ПРЕТЕНДУЙТЕ НА УСПЕХ!
На совещании в Санкт-Петербурге, где собрались проректоры по
науке сотен вузов страны, выступал Александр Клименко,
заместитель руководителя Федерального агентства по науке и
инновациям (Роснаука). Как работа агентства связана с
Министерством образования и науки Российской Федерации? Каким
образом в 2005 году будут финансироваться научные исследования и
опытно-конструкторские работы из госбюджета через Роснауку? На
эти и другие вопросы соб. корр. «Поиска» отвечает А. Клименко:
Новое для слуха имя Роснаука сокращенное наименование
Федерального агентства по науке и инновациям, находящегося в
ведении министерства. На мой взгляд, агентство интеллектуальный
привод реализации всего того, что разрабатывает
Министерство образования и науки. Чем конкретно Роснауке суждено
заниматься? Положение об агентстве включает 18 функций, которые
оно должно выполнять. Но прежде всего, и это записано в Положении
под первым номером, Роснаука занимается организацией и
проведением конкурсов для размещения заказов на выполнение
научно-исследовательских, опытно-конструкторских и
технологических работ, которые финансируются из федерального
бюджета.
Конкурсами нам пришлось заниматься уже в этом году. В наследство
от упраздненного Минпромнауки РФ Роснауке досталось проведение
восьми конкурсов, в шести из них приняли участие вузы. Как
показала практика, доля вузов-победителей от общего числа
организаций, выигравших конкурсы, примерно соответствует доли
вузов от общего числа участников конкурса. Если принять во
внимание открытость конкурсов, участвовать в которых могли любые
научные организации вне зависимости от форм собственности и
ведомственной принадлежности, то результаты для вузовской науки
можно признать весьма достойными. Единственным исключением
оказался конкурс важнейших инновационных проектов
государственного значения, где вузов не оказалось среди
организаций-победителей. Однако лотов в этом конкурсе было всего
три, и статистика в таких случаях, как известно, не работает.
Более того, если внимательно посмотреть проекты, занявшие первые
места, то вузы можно обнаружить в числе соисполнителей этих
крупных проектов. Первый опыт конкурсов Роснауки лишний раз
подтверждает очевидную истину: необходимым условием победы в
конкурсе является участие в нем. Ученым высшей школы нужно не
стесняться готовить и подавать заявки, тем более что участвуют
они теперь в конкурсах, организуемым родным ведомством, сегодня
большая часть государственных вузов собрана в том же
министерстве, которое отвечает не только за образование, но и за
развитие науки и инноваций в стране. Так что никаких предпочтений
каким-то группам организаций, занимающихся научными
исследованиями, не будет. Все находятся в равных условиях.
Вернемся к наступающему 2005 году. Роснаука фигурирует в качестве
госзаказчика по нескольким федеральным целевым программам. Но по
объемам финансирования ни одна из них не сравнима с программой
«Исследования и разработки по приоритетным направлениям развития
науки и техники» на 2002-2006 гг. Средства, выделяемые на ее
финансирование из федерального бюджета в 2005 году, составляют
7 миллиардов 128 миллионов рублей. Конечно, мне могут напомнить о
том, что в бюджете 2005 года на гражданскую науку выделяется
56 миллиардов рублей. Где остальные? Отвечу: 80 процентов средств на
исследования и ОКР расходятся по другим ведомствам. Роснауке и
Рособразованию выделено чуть больше 10 миллиардов рублей. Это
означает одно: нужно внимательно следить за тем, как развиваются
события в других ведомствах. Там деньги на науку тоже будут
распределяться, в основном, на конкурсной основе. И в этих
состязаниях, где приз средства на научные исследования, вузам
можно и должно участвовать без боязни потеснить коллег.
Теперь чуть подробнее о ФЦНТП «Исследования и разработки по
приоритетным направлениям». Программа в нынешней редакции
утверждена в октябре уходящего 2004 года. Государственный
заказчик-координатор Минобрнауки России, два подведомственных
ему агентства Роснаука и Рособразование выполняют роль
госзаказчиков. Программа состоит из 3 основных блоков: генерации
знаний (12 мероприятий), разработки технологий (10 мероприятий),
коммерциализации технологий (7 мероприятий). Да, в программе
теперь блоки выстроены как инновационная цепочка от генерации
знаний (фундаментальные исследования) до коммерческого
наукоемкого продукта. Программа будет точно соответствовать
своему названию. В прежней схеме не было четкого ориентира на
приоритетные направления науки и техники. В новой программе будут
финансироваться только те исследования, которые отвечают
поставленным задачам. Направлений выделено семь. Наших по
гражданским исследованиям шесть, их нам и предстоит
финансировать.
