Печатная версия
Архив / Поиск

Archives
Archives
Archiv

Редакция
и контакты

К 50-летию СО РАН
Фотогалерея
Приложения
Научные СМИ
Портал СО РАН

© «Наука в Сибири», 2024

Сайт разработан
Институтом вычислительных
технологий СО РАН

При перепечатке материалов
или использованиии
опубликованной
в «НВС» информации
ссылка на газету обязательна

Наука в Сибири Выходит с 4 июля 1961 г.
On-line версия: www.sbras.info | Архив c 1961 по текущий год (в формате pdf), упорядоченный по годам см. здесь
 
в оглавлениеN 48 (2484) 10 декабря 2004 г.

ЧТО ЖДЕТ РОССИЙСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ? (2)

Предыдущий обзор на эту тему (НВС № 46) касался преимущественно основных положений «Концепции участия Российской Федерации в управлении имущественными комплексами государственных организаций, осуществляющих деятельность в сфере образования» (в просторечии — Концепции по образованию) и развернувшейся дискуссии. Споры продолжаются, появляются проекты новых документов. Об этом настоящий обзор.

Наталья Притвиц

Так есть ли стратегия реформирования образования?

Споров и точек зрения великое множество и конца им не видно. На вопрос — определилось ли Министерство образования и науки в стратегии национальной образовательной политики или нет — министр А. Фурсенко отвечает: «Пока еще нет. Работаем» (НГ 5.11). Нет ответа и на вопрос, сколько вузов, находящихся сегодня на бюджетном финансировании, будет сокращено в ближайшие годы. Есть только целевая установка: «Исходя из того, сколько всего выделяется средств и данных по минимальной обеспеченности, мы и должны будем определить, какому количеству вузов мы можем обеспечить достойное существование». Дальше — больше: «В перспективе нам надо строить такую систему высшего образования, при которой вузы были бы самодостаточными. Чтобы они не зависели от того, выделили им бюджетные деньги или нет» (А. Фурсенко, там же).

Поневоле склоняешься к мысли, что прав член-корр. Российской академии образования А. Абрамов, когда он пишет: «Главными специалистами в образовании стали экономисты. Те самые, что сотворили экономическое «русское чудо» в 90-е годы. Результат впечатляет. Но не вдохновляет. Следствие экономизма — катастрофическое усиление действия остаточного принципа. Государство минимизировало финансирование, одновременно отказавшись от налоговых льгот инвесторам в образование. Политика, приведшая к нищете учителя, ученого, работника культуры, — это «больше чем преступление, это ошибка» (И 27.11).

Перспективы развития отечественной системы образования стали темой парламентских слушаний, которые провел Комитет по науке, культуре, образованию, здравоохранению и экологии. Послушать основного докладчика министра образования и науки А. Фурсенко пришли сенаторы, депутаты, ректоры, директора школ.

А. Фурсенко отметил: «У нас три основные проблемы. Первая — содержание и технология образования. Но эта проблема мировая — все страны готовят кадры к «предыдущей» экономике. Только в советские времена образование опережало то, что делалось в экономике. Вторая проблема — кадры. Сюда входят и вопросы оплаты, и отсутствие перспектив роста у преподавателей, неудовлетворительная система подготовки и переподготовки кадров в системе образования. Третья, но не по важности, проблема — недостаточная интеграция образования с наукой и экономикой.

Министр выступал за непрерывность образования, за повышение инвестиционной привлекательности сферы образования, привлечение внебюджетных средств. Отмечая рост дифференциации образования, он подчеркнул необходимость создания равных условий для получения качественного образования, важность реструктуризации начального и среднего профессионального образования.

Изменения коснутся и высшего образования. Предполагается, первые три-четыре года студент получит базовые знания по крупным специальностям (бакалавриат), потом будет происходить распределение по узким (магистратура). Но будет это не завтра.

В школе предполагается при сохранении ставки снизить недельную нагрузку преподавателя и учащегося до 75 процентов от прежней. Это «позволит ввести дополнительное обучение в школе и непрямо повысить зарплату». При этом малообеспеченные семьи получат адресную помощь, с тем, чтобы они смогли оплачивать дополнительные образовательные услуги.

Выдержки из дискуссии.

Председатель Комитета Совета Федерации по науке, культуре, образованию, здравоохранению и экологии В. Шудегов: «Сам факт разгосударствления образования воспринимается очень болезненно. Кроме того, планируется передать субъектам Федерации образовательные учреждения. От перераспределения финансирования пострадают региональные вузы, а граждане лишатся права равного доступа к качественному образованию».

