко так и не обзавелся собственным жильем. Сначала жил в общежитии на улице Вавилова, недавно снял квартиру неподалеку от министерства. На выходные ездит к семье в Питер (К 10 и 11.02, И, П и РГ 12.02, В 19.02).

Из архива «Поиска».
А. Фурсенко. Прямая речь

1997 год.

«Да, фундаментальная наука с рынком мало совместима, но прикладная должна на него работать. В инновационной деятельности немало прорех. Была тенденция развивать ее за счет частного капитала. Но это погибель. Нигде высокие технологии, которыми она в основном занимается, не развиваются за счет частного капитала. Сегодня государственное финансирование — возвратное, на конкурсной основе, это единственный способ ведения государственной политики в инновационном движении. Отказываться от этого — все равно, что забывать о национальных интересах» («Тезис на просвет», № 19).

2001 год.

«Я уверен, что мы все-таки запустим венчурный механизм, и, когда он заработает, сможем ставить перед правительством вопрос о необходимости развивать этот опыт» («Рискнуть и выиграть», № 42).

2002 год.

«Во всем мире становление инновационного бизнеса связано с преодолением немалых трудностей. Что же говорить о нашей стране, где ведомственных барьеров намного больше?! Чтобы их преодолеть, нужны немалое мужество и стойкость» («Чтобы малые не спотыкались», № 17).

2003 год.

«Сегодня правительство однозначно выбрало либеральный путь, при котором интеллектуальная собственность должна бесплатно передаваться исполнителю. Мы абсолютно уверены, что так же, как и во всем мире, у нас это единственная возможность мотивировать разработчиков и исполнителей к созданию экономики, основанной на знаниях. Даже при этом нелегко (но по опыту других стран все-таки можно) добиться, чтобы разработчики занимались не тем, что им интересно, а тем, что им выгодно, а наряду с ними выгодно всей экономике» («Избавят ли от лишнего?», № 47).

Добавим еще 2004 год. На совещании «Основные направления политики РФ в области развития национальной инновационной системы»:

«Сегодня перед государством стоят три главных задачи — создание благоприятной инновационной среды, демонстрация возможностей инновационных технологий и, наконец, выбор приоритетов» (РГ 19.02).

Из первых интервью после назначения министром образования и науки.

Об образовании:

«Мы любим говорить, что Россия богата природными ресурсами и человеческим потенциалом. Что такое природные ресурсы, все понимают. Теперь предстоит доказать, что человеческий потенциал — это не только красивые слова, но и реальное дело. И это должно быть системное решение, которому надо подчинить каждый конкретный шаг. Построение экономики знаний, без которой Россия не сможет занять достойное место в современном мире, зависит от работы не только науки, но и системы образования. Не случайно давно говорят о необходимости интеграции двух этих систем. Пора добиться этой интеграции. Лично для меня на новой должности самым сложным на первых порах будет разобраться с системой образования».

Об инновационных процессах:

«Уже есть реальные примеры успеха по коммерческому внедрению научных результатов, о чем прежде только мечтали. Технических идей у нас море, но инновации, нацеленные на экономический результат, — особенная, как английский газон, культура. Постепенно удается улучшать правовое поле для инноваций, во многих федеральных округах создается необходимая инфраструктура. Государственная поддержка инновационных процессов — это не короткая инъекция. Наша задача — направить природную склонность русского человека улучшать все до бесконечности в экономическое русло» (И 12.03).

О союзе образования, науки и промышленности:

«Теперь мы закрываем разрыв между наукой и образованием, но есть другая опасность — разрыв между наукой и промышленностью. В принципе нужна единая цепочка — наука, образование и промышленность. Только такой союз способен совершить инновационные прорывы. Но создание подобного министерства — утопия» (РГ 12.03).

Российская академия наук обеспокоена

Отношение РАН к созданию Министерства образования и науки отразил вице-президент РАН Г. Месяц: «Объединение в одних руках науки и образования поможет России стать на путь инновационной экономики. У академии есть различное оборудование и лаборатории, а у вузов — молодые умы, которые могут работать на науку. Теперь нам будет проще решать проблемы образования, привлекать талантливых студентов и выпускников к научным исследованиям» (РГ 12.03).

Тревогу, однако, вселили высказывания А. Фурсенко (тогда еще и.о. министра Минпромнауки), на итоговом (и, как оказалось, последнем) заседании коллегии этого ныне упраздненного министерства. По изложению в НГ (10.03), «А. Фурсенко мало устраивает старое, еще советское устройство нашей науки. Одним из минусов прошлого года он считает отсутствие конкретных планов по реформированию науки. Именно поэтому задачу такого реформирования он объявил главной целью нынешнего года».

Это не могло не обеспокоить присутствовавших на коллегии академиков. «Как только приходит кто-нибудь новый, — посетовал вице-президент РАН Г. Месяц, — пусть даже и чиновник не самого высокого уровня, академию сразу же пытаются реформировать. Я насчитал 10-11 таких попыток. Между тем наш бюджет в общем бюджете „восьмерки“ (видимо, имеются в виду восемь главных промышленных министерств) составляет меньше одного процента. Зачем реформировать бесконечно малые величины?». Тогдашний заместитель председателя Правительства РФ Б. Алешин, также выступавший на коллегии, решительно поддержал А. Фурсенко и попенял Месяцу за его нежелание реформироваться. «Мы хотим сделать науку максимально эффективно работающим инструментом, — сказал он. — Если вы останетесь в прежнем положении, к вам никогда не придет инвестор!».

Глава Федерального агентства по науке

Его возглавил С. Мазуренко, физик-электронщик, кандидат физико-математических наук. Родился в 1949 г. в г. Орджоникидзе Северо-Осетинской АССР. В 1973 г. окончил Московский физико-технический институт по специальности «автоматика и электроника». После окончания института, вплоть до 1989 года, работал в НИИ физических проблем. С 1989-го по 2002-й — заместитель директора по научной работе — главный инженер Государственного НИИ физических проблем имени Ф. М. Лукина (г.Зеленоград), профессор, заведующий кафедрой молекулярной технологии Московского института электронной техники. Отсюда в марте 2002 года и был призван на работу в Минпромнауки — сразу заместителем министра.

В Минпромнауки он действовал в тесной кооперации с другим замом — А. Фурсенко (теперь — его прямой начальник). С лета 2002 г. с их подачи в Минпромнауки были образованы Департамент инновационного развития и Департамент перспективных технологий — вместо пяти упраздненных департаментов, которые занимались практически теми же вопросами. Как объясняли тогда, это делалось с целью ускорить создание в России инновационной системы.

Осенью 2003 г. С. Мазуренко возглавлял российскую делегацию на Учредительной конференции Международного партнерства по водородной энергетике, которая проходила в Вашингтоне (США). Четырнадцать стран, включая Россию, договорились о создании широкой международной кооперации для развития исследований, разработок и коммерческого использования технологий производства, хранения, доставки и применения водорода. За Минпромнауки, а теперь, по эстафете, за Федеральным агентством по науке — межведомственная координация работ в России по развитию водородных технологий в рамках федеральных целевых научно-технических программ и инновационных проектов особой государственной важности — с привлечение внебюджетных средств РАО «ЕЭС России», ГМК «Норильский никель», ОАО «Газпром» и других потенциальных потребителей. России для обеспечения своего развития и безопасности, не устает повторять Мазуренко, давно пора перейти с «ресурсодобывающих скважин на скважины наукоемких технологий» («Пусть не из Питера, но зато из физтеха», РГ 17.03).

Федеральную службу по интеллектуальной собственности, патентам и товарным знакам возглавил Борис Симонов, экс-руководитель департамента Минпромнауки (В 22.03, РГ 23.03).

Блок по образованию и его наследство

В него вошли Федеральное агентство по образованию, которому переданы «правоприменительные функции, функции по оказанию государственных услуг и по управлению имуществом в сфере образования упраздняемого Министерства образования РФ», и Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки. Возглавили эти структуры два бывших первых заместителя министра образования: Федеральное агентство — Г. Балыхин, а Федеральную службу — В. Болотов. Их биографические данные опубликовали РГ (17.03) и «Поиск» (19.03). (Кстати, В. Болотов — выпускник матфака Красноярского университета).

Новым структурам досталось весьма объемное наследство — начатая модернизация образования. Даже в самое последнее время Минобразования выпустило в свет немало новых документов. Так, в начале марта прежний министр образования В. Филиппов сообщил, что уже подписан приказ об утверждении новых стандартов в образовании. Эти стандарты, по мнению разработчиков, разгрузят школьника в основной школе более чем на 20 %. Все сложные разделы точных наук и углубленное изучение основных предметов уходят в профильную школу. А количество самих профилей дорастет до 10. Сегодня методическая база готова лишь на 4-5 профилей («Министры уходят, реформы остаются», НГ 12.03).

Отдельная тема — образование и служба в армии. В. Филиппов уже не раз будоражил страну экстравагантными высказываниями. Так, в его докладе на недавней коллегии Минобразования прозвучал призыв «перестать устраивать из аспирантуры «убежище от армии» и мнение, что Минобразу предстоит принимать решение о закрытии в вузах таких аспирантур-убежищ («Министр образования — не министр обороны», И 28.02). А на днях на заседании Ассоциации негосударственных университетов он обронил фразу о том, что хорошо бы обязать всех выпускников школ мужского пола по окончании 11-го класса отправляться в ряды Вооруженных сил вместо исключенных из школьного курса уроков начальной военной подготовки. «Обучение», вынесенное за рамки школьной программы, может занять до шести месяцев. Мало того, Филиппов даже назвал предположительный срок введения новшества — 2008 год.

В новом Министерстве образования и науки взволновались, но потом прокомментировали, что любые изменения, касающиеся отсрочки службы в армии выпускников школ и студентов, «возможны лишь при реальной военной реформе и принятии Закона о контрактной службе». И поэтому ожидаются не раньше 2008 года. Но «окончательное решение может быть принято только после широкого обсуждения с общественностью» («Всех школьников отправят в армию?», КП 20.03).

Сокращения: В — «Ведомости», К — «Коммерсант», КП — «Комсомольская правда», НГ — «Независимая газета», П — «Поиск», РГ — «Российская газета».

стр. 3

в оглавление

Версия для печати  
(постоянный адрес статьи) 

http://www.sbras.ru/HBC/hbc.phtml?10+285+1