Печатная версия
Архив / Поиск

Archives
Archives
Archiv

Редакция
и контакты

К 50-летию СО РАН
Фотогалерея
Приложения
Научные СМИ
Портал СО РАН

© «Наука в Сибири», 2024

Сайт разработан
Институтом вычислительных
технологий СО РАН

При перепечатке материалов
или использованиии
опубликованной
в «НВС» информации
ссылка на газету обязательна

Наука в Сибири Выходит с 4 июля 1961 г.
On-line версия: www.sbras.info | Архив c 1961 по текущий год (в формате pdf), упорядоченный по годам см. здесь
 
в оглавлениеN 3-4 (2489-2490) 28 января 2005 г.

КИТАЙ НА ПУТИ В БУДУЩЕЕ

В распоряжении редакции оказался «Стратегический научный отчет АН Китая за 2004 год», в котором содержится много любопытных сведений. Предлагаем нашим читателям небольшие фрагменты Отчета. Перевод с английского выполнен В. Тереховой.

Наука и технологии, без сомнения, будут играть все более существенную стратегическую роль во всестороннем и скооординированном социально-экономическом развитии Китая, постоянном повышении качества жизни и культурного уровня, быстром росте национальной мощи и международной конкурентоспособности Китая. Необходимо пропагандировать инновации и разработки, поддерживать науку и технологии и обеспечить им лидирующую роль в будущем. Это позволит Китаю стать страной с мощным инновационным потенциалом, способной внести весомый вклад в мировую науку; страной, имеющей большой потенциал для независимого инновационного развития и лидирующей на международной арене; страной, где гармоничное развитие природы и человека содействуют многогранному, согласованному и устойчивому социальному и экономическому развитию; страной, народ которой использует преимущества научных и технологических инноваций и верит в свои творческие силы. <...>

Международная структура, предполагающая сосуществование одной сверхдержавы и нескольких крупных государств, просуществует еще долгое время, в то время как традиционная концепция национальной безопасности сталкивается с новыми сложными проблемами. Опираясь на абсолютное экономическое, научно-техническое и военное превосходство, Соединенные Штаты Америки проводят политику господства и монополизма в глобальных вопросах. В то же время в международных отношениях возрастает значение региональных групп. Усиление Китая приведет к изменению мировой политической и экономической структуры, поэтому основные развитые страны всеми средствами постараются задержать его развитие. Однако в современном мире, главными проблемами которого являются безопасность и развитие, Китай обладает одним из крупнейших в мире непрерывно растущим объемом производства, огромной территорией и громадным рынком. Ведущие развитые страны постараются ограничить и сдержать рост Китая, создавая препятствия развитию науки и технологии, а не путем использования таких традиционных средств, как военная угроза и экономические санкции. Война в Ираке показала, что сегодня война означает противостояние в электронной и информационной сферах и базируется на передовой науке и технологиях, причем в центре внимания находится контроль над информацией, космосом и воздушным пространством. Граница между военным и гражданским использованием стирается, укрепление национальной обороноспособности стало важным компонентом экономического и социального развития. Прогресс науки и технологий стимулировал разработку новой концепции национальной безопасности и ее расширение за счет включения понятий информационной, экономической, ресурсной, экологической безопасности и мер обеспечения безопасности здоровья. <...>

Принимая вызов научной и технологической революции, чтобы получить преимущество в международном соревновании, страны во всем мире уделяют большое внимание развитию науки и технологий. Они постепенно развивают научное и техническое прогнозирование и регулируют свою стратегию и политику в научной и технологической сфере. Соединенные Штаты стремятся сохранить лидирующее положение в области науки и технологий, в то же время уделяя большое внимание соперничеству с Европейским Союзом, Японией и другими растущими промышленные державами. Европейский Союз принял решение об увеличении вложений в исследования и разработки с 1,7% ВВП в 2001 г. до 3% в 2010 г., чтобы создать наиболее конкурентоспособную экономику, основанную на знаниях. Япония выполняет второй этап программы научно-технического развития, государственные ассигнования на науку и технологии будут повышены с 170 миллиардов американских долларов на первом этапе до 240 миллиардов на втором этапе, что сделает возможным создание и эффективное использование знаний, а Японию — конкурентоспособной в международном масштабе и способной к устойчивому развитию. Долгосрочная программа научно-технологического развития Южной Кореи до 2025 г. предполагает, что страна станет научно-исследовательским центром Азиатско-Тихоокеанского региона к 2015 г. и к 2025 г. уровень ее конкурентоспособности в некоторых областях науки и технологий должен достичь уровня стран Большой семерки. <...>

Стратегические высокие технологии играют важную роль в ускорении развития технологий и отраслей промышленности, они являются воплощением научного и технологического инновационного потенциала страны, командных высот научного, технологического, экономического и военного соревнования в современном мире. Цель развития стратегических высоких технологий в Китае — объединить силы для решения важнейших научных и технологических проблем в целях всестороннего, скоординированного и устойчивого развития экономики и общества с опорой на независимые инновации. К 2020 г. Китай должен стать одним из мировых лидеров в области высоких технологий.

