КИТАЙ НА ПУТИ В БУДУЩЕЕ
В распоряжении редакции оказался «Стратегический научный отчет АН
Китая за 2004 год», в котором содержится много любопытных
сведений. Предлагаем нашим читателям небольшие фрагменты Отчета.
Перевод с английского выполнен В. Тереховой.
Наука и технологии, без сомнения, будут играть все более
существенную стратегическую роль во всестороннем и
скооординированном социально-экономическом развитии Китая,
постоянном повышении качества жизни и культурного уровня, быстром
росте национальной мощи и международной конкурентоспособности
Китая. Необходимо пропагандировать инновации и разработки,
поддерживать науку и технологии и обеспечить им лидирующую роль в
будущем. Это позволит Китаю стать страной с мощным инновационным
потенциалом, способной внести весомый вклад в мировую науку;
страной, имеющей большой потенциал для независимого
инновационного развития и лидирующей на международной арене;
страной, где гармоничное развитие природы и человека содействуют
многогранному, согласованному и устойчивому социальному и
экономическому развитию; страной, народ которой использует
преимущества научных и технологических инноваций и верит в свои
творческие силы. <...>
Международная структура, предполагающая сосуществование одной
сверхдержавы и нескольких крупных государств, просуществует еще
долгое время, в то время как традиционная концепция национальной
безопасности сталкивается с новыми сложными проблемами. Опираясь
на абсолютное экономическое, научно-техническое и военное
превосходство, Соединенные Штаты Америки проводят политику
господства и монополизма в глобальных вопросах. В то же время в
международных отношениях возрастает значение региональных групп.
Усиление Китая приведет к изменению мировой политической и
экономической структуры, поэтому основные развитые страны всеми
средствами постараются задержать его развитие. Однако в
современном мире, главными проблемами которого являются
безопасность и развитие, Китай обладает одним из крупнейших в
мире непрерывно растущим объемом производства, огромной
территорией и громадным рынком. Ведущие развитые страны
постараются ограничить и сдержать рост Китая, создавая
препятствия развитию науки и технологии, а не путем использования
таких традиционных средств, как военная угроза и экономические
санкции. Война в Ираке показала, что сегодня война означает
противостояние в электронной и информационной сферах и базируется
на передовой науке и технологиях, причем в центре внимания
находится контроль над информацией, космосом и воздушным
пространством. Граница между военным и гражданским использованием
стирается, укрепление национальной обороноспособности стало
важным компонентом экономического и социального развития.
Прогресс науки и технологий стимулировал разработку новой
концепции национальной безопасности и ее расширение за счет
включения понятий информационной, экономической, ресурсной,
экологической безопасности и мер обеспечения безопасности
здоровья. <...>
Принимая вызов научной и технологической революции, чтобы
получить преимущество в международном соревновании, страны во
всем мире уделяют большое внимание развитию науки и технологий.
Они постепенно развивают научное и техническое прогнозирование и
регулируют свою стратегию и политику в научной и технологической
сфере. Соединенные Штаты стремятся сохранить лидирующее положение
в области науки и технологий, в то же время уделяя большое
внимание соперничеству с Европейским Союзом, Японией и другими
растущими промышленные державами. Европейский Союз принял решение
об увеличении вложений в исследования и разработки с 1,7% ВВП в
2001 г. до 3% в 2010 г., чтобы создать наиболее
конкурентоспособную экономику, основанную на знаниях. Япония
выполняет второй этап программы научно-технического развития,
государственные ассигнования на науку и технологии будут повышены
с 170 миллиардов американских долларов на первом этапе до 240
миллиардов на втором этапе, что сделает возможным создание и
эффективное использование знаний, а Японию конкурентоспособной
в международном масштабе и способной к устойчивому развитию.
Долгосрочная программа научно-технологического развития Южной
Кореи до 2025 г. предполагает, что страна станет
научно-исследовательским центром Азиатско-Тихоокеанского региона
к 2015 г. и к 2025 г. уровень ее конкурентоспособности в
некоторых областях науки и технологий должен достичь уровня стран
Большой семерки. <...>
Стратегические высокие технологии играют важную роль в ускорении
развития технологий и отраслей промышленности, они являются
воплощением научного и технологического инновационного потенциала
страны, командных высот научного, технологического,
экономического и военного соревнования в современном мире. Цель
развития стратегических высоких технологий в Китае объединить
силы для решения важнейших научных и технологических проблем в
целях всестороннего, скоординированного и устойчивого развития
экономики и общества с опорой на независимые инновации. К 2020 г.
Китай должен стать одним из мировых лидеров в области высоких
технологий.
