Печатная версия
Архив / Поиск

Archives
Archives
Archiv

Редакция
и контакты

К 50-летию СО РАН
Фотогалерея
Приложения
Научные СМИ
Портал СО РАН

© «Наука в Сибири», 2024

Сайт разработан
Институтом вычислительных
технологий СО РАН

При перепечатке материалов
или использованиии
опубликованной
в «НВС» информации
ссылка на газету обязательна

Наука в Сибири Выходит с 4 июля 1961 г.
On-line версия: www.sbras.info | Архив c 1961 по текущий год (в формате pdf), упорядоченный по годам см. здесь
 
в оглавлениеN 49 (2485) 17 декабря 2004 г.

Опыт и новые задачи формирования интеграционных структур

Из выступления чл.-корр. РАН Н. ДИКАНСКОГО, ректора НГУ.

Иллюстрация

Новосибирский госуниверситет организован постановлением Совета Министров СССР в 1958 году. Приказом министра высшего образования в 1959 г. за университетом было закреплено право работать по индивидуальным планам, а в 1980 г. НГУ получил статус базового вуза по оптимизации форм взаимодействия высшей школы и СО АН СССР, направленных на развитие научных исследований и совершенствование системы подготовки специалистов для науки.

Мы действительно полностью интегрированы в СО РАН, с самого основания были университетом, и наши генетические корни — это МФТИ, МГУ, Ленинградский, Харьковский, Киевский университеты. Миссия университета была определена как подготовка научных сотрудников и исследователей для Академии наук, а также для промышленности, для высоких технологий. Сегодня НГУ дает 30% молодых специалистов для Академии наук.

Наш опыт развития довузовской подготовки включает следующее: система олимпиадного отбора и селекции талантливых школьников; Всесибирская олимпиада по физике, химии, математике, биологии, информатике и т.д.; Специализированный учебно-научный центр при НГУ — физико-математическая школа-интернат (ФМШ) на 500 мест; Высший колледж информатики (ВКИ) на 600 мест; заочные школы: физико-математическая, экономическая, гуманитарная, по химии, биологии. Здесь же — система переподготовки школьных учителей, взращивающих победителей олимпиад (адресный отбор). В довузовской подготовке есть подготовительные курсы — около 2 тыс. школьников. Всего система довузовской подготовки охватывает 32 тыс. школьников.

Наши преподаватели — в основном, сотрудники Сибирского отделения. На некоторых направлениях до 87% преподавателей — совместители. Каждый год приходится добывать в Министерстве разрешение на такой процент совместителей (при существующем ограничении — 60%). Данная ситуация уникальна, но нам она разрешена.

Благодаря тому, что наши преподаватели — научные сотрудники РАН, у нас идет постоянная модернизация курсов, меняется предмет, добавляются новые направления, преподаватели вносят новое в программы и курсы, это происходит почти автоматически.

Важнейшей особенностью образовательного процесса в НГУ является развитие критического мышления у студентов, нацеленности на изобретение. Руководители дипломных работ и практики — это тысяча докторов и три тысячи кандидатов наук. Ранняя практика в НГУ и ННЦ — это развитие творческих способностей, индивидуальность обучения, творческий подход к обучению научной работе, начиная от ФМШ до аспирантуры. Мы также преподаем экономику инноваций. Важный принцип, заложенный в нашем университете: студент — равноправный партнер в учебе и работе, и это развивает самостоятельность студента.

Если вкратце сформулировать, то основной принцип нашего университета — интеграция — интеграция среднего, средне-технического, высшего образования с академической наукой; интеграция междисциплинарных исследований; интеграция трех сибирских отделений академий наук плюс ГНЦ «Вектор». «Вектору» мы поставили за 25 лет 1,5 тыс. научных сотрудников.

Если говорить о результатах работы нашего университета, то 40% научных сотрудников СО РАН — выпускники НГУ, 20 директоров институтов — наши выпускники, в РАН избран 41 выпускник НГУ, много докторов, кандидатов наук и лауреатов престижных премий. И очень много выпускников уехало за рубеж. Я на это хочу обратить особое внимание. У нас очень большая диаспора в США, в частности, в Силиконовой долине только наших информатиков, программистов — около 400 человек, не говоря о физиках, которые работают в Стэнфорде, Беркли, Сиэтле. Это наша беда, мы потеряли многих молодых и талантливых специалистов в самых передовых областях науки, включая генетику и биохимию.

Количество студентов НГУ, которые участвовали в олимпиадах и конференциях — 6 тыс. чел. У нас самая большая научная студенческая конференция, на которой зачитывается 1,5 тыс. докладов. Это финансировалось в рамках программы «Интеграция». При переходе в Академию наук нам надо максимально сохранить это.

Надеюсь, что с переходом НГУ в Сибирское отделение, мы сможем решить ряд проблем. Наша главная проблема — финансирование. Мы платим нашим преподавателям крохи. Это связано с тем, что в НГУ соотношение преподавателей и студентов 1:10, да и сама доцентская ставка очень низкая. Надеемся, что при переходе в Сибирское отделение у нас будет более высокое финансирование, и нам удастся это исправить.

У нас большие проблемы с развитием. Построено два здания и 10 общежитий. Но не построен главный корпус. Я был на праздновании Томского университета — университет, который построен 125 лет назад в деревне, и сейчас не стыдно показать людям.

Присоединение, а не передача университета к Академии наук означает, что Академия наук может вести образовательный процесс. А мы не должны потерять возможность заниматься наукой, перейдя в Академию наук. Конечно, важен вопрос об автономии. Университет имеет спектр специализаций шире научных направлений Сибирского отделения РАН. Университет должен усилить свое взаимодействие с Медицинской и Сельскохозяйственной академиями.

стр. 7

в оглавление

Версия для печати  
(постоянный адрес статьи) 

http://www.sbras.ru/HBC/hbc.phtml?15+315+1