В разработке ключевых технологий, способствующих развитию информационного общества приоритет следует отдать развитию следующего поколения сетевых технологий, технологиям информационной безопасности, высокопроизводительным компьютерам, программному обеспечению, передовым процессорным микросхемам, передовым человеко-машинным интерфейсам и интеллектуальным технологиям обработки информации, которые направлены на развитие информационной инфраструктуры страны и ускорение экономического и социального развития. Мы должны значительно повысить международную конкурентоспособность информационной индустрии Китая, гарантировать информационную безопасность страны и превратить Китай в информационное общество.

В разработке новых высокотехнологичных материалов и передовых производственных технологий приоритет следует отдать разработке новых высокотехнологичных материалов, имеющих большое значение для информатизации страны, повышения промышленной конкурентоспособности и национальной безопасности, а также развитию современных промышленных технологий с акцентом на цифровые, интеллектуальные и экологически безопасные технологии, в том числе технологии проектирования и интегрирования передовых производственных систем, цифрового оборудования, передовые робототехнические технологии, технологии создания новых интегрированных автоматизированных систем и оборудования, ключевые технологии микро/нано электромеханических систем, обрабатывающие и производственные технологии высокой точности. Необходимо способствовать превращению Китая из крупного производителя в одну из ведущих стран мира в данной области.

В развитии современных сельскохозяйственных технологий при ведущей роли биотехнологий необходимо всесторонне использовать крупномасштабную высокоскоростную технологическую платформу для секвенирования, активизировать изучение генома и функций генов, отдать приоритет исследованиям структуры, функции, экспрессии и метаболизма генов, отвечающих за рост, развитие, зимостойкость, продуктивность и высокое качество, предоставлять генетические ресурсы и генетическую информацию для селекции и разведения новых видов, а также для молекулярного дизайна; содействовать созданию трансгенных животных и растений и технологий клонирования; совершенствовать основные характеристики сельскохозяйственных продуктов и домашних животных; создавать новые виды сельскохозяйственных продуктов и домашних животных (по аналогии с «супер-рисом»); использовать технологии трансфера генов для разработки целевых биологических реакторов; популяризировать и развивать усовершенствованные породы путем клонирования; способствовать реструктуризации сельскохозяйственной промышленности и усилению позиции Китая в области сельскохозяйственной науки и технологий.

В области ключевых технологий для совершенствования энергетических структур, повышении коэффициента использования энергии и обеспечения безопасности энергоснабжения Китая следует разработать комбинированную технологию для тепло-, энерго- и химических продуктов в области угледобычи и технологию производства синтетического масла; повысить коэффициент использования угля, экологическую безопасность и обеспечение Китая горючим; развивать изучение биомассы и других возобновляемых источников энергии, ускорить переход к практическому использованию энергии водорода и топливных элементов; проводить исследования по изучению механизма формирования, технологий эксплуатации и экологического воздействия природных газогидратов для создания теории и технологии их изучения и эксплуатации; разрабатывать передовые технологии ядерного деления, ядерной безопасности и переработки ядерных отходов, стимулировать исследования в области термоядерной энергии для удовлетворения энергетических потребностей Китая в будущем.

Развитие космических технологий, имеющих большое значение для национального экономического и социального развития. Здесь следует прилагать активные усилия для создания космических кораблей и источников энергии, технологий для микро-спутников, технологий, связанных с особенностями космоса, технологий космической связи и контроля; следует отдать приоритет созданию космической интегрированной информационной сети; проводить научные испытания в космосе и изучать космическое пространство. Это позволит Китаю стать одной из лидирующих стран в области науки о космосе и космических технологий, а также значительно расширить свои возможности в области освоения космоса. <...>

Недостатки традиционного образования, формировавшегося на протяжении тысяч лет в феодальном обществе в условиях мелкособственнической сельскохозяйственной экономики, такие, как слепая вера в авторитеты и подчинение старшим, консерватизм и узость взглядов, почитание учености и презрение к коммерции, приверженность традициям и игнорирование инноваций, преклонение перед книжным познанием и пренебрежение практикой, а также слепая вера в официальную систему рангов, где выдающийся ученик должен был иметь официальный статус, несовместимы с развитием современной науки, технологии и образованием. Но в области науки, технологий и образования подобные недостатки все еще существуют в различной степени, например, преувеличенная значимость академического уровня и игнорирование вклада в научную и технологическую экспертизу, традиция при распределении ресурсов уделять внимание только инвестициям без учета научной отдачи, в выборе научных тем ограничиваться подражанием, а не оригинальными инновациями, взаимная лесть и самодовольство, чрезмерное подчеркивание свободы и удобства академической среды и пренебрежение конкуренцией в управлении научными исследованиями, удовлетворенность низким уровнем жизни и отсутствие стремления к карьерному росту. Консервативная идеология образования, «разжевывание» материала в образовательных курсах, жесткая система, ориентированная на экзамены, пренебрежение к развитию инновационных возможностей серьезно ограничивают инновационную сознательность китайского народа, препятствуют воспитанию талантов в данной сфере и развитию инновационных способностей нации. <...>

Необходимо поддерживать культурные инновации и реформировать идеологию образования. Следует решительно перейти от подражания и имитации к независимым инновациям, поддерживать уверенность в возможности быстрого развития посредством инноваций, перейти от образования, конечная цель которого — сдача экзаменов, к образованию, ориентированному на качество и способности, повысить понимание необходимости инноваций и научно-технологических достижений в стране, стимулировать способность к инновациям и поддерживать дух инициативы.