Первый заместитель председателя Комитета Госдумы по образованию и науке О. Смолин: «Налоговые льготы образованию отменены. В 2006 году вступит в силу закон, вводящий налог на имущество образовательных учреждений. Затраты на него равны фонду оплаты труда. Предложенная министерством стратегия развития образования расколет общество. Ввод доплаты на школьное образование вызовет протест родителей. Что касается идеи адресной помощи малообеспеченным семьям на оплату дополнительной программы, то эти деньги будут пропиты».

По окончании дискуссии участники слушаний в Совете Федерации предложили Президенту РФ внести в 2005 году вопрос «О ходе модернизации отечественной системы образования» на рассмотрение Госсовета (ПГ 30.11).

9 декабря на заседании Правительства РФ министр образования и науки А. Фурсенко сделает доклад о приоритетах образовательной политики России, итогах реализации первого этапа «Концепции модернизации образования до 2010 года» и основных направлениях ее второго этапа.

А пока что директор Департамента по государственной политике в сфере образования И. Калина так комментирует ситуацию: «Перед Министерством образования и науки не стояло задачи создания нового стратегического документа. …Наши материалы открывают новые возможности. Победят лучшие модели в образовании. И не надо мятежей, не ищите в предложенных нами материалах то, чего в них нет» (Тр 2.12, П № 46-47 (19.11).

«Доклад претерпевает изменения, к нам поступают предложения, замечания». Вот одно из таких предложений. Ректор МГУ ак. В. Садовничий и ректор МГТУ им. Баумана проф. И. Федоров настаивают на том, что кроме бакалавров и магистров нужна и такая категория, как специалисты. Так, специалист-инженер должен готовиться, как минимум, 5 лет по непрерывной программе (И 04.11).

Образование — профессия — работа

В ежегодном послании Федеральному собранию в мае с.г. Президент РФ В. Путин отметил: «Сегодня профессиональное образование не имеет устойчивой связи с рынком труда. Более половины выпускников вузов не находят работу по специальности». С чем же это связано? По мнению работодателей, потребители образования (абитуриенты, студенты) не обеспечены элементарной информацией о качестве образовательных услуг, а главное — о потребностях рынка. Кроме того, выпускники российских вузов даже при хороших знаниях не обладают некоторыми хоть и простыми, но очень важными умениями. В первую очередь у выпускников практически отсутствуют навыки самопрезентации. На Западе этому учат, а в наших вузах — нет (НГ 19.11).

Но далеко не все вузы жалуются на невостребованность своих выпускников. Так, ректор Российского химико-технологического университета им. Менделеева академик П. Саркисов рассказывает: «Десять лет назад у нас государственное распределение. Нашим выпускникам это пошло только на пользу. Оказывается, сами они трудоустраиваются очень успешно и перспективно. Сейчас у нас нет ни одного безработного выпускника. Большинство студентов находят что-то уже на 3-4-м курсах. А процентов тридцать к выпуску конкретно знают, где будут работать. Только 10-15 процентов вообще уходят из химии» (РГ 24.11).

В том же номере газеты — оптимистичные выступления проректоров негосударственного Института международного права и экономики (ИМПЭ) В. Вершкова и Г. Тимошенко: «Негосударственные вузы научились более оперативно реагировать на требования рынка. В ИМПЭ реализуется уникальная программа „Карьера“. Центр практики и трудоустройства заключает договоры с предприятиями и фирмами, и практика у студентов начинается уже с первых курсов, что позволяет студенту за годы обучения испытать себя в разных качествах и выбрать понравившуюся работу. Мы стараемся, чтобы студенты на старших курсах уже работали, продолжая учиться. А на последнем курсе переводим студентов на так называемую неполную трудовую неделю: день — учеба, день — работа по специальности. Гарантия трудоустройства по специальности выпускника закреплена в договоре на обучение».

Месяц назад Комитет по образованию и науке Госдумы обсудил представленный Институтом системного анализа социальных проблем мегаполисов проект программы «Содействие трудоустройству выпускников образовательных учреждений высшего профессионального образования». Предполагается создать Интернет-портал банка данных по вакансиям для выпускников вузов, который поможет им найти работу в родном регионе или за его пределами (П № 45 5.11).

Готовит ли к выбору профессии школа?

Согласно многочисленным опросам, большинство российских старшеклассников не знают, какой профессии отдать предпочтение — чаще всего они руководствуются финансовыми возможностями своих родителей и их представлениями о престижности той или иной профессии. В то же время сегодня количество и состав специальностей, по которым ведется подготовка в вузах, зависит не от спроса на них на рынке труда, а от популярности их среди населения.

Раньше в СССР, а в некоторых странах и сейчас очень распространен метод «образовательных кружков» для знакомства человека с той или иной профессией. В России же наблюдается интересная закономерность — многие подростки не посещают кружков, курсов, школ дополнительного образования, потому что просто не знают, где они находятся. В США, на которые мы сейчас так любим равняться, существует программа «Развитие карьеры». Она предусматривает включение информации о будущей карьере во все академические предметы, встречи с представителями разных профессий, посещение предприятий и рабочих мест, получение опыта работы (И 30.10).

Отдельная тема — начальное профессиональное образование. На недавнем съезде Российского союза промышленников и предпринимателей (РСПП) президент В. Путин в числе прочих проблем отметил необходимость реформирования отечественной системы профтехобразования.

Аналитики свидетельствуют: на российском рынке труда все чаще не человек ищет работу, а работа человека (РБГ 16.11). Особый спрос на «аристократов» с золотыми руками. Так, промышленность Среднего Урала задыхается от дефицита высококвалифицированных рабочих кадров (на бирже труда на одного классного фрезеровщика претендуют 20 работодателей). Дошло до того, что на Уралмаше работают вахтовым методом расточники из Волгодонска (Т 23.11).

В России готовится кардинальная реформа начального профессионального образования. Как рассказали «НГ» «информированные источники, близкие к президентской администрации», не исключено, что профтехучилищ в том виде, в котором они существуют сейчас, не будет… ПТУ сегодня пытаются выполнить сразу три задачи: дать квалификацию, образование и еще накормить и обогреть. В результате — ни одна из функций не работает эффективно. От общего образования в ПТУ откажутся (на это есть школы, в том числе вечерние), там не будут больше кормить и одевать (соцзащитой занимается другое министерство). А чтоб дать квалификацию, уже не надо будет учить два или три года.

С переводом профтехучилищ в регионы значительная часть ПТУ может исчезнуть просто по причине нехватки средств. Так что, возможно, в большинстве регионов создадут многопрофильные центры, которые будут работать на рынок и которые соответственно предоставят свои услуги за деньги. Здесь, по замыслу, должно начаться реальное партнерство образования и бизнеса. Для практического его осуществления уже создана Рабочая группа во главе с вице-президентом РСПП. Задача перед ними, прямо скажем, не из легких. Потому что у населения может и не быть тех денег, которые надо будет заплатить за обучение, даже если занятия в «центре» будут длиться не более полугода. Значит, платить будут вместе семьи, предприятия и фирмы, которые находятся в регионе и формируют заказ на требуемых специалистов (НГ 19.11).

Студент и деньги (кредит, стипендии)

Более половины российских студентов учатся за плату. При этом на многие семьи ложится бремя почти непосильное. Воспользоваться кредитом на обучение в вузе, а после окончания вернуть его — такой вариант устроил бы многих россиян. В Госдуме взялись, наконец, за разработку соответствующего закона.

Подкомитет по профессиональному образованию Комитета по образованию и науке Госдумы обсудил концепцию закона «Об образовательном кредите». Авторы законопроекта рассчитывают создать эффективные экономические механизмы профессионального образования, сделать его доступным для всех, в том числе для членов малообеспеченных семей. Концепция предусматривает два вида кредита: на образование и на социальные нужды — проживание в общежитии, питание (П № 45, 5.11). По словам заместителя председателя Комитета Госдумы по образованию и науке В. Ивановой, закон об образовательных кредитах будет предложен на первое чтение уже весной 2005 года. Рабочая группа представителей комитетов Госдумы по образованию и науке и по кредитным организациям и финансовым рынкам должна к этому времени разработать законопроект, который устроил бы всех: государство, студентов, банки и вузы. Пока же вопросов больше, чем ответов.

Сейчас существуют две концепции кредитования обучения в вузе. Федеральное агентство по образованию предлагает узаконить государственные возвратные субсидии. Речь идет о том, что из федерального бюджета будет оплачиваться подготовка тех специалистов, которые нужны стране, как воздух: медиков, педагогов, аграриев. Сейчас большинство выпускников этих вузов не идет работать по специальности, а деньги, затраченные на их обучение, оказываются выброшенными на ветер. Законом будет предусматриваться: если выпускник отработает по специальности как минимум три года, то госсубсидию ему «простят» (то есть она станет беспроцентной и безвозвратной). В противном случае его обяжут вернуть государству деньги, затраченные на обучение.

Вторая концепция образовательного кредитования разработана Ассоциацией российских банков и Высшей школой экономики. Речь в ней идет о банковских кредитах на платное образование. Такие кредиты распространены во многих странах, и часть ответственности по ним везде берет на себя государство. В том варианте, который предложила ВШЭ, в законе будет зафиксирована процентная ставка и сроки возврата кредита. Вернуть его можно будет по окончании обучения, точнее, в течение 3-5 лет после устройства на работу. Однако, считает В. Иванова, кредиты пока очень дороги для большинства россиян. Чтобы возвращать деньги, уровень зарплаты должен быть 800-1000 долларов, что для молодого специалиста нереально.

Пока что образовательные кредиты хоть и медленно, но распространяются в России. Такая программа «Кредо» работает в Москве и Санкт-Петербурге (РГ 1.12). Данные о банках, уже выдающих кредиты на образование, и об их условиях приведены в И 18.11.

Накапливается свой опыт и на местах.

Губернатор Новосибирской области В. Толоконский на встрече со студентами рассказал о практикующихся в области способах поддержки образования. «По контрактам областной администрации в Новосибирске учатся порядка двух с половиной тысяч студентов. После окончания учебы выпускник должен отработать не менее трех лет по нашему распределению, и тогда он освобождается от всех финансовых обязательств. Тот же, кто по каким-то причинам категорически не захочет выполнять условия контракта, должен возвратить деньги, затраченные на обучение. Таким образом можно решить проблему обеспечения кадрами всех отраслей хозяйства.

Кроме того, лучшие студенты вузов получают именные стипендии обладминистрации (около 200). Большое внимание уделяем обеспечению занятости студенческой молодежи — как выпускников, так и студентов, которые еще учатся и хотят подработать. В крупных вузах создаем специальные бюро занятости молодежи. Обеспечиваем заказами, трудоустраиваем на объектах строительства, на железной дороге, в летних детских лагерях.

Пятый год мы готовим специалистов по областному заказу для работы в сельской местности. Такие студенты учатся в Аграрном университете, Педуниверситете, в Медицинской академии, в инженерных вузах. Мы постараемся создать им такие условия работы, чтобы они за три года адаптировались, полюбили и профессию, и работу, и местность, где живут. И заработки определим такие, чтобы они подумали, стоит ли их терять. Будем стараться закрепить этих людей.

Будут сохранены льготные проездные билеты для студентов, в том числе и на пригородном железнодорожном транспорте» (ВН 19.11).

Больной вопрос — размер студенческой стипендии. На недавнем Всероссийском студенческом форуме в Томске руководитель Федерального агентства по образованию Г. Балыхин заявил: «Стипендия в 400 или даже 600 рублей — это, конечно, крохи. Наша цель — адресная помощь студентам. С этой целью мы увеличили стипендиальный фонд на 25 процентов и будем выплачивать деньги в виде академической и социальной стипендии лучшим или особо нуждающимся студентам» (РГ 24 и 25.11).

А помощник Балыхина сообщил «АиФ», что перед ноябрьскими праздниками премьер-министр М. Фрадков подписал постановление правительства, которым велел повысить стипендию задним числом. Правда, прибавка касается только тех, кто признан нуждающимся. Студенты-сироты и инвалиды должны получать примерно на 120 руб. больше. Что касается стипендии за успеваемость, ее повышения можно ждать не раньше 1 сентября 2005 года. «Хорошист» вместо сегодняшних 400 руб. будет получать около 600 руб., прибавка «отличникам» может составить 150 руб. — стипендия вырастет до 750 руб. (АиФ № 47).

Сокращения: АиФ — «Аргументы и факты», ВН — «Вечерний Новосибирск», И — «Известия», НВС — «Наука в Сибири», НГ — «Независимая газета», П — «Поиск», ПГ — «Парламентская газета», РБГ — «Российская бизнес-газета», РГ — «Российская газета», Т — «Труд», Тр — «Трибуна».

стр. 3

в оглавление

Версия для печати  
(постоянный адрес статьи) 

http://www.sbras.ru/HBC/hbc.phtml?13+314+1