Приоритеты сформулированы достаточно широко информационно-телекоммуникационные
системы, индустрия наносистем
и материалы, живые системы, рациональное природопользование,
энергетика и энергосбережение, безопасность и противодействие
терроризму. Почему именно эти? Усилиями экспертов проводилась
огромная работа по обновлению Перечня критических технологий.
Этим занимались не чиновники министерства, не чиновники Роснауки,
а эксперты, представляющие научное сообщество. И перечень вскоре
будет утвержден.
Важно, что среди мероприятий много знакомых, фигурировавших ранее
в хорошо всем известной программе «Интеграция», в Минпромнауки в
качестве самостоятельных внепрограммных приоритетов (например,
развитие приборной базы, центры коллективного пользования и др.).
Пользуясь случаем, хотелось бы развеять одно заблуждение,
связанное с тем, что ФЦП «Интеграция» прекратила свое
существование как самостоятельная программа. Приходится слышать
высказывания, что этот шаг чуть ли не подрыв наметившихся, в том
числе и благодаря этой программе, положительных тенденций в
развитии интеграционных процессов науки и образования. Но, смею
вас уверить, это не так. Готов привести конкретные цифры.
В 2004 году общее финансирование программы «Интеграция» составило
193 миллиона рублей. Если взять нынешнюю редакцию программы по
приоритетным направлениям и сложить цифры, которые сопровождают
мероприятия, ранее относившиеся к программе «Интеграция», вы
получите сумму в 2,5 раза большую: свыше 450 миллионов рублей.
А если к этим интеграционным мероприятиям добавить те, что
предусмотрены для поддержки кадрового резерва в науке, то
итоговая цифра превысит миллиард. Деньги предназначены прежде
всего для высшей школы, где сегодня ведется подготовка будущих
исследователей. Поэтому считаю, что упрекать кого-то в
пренебрежении проблемой интеграции науки и образования
несправедливо.
Объединение в рамках одной программы ранее независимых
направлений финансирования исследовательских, инновационных и
инфраструктурных проектов не является чисто механическим. Все они
должны работать на единую цель. Особое внимание будет уделено так
называемым комплексным проектам. Раньше конкурсы объявлялись по
каждому программному мероприятию: разработка технологий, развитие
приборной базы
Сейчас поставлена задача создать крупные
проекты с реальным выходом, которые могут финансироваться за счет
разных программных мероприятий. Есть желание создать новую
технологию? Имеете право использовать средства, предусмотренные
программным мероприятиям 2.2 «Проведение опытно-конструкторских,
технологических и экспериментальных разработок по приоритетным
направлениям развития научно-технической сферы». Для оформления
этой технологии необходимо уточнить детали процесса, который в
этой новой технологии используется? На это могут пойти средства,
что выделены на мероприятия 1.2 «Проблемно-ориентированные
поисковые исследования фундаментального характера». Для
реализации этого проекта требуются современные приборы закупите их,
получив деньги из мероприятия 1.7 «Развитие
приборной базы научных организаций и вузов в целях опережающего
развития материальной базы научных исследований». Надо привлечь
для исполнения проекта аспирантов или студентов, задействовать
молодых кандидатов наук? Найдите нужную сумму в соответствующем
программном мероприятии. Мы считаем, что такая комплексность
позволит сфокусировать средства именно на объявленных
приоритетах.
Наиболее важным звеном в системе управления программой является
Научно-координационный совет, который возглавляет министр. В
совет входят представители научного сообщества, наукоемкого
бизнеса и, как положено, чиновный люд. Научно-координационный
совет формирует рабочие группы по каждому из приоритетов и еще
одну по вопросам инфраструктуры программы. Именно рабочие
группы готовят для совета предложения о тематике предстоящих
конкурсов по программе. Ученые высшей школы, на мой взгляд,
представлены в рабочих группах НКС полно и достойно.
Отслеживалось и то, чтобы регионы были представлены во всех
рабочих группах.
Первый конкурс объявлен в начале декабря по приоритетному
направлению «Живые системы». Далее в декабре-январе пройдет
объявление основных конкурсов. Программа объемная, поэтому,
полагаю, полная ясность наступит к лету.
Подробнее прочесть о программе, составе Научно-координационного
совета, положение о нем, познакомиться с документами,
регламентирующими всю эту работу, желающие могут на сайте
Роснауки: http://fasi.gov.ru.
Елизавета Понарина, «Поиск»
стр. 8
|