Следует реформировать систему оценки научных и технологических результатов, рассматривать научные инновации на фоне исследований мирового уровня и с точки зрения их конкурентоспособности на международном уровне, оценивать трансфер научных и технологических результатов в соответствии с их вкладом в экономическое и социальное развитие, сформулировать комплекс новых представлений о ценностях науки и технологии.

Необходимо стимулировать инновации в управлении наукой и технологиями, решительно перейти от модели исследований, характеризующейся дублированием и децентрализацией на низших уровнях, к междисциплинарному, межведомственному способу проведения исследований, сменить закрытый трансфер в области науки и технологий на трасфер, направленный на социализацию и крупномасштабную индустриализацию, и создать новый единый механизм конкурентного и согласованного развития.

Для создания собственной инновационной системы следует принимать во внимание условия непрерывно совершенствующейся социалистической рыночной экономики, с должным почтением относиться к истории, ясно осознавать национальные условия и опыт прошлого. Не следует слепо копировать и имитировать другие страны или же использовать «шоковую терапию», которая ослабляет с трудом созданную ценную научную и технологическую базу Нового Китая. Фундаментальным критерием построения национальной инновационной системы является степень ее полезности для развития производительных сил науки и технологии Китая.

Для ускорения развития национальной инновационной системы мы должны трансформировать функции государства и систему управления наукой и технологиями, одновременно направив главные усилия на укрепление доминирующей роли предприятий в технологических инновациях, трансфер и внедрение научных достижений в промышленность. Следует стимулировать и поддерживать предприятия, обладающие большим инновационным потенциалом и конкурентоспособные в международном масштабе. Следует уважать право научных организаций, университетов и инновационных предприятий на самоуправление, а также создавать многочисленные и разнообразные формы объединения промышленных, академических и исследовательских организаций.

Для ускоренного создания национальной инновационной системы мы должны <...> сконцентрировать усилия на поддержке стратегических высокотехнологичных, фундаментальных исследований, научных и технологических инноваций, ориентированных на государственные интересы. Мы должны посвятить основные усилия укреплению развития системы научных исследований в области здравоохранения и предотвращения эпидемий, сделать приоритетной поддержку государственных исследовательских организаций в таких областях как сельское хозяйство, ресурсы, экология, социальные науки и наука для поддержки принятия политических решений. Необходимо также в первую очередь поддерживать стратегические высокие технологии военного и гражданского назначения, исследовательских институтов, связанных с обороной, университетов и комплексных национальных научных организаций, которые занимаются главным образом фундаментальными, стратегическими и перспективными научными и технологическими инновациями, создать ряд исследовательских институтов высокого уровня и помочь ряду ведущих университетов в достижении мировых стандартов. Следует развивать Национальный фонд естественных наук, обеспечить соответствующую долю финансирования фундаментальных исследований, ускорить создание базовой платформы для научных и технологических инноваций, приспособленных к нуждам общества в целом, избирательно создать ряд крупномасштабных научных установок.

Следует активизировать создание научных институтов современного образца с «ясно определенными обязанностями, открытых и организованных в соответствии с системой научных ценностей, обладающих стандартизованным управлением»; постепенно формировать правовую основу для управления научными организациями; поощрять крупные предприятия к созданию научных организаций; поддерживать деятельность реорганизованных прикладных научных институтов, направленную на предоставление технологий малым и средним предприятиям; активно использовать новые механизмы управления некоммерческими организациями; развивать частные организации, занимающиеся исследованиями и разработками, и промежуточные формы со смешанной собственностью; развивать венчурный капитал для создания высокотехнологичных предприятий и сформировать соответствующий механизм их закрытия.

Стабильное увеличение государственного финансирования науки и технологий подразумевает принятие мер содействия предприятиям и обществу в целом для постоянного роста их вложений в исследования и разработки. Доля инвестиций общества в исследования и разработки по отношению к ВВП должна возрасти с 1% в 2002 г. до 1,5% к 2005 г., 2% к 2010 г. и около 3% к 2020 г. В связи с ростом современных новых отраслей промышленности в Китае доля государственного финансирования в общей сумме инвестиций в исследования и разработки должна сократиться. Однако, поскольку Китай является крупной развивающейся страной, это соотношение следует поддерживать на соответствующем уровне и к 2010 г. оно должно составить не менее 50%.

стр. 12

в оглавление

Версия для печати  
(постоянный адрес статьи) 

http://www.sbras.ru/HBC/hbc.phtml?18+319+1