Опыт и новые задачи формирования интеграционных структур
Из выступления чл.-корр. РАН Н. ДИКАНСКОГО, ректора НГУ.
Новосибирский госуниверситет организован постановлением Совета
Министров СССР в 1958 году. Приказом министра высшего образования
в 1959 г. за университетом было закреплено право работать по
индивидуальным планам, а в 1980 г. НГУ получил статус базового
вуза по оптимизации форм взаимодействия высшей школы и СО АН
СССР, направленных на развитие научных исследований и
совершенствование системы подготовки специалистов для науки.
Мы действительно полностью интегрированы в СО РАН, с самого
основания были университетом, и наши генетические корни это
МФТИ, МГУ, Ленинградский, Харьковский, Киевский университеты.
Миссия университета была определена как подготовка научных
сотрудников и исследователей для Академии наук, а также для
промышленности, для высоких технологий. Сегодня НГУ дает 30%
молодых специалистов для Академии наук.
Наш опыт развития довузовской подготовки включает следующее:
система олимпиадного отбора и селекции талантливых школьников;
Всесибирская олимпиада по физике, химии, математике, биологии,
информатике и т.д.; Специализированный учебно-научный центр при
НГУ физико-математическая школа-интернат (ФМШ) на 500 мест;
Высший колледж информатики (ВКИ) на 600 мест; заочные школы:
физико-математическая, экономическая, гуманитарная, по химии,
биологии. Здесь же система переподготовки школьных учителей,
взращивающих победителей олимпиад (адресный отбор).
В довузовской подготовке есть подготовительные курсы около 2 тыс.
школьников. Всего система довузовской подготовки охватывает 32 тыс.
школьников.
Наши преподаватели в основном, сотрудники Сибирского
отделения. На некоторых направлениях до 87% преподавателей совместители.
Каждый год приходится добывать в Министерстве
разрешение на такой процент совместителей (при существующем
ограничении 60%). Данная ситуация уникальна, но нам она
разрешена.
Благодаря тому, что наши преподаватели научные сотрудники РАН,
у нас идет постоянная модернизация курсов, меняется предмет,
добавляются новые направления, преподаватели вносят новое в
программы и курсы, это происходит почти автоматически.
Важнейшей особенностью образовательного процесса в НГУ является
развитие критического мышления у студентов, нацеленности на
изобретение. Руководители дипломных работ и практики это
тысяча докторов и три тысячи кандидатов наук. Ранняя практика в
НГУ и ННЦ это развитие творческих способностей,
индивидуальность обучения, творческий подход к обучению научной
работе, начиная от ФМШ до аспирантуры. Мы также преподаем
экономику инноваций. Важный принцип, заложенный в нашем
университете: студент равноправный партнер в учебе и работе, и
это развивает самостоятельность студента.
Если вкратце сформулировать, то основной принцип нашего
университета интеграция интеграция среднего,
средне-технического, высшего образования с академической наукой;
интеграция междисциплинарных исследований; интеграция трех
сибирских отделений академий наук плюс ГНЦ «Вектор». «Вектору» мы
поставили за 25 лет 1,5 тыс. научных сотрудников.
Если говорить о результатах работы нашего университета, то 40%
научных сотрудников СО РАН выпускники НГУ, 20 директоров
институтов наши выпускники, в РАН избран 41 выпускник НГУ,
много докторов, кандидатов наук и лауреатов престижных премий. И
очень много выпускников уехало за рубеж. Я на это хочу обратить
особое внимание. У нас очень большая диаспора в США, в частности,
в Силиконовой долине только наших информатиков,
программистов около 400 человек, не говоря о физиках, которые работают в
Стэнфорде, Беркли, Сиэтле. Это наша беда, мы потеряли многих молодых и
талантливых специалистов в самых передовых областях науки, включая
генетику и биохимию.
Количество студентов НГУ, которые участвовали в олимпиадах и
конференциях 6 тыс. чел. У нас самая большая научная
студенческая конференция, на которой зачитывается 1,5 тыс.
докладов. Это финансировалось в рамках программы «Интеграция».
При переходе в Академию наук нам надо максимально сохранить это.
Надеюсь, что с переходом НГУ в Сибирское отделение, мы сможем
решить ряд проблем. Наша главная проблема финансирование. Мы платим нашим
преподавателям крохи. Это связано с тем, что в НГУ соотношение
преподавателей и студентов 1:10, да и сама доцентская ставка
очень низкая. Надеемся, что при переходе в Сибирское отделение у
нас будет более высокое финансирование, и нам удастся это
исправить.
У нас большие проблемы с развитием. Построено два здания и 10
общежитий. Но не построен главный корпус. Я был на праздновании
Томского университета университет, который построен 125 лет
назад в деревне, и сейчас не стыдно показать людям.
Присоединение, а не передача университета к Академии наук
означает, что Академия наук может вести образовательный процесс.
А мы не должны потерять возможность заниматься наукой, перейдя в
Академию наук. Конечно, важен вопрос об автономии. Университет
имеет спектр специализаций шире научных направлений Сибирского
отделения РАН. Университет должен усилить свое взаимодействие с
Медицинской и Сельскохозяйственной академиями.
стр. 7
|