СТУДЕНТЫ СТАНУТ УЧЕНЕЕ, А УЧЕНЫЕ МОЛОЖЕ
16 декабря на коллегии Минобрнауки РФ обсуждался вопрос об
интеграции образовательной и научной деятельности. Открывая
коллегию, министр образования и науки РФ Андрей Фурсенко отметил,
что тесное взаимодействие науки и образования является одним из
главных инструментов улучшения образовательной системы и усиления
конкурентных позиций фундаментальной науки. Обращаясь к членам и
участникам коллегии, А. Фурсенко напомнил, что коллегия рабочий
орган для всестороннего обсуждения поставленных проблем с
возможностью внесения корректирующих уточнений в позицию
министерства.
Докладчиком по этому вопросу выступил директор Департамента по
государственной политике в сфере науки, инноваций и
интеллектуальной собственности Дмитрий Ливанов. Переход ведущих
стран к этапу формирования инновационного общества, по мнению
докладчика, превращает инвестиции в интеллектуальный и
человеческий капитал, в эффективный канал расходования средств.
Между тем, основой воспроизводства интеллектуального капитала
являются научные и образовательные структуры, которые и служат
объектами инвестиций. Однако в России наука и образование
исторически оказались институционально разделены, а действенной
правовой базы для их интеграции не создано.
Д. Ливанов сформулировал основные проблемы российской
научно-образовательной сферы. Среди них: 1) распыление
ограниченных бюджетных ресурсов между множественными субъектами
науки и образования; 2) внешняя и внутренняя утечка кадров,
получивших качественное образование, но столкнувшихся с низкой
оплатой труда; 3) вместе с тем, из-за отсутствия необходимой
научной базы, выпускники многих вузов неконкурентоспособны на
рынке труда; 4) на мировых рынках престиж российского
научно-образовательного сектора не растет, поскольку его
включенность в глобальную экономику ситуативна.
По мнению Д. Ливанова, научно-образовательная сфера сохраняет
конкурентные преимущества. Это, во-первых, общий образовательный
уровень населения; во-вторых, весомая фундаментальная
составляющая в естественнонаучном и техническом образовании, и,
в-третьих, развитая сеть университетов, академических и
отраслевых институтов, других государственных организаций,
имеющих серьезные заделы в областях, которые определяют развитие
мировой экономики. Но эти преимущества не могут быть реализованы.
Более того, опасность деградации нарастает. Интеграцию программ и
институтов, причем на разных уровнях образовательной и научной
систем, докладчик полагает «основным механизмом преодоления
негативных тенденций».
Поставлены задачи концентрации бюджетных ресурсов в передовых
научно-образовательных центрах и исследовательских университетах;
создания инфраструктуры интеграции; развития кадрового
потенциала, в том числе за счет модернизации системы подготовки
исследователей высшей квалификации; продвижения российского
научно-образовательного сектора в глобальной экономике. Для их
решения предусматривается увеличение бюджетного финансирования и
четкое распределение средств по приоритетным направлениям.
Инициированы изменения и дополнения в Федеральный закон «О науке
и государственной научно-технической политике», Закон РФ «Об
образовании», Федеральный закон «О высшем и послевузовском
профессиональном образовании».
Мероприятия ФЦП «Интеграция науки и высшего образования России на
2002-2006 годы» включены в состав ФЦНТП «Исследования и
разработки по приоритетным направлениям развития науки и техники
на 2002-2006 годы». Этот маневр позволит существенно расширить
финансирование интеграционных мероприятий. В 2005 году общая
сумма средств, направленных на эти цели, в ФЦНТП составит
455 млн руб. Еще 120 млн руб. поступит в рамках ведомственной
программы Рособразования «Развитие научного потенциала высшей
школы». Это даст более чем трехкратный рост финансирования по
сравнению с 2004 годом.
Д. Ливанов назвал конкретные целевые индикаторы предложенной
системы мероприятий. Во внутренних затратах на исследования и
разработки удельный вес высшего образования вырастет к 2010 году
на 15 проц. Контингент исследователей, занятых в российских
научных организациях, омолодится: в 2010 году удельный вес
принятых на работу выпускников вузов среди них составит 8 проц, а
лиц моложе 39 лет 35 проц. Вообще же в расходах федерального
бюджета на гражданскую науку доля программ и проектов интеграции
уже к 2007 году должна вырасти до 5 проц.
Комментируя дискуссию, в которой приняли участие ректоры
крупнейших российских университетов и отраслевых вузов,
А. Фурсенко пояснил, что Министерство исходит из критериев
качества научных и образовательных учреждений, а предлагаемые
меры подразумевают, прежде всего, расширение круга возможностей,
доступных субъектам науки и образования. Об этом сообщает
пресс-служба Минобрнауки РФ.
www.newseducation.ru
стр. 9
|