В разработке ключевых технологий, способствующих развитию
информационного общества приоритет следует отдать развитию
следующего поколения сетевых технологий, технологиям
информационной безопасности, высокопроизводительным компьютерам,
программному обеспечению, передовым процессорным микросхемам,
передовым человеко-машинным интерфейсам и интеллектуальным
технологиям обработки информации, которые направлены на развитие
информационной инфраструктуры страны и ускорение экономического и
социального развития. Мы должны значительно повысить
международную конкурентоспособность информационной индустрии
Китая, гарантировать информационную безопасность страны и
превратить Китай в информационное общество.
В разработке новых высокотехнологичных материалов и передовых
производственных технологий приоритет следует отдать разработке
новых высокотехнологичных материалов, имеющих большое значение
для информатизации страны, повышения промышленной
конкурентоспособности и национальной безопасности, а также
развитию современных промышленных технологий с акцентом на
цифровые, интеллектуальные и экологически безопасные технологии,
в том числе технологии проектирования и интегрирования передовых
производственных систем, цифрового оборудования, передовые
робототехнические технологии, технологии создания новых
интегрированных автоматизированных систем и оборудования,
ключевые технологии микро/нано электромеханических систем,
обрабатывающие и производственные технологии высокой точности.
Необходимо способствовать превращению Китая из крупного
производителя в одну из ведущих стран мира в данной области.
В развитии современных сельскохозяйственных технологий при
ведущей роли биотехнологий необходимо всесторонне использовать
крупномасштабную высокоскоростную технологическую платформу для
секвенирования, активизировать изучение генома и функций генов,
отдать приоритет исследованиям структуры, функции, экспрессии и
метаболизма генов, отвечающих за рост, развитие, зимостойкость,
продуктивность и высокое качество, предоставлять генетические
ресурсы и генетическую информацию для селекции и разведения новых
видов, а также для молекулярного дизайна; содействовать созданию
трансгенных животных и растений и технологий клонирования;
совершенствовать основные характеристики сельскохозяйственных
продуктов и домашних животных; создавать новые виды
сельскохозяйственных продуктов и домашних животных (по аналогии с
«супер-рисом»); использовать технологии трансфера генов для
разработки целевых биологических реакторов; популяризировать и
развивать усовершенствованные породы путем клонирования;
способствовать реструктуризации сельскохозяйственной
промышленности и усилению позиции Китая в области
сельскохозяйственной науки и технологий.
В области ключевых технологий для совершенствования
энергетических структур, повышении коэффициента использования
энергии и обеспечения безопасности энергоснабжения Китая следует
разработать комбинированную технологию для тепло-, энерго- и
химических продуктов в области угледобычи и технологию
производства синтетического масла; повысить коэффициент
использования угля, экологическую безопасность и обеспечение
Китая горючим; развивать изучение биомассы и других
возобновляемых источников энергии, ускорить переход к
практическому использованию энергии водорода и топливных
элементов; проводить исследования по изучению механизма
формирования, технологий эксплуатации и экологического
воздействия природных газогидратов для создания теории и
технологии их изучения и эксплуатации; разрабатывать передовые
технологии ядерного деления, ядерной безопасности и переработки
ядерных отходов, стимулировать исследования в области
термоядерной энергии для удовлетворения энергетических
потребностей Китая в будущем.
Развитие космических технологий, имеющих большое значение для
национального экономического и социального развития. Здесь
следует прилагать активные усилия для создания космических
кораблей и источников энергии, технологий для микро-спутников,
технологий, связанных с особенностями космоса, технологий
космической связи и контроля; следует отдать приоритет созданию
космической интегрированной информационной сети; проводить
научные испытания в космосе и изучать космическое пространство.
Это позволит Китаю стать одной из лидирующих стран в области
науки о космосе и космических технологий, а также значительно
расширить свои возможности в области освоения космоса. <...>
Недостатки традиционного образования, формировавшегося на
протяжении тысяч лет в феодальном обществе в условиях
мелкособственнической сельскохозяйственной экономики, такие, как
слепая вера в авторитеты и подчинение старшим, консерватизм и
узость взглядов, почитание учености и презрение к коммерции,
приверженность традициям и игнорирование инноваций, преклонение
перед книжным познанием и пренебрежение практикой, а также слепая
вера в официальную систему рангов, где выдающийся ученик должен
был иметь официальный статус, несовместимы с развитием
современной науки, технологии и образованием. Но в области науки,
технологий и образования подобные недостатки все еще существуют в
различной степени, например, преувеличенная значимость
академического уровня и игнорирование вклада в научную и
технологическую экспертизу, традиция при распределении ресурсов
уделять внимание только инвестициям без учета научной отдачи, в
выборе научных тем ограничиваться подражанием, а не оригинальными
инновациями, взаимная лесть и самодовольство, чрезмерное
подчеркивание свободы и удобства академической среды и
пренебрежение конкуренцией в управлении научными исследованиями,
удовлетворенность низким уровнем жизни и отсутствие стремления к
карьерному росту. Консервативная идеология образования,
«разжевывание» