Печатная версия
Архив / Поиск

Archives
Archives
Archiv

Редакция
и контакты

К 50-летию СО РАН
Фотогалерея
Приложения
Научные СМИ
Портал СО РАН

© «Наука в Сибири», 2024

Сайт разработан
Институтом вычислительных
технологий СО РАН

При перепечатке материалов
или использованиии
опубликованной
в «НВС» информации
ссылка на газету обязательна

Наука в Сибири Выходит с 4 июля 1961 г.
On-line версия: www.sbras.info | Архив c 1961 по текущий год (в формате pdf), упорядоченный по годам см. здесь
 
в оглавлениеN 45 (2481) 12 ноября 2004 г.

ДЕСЯТЬ ЛЕТ ЭТНОГРАФИЧЕСКОМУ ЭКСПЕРИМЕНТУ
В ГИМНАЗИИ

Н. Томилов

В современной обстановке межнациональная напряженность в мире, в том числе и в России, во многом связана с тем, что люди плохо осведомлены об истории и культуре проживающих по соседству народов и национальных групп. Омские этнографы на протяжении более четверти века проводят мысль, что для ликвидации этнографического невежества россиян необходимо ввести этнографию — науку о народах в качестве учебной дисциплины в средних и высших учебных заведениях страны.

Чтобы доказать плодотворность этой идеи, в 1994 г. Омский госуниверситет, Омский филиал Объединенного института истории, филологии и философии СО РАН и гимназия (тогда средняя школа) № 84 г. Омска начали эксперимент по внедрению в школьную программу специального курса «Этнография». Куратором этого эксперимента выступил комитет по образованию администрации Омской области. И все прошедшие 10 лет эта учебная дисциплина преподавалась сначала на четырех параллелях в 7-10-х классах преподавателями университета, гимназии и учеными ОФ ОИИФФ, а затем только в 10-х классах с гуманитарным направлением.

Эксперимент в гимназии был признан удачным. Здесь ученики не только знакомятся с историей и культурой народов мира, но и сами участвуют в овладении различными явлениями народной культуры. Они готовят свое исполнение фрагментов свадеб, народных праздников, игр народов мира. Семь лет назад среди них появились первые колядовщики, которые ходят по собственной инициативе с рождественскими поздравлениями к ученикам других классов, своим родным, друзьям.

Гимназисты учатся также готовить для народных праздников костюмы и необходимые реквизиты. Гимназия в преподавании этнографии сотрудничает с библиотекой № 15 г. Омска, где проводятся специальные библиотечные уроки — такие, например, как «На крыльях славянской мифологии», «Тайна моего имени», «Древние корни наших фамилий». Учащиеся занимаются также научно-исследовательской работой и докладывают результаты на заседаниях научного общества. Вот некоторые темы их докладов — «Русская свадьба», «Этика и этикет в Китае», «История английского костюма», «История еврейского этноса» и др.

Учащиеся гимназии, побывавшие за рубежом, на уроках по этнографии делятся своими впечатлениями. Так, в 2003-2004 учебном году ими были сделаны сообщения об учебе в Великобритании и США, туристических поездках в Австралию, Арабские Эмираты, Индонезию, Китай и Таиланд.

Все эти годы преподавание этнографии в гимназии осуществляла учитель высшей категории Галина Гоменюк. Она дала в Омске 15 телеуроков по этнографии на телестудии «ТВ-3» в рамках эксперимента «Телекопилка педагогического опыта».

Курс по этнографии заканчивается в гимназии тестированием знаний учащихся и их анкетированием. В своих анкетах ученики высказывают мнение, что этнографию стоит изучать, чтобы познать многообразие мира, осознать место своего народа и других этносов в современной цивилизации. И это правильная мысль.

Омские ученые считают, что этнографию в качестве специального курса нужно смелее вводить в школы и гимназии. А сами этнографы готовы оказать этим учебным заведениям необходимую помощь. Работа этнографов ОмГУ в содружестве с московским Институтом этнологии и антропологии РАН в рамках мегапроекта «Развитие образования в России» была признана успешной, в т.ч. и в плане внедрения этнографии в школьные программы.

стр. 2

в оглавление

Версия для печати  
(постоянный адрес статьи) 

http://www.sbras.ru/HBC/hbc.phtml?10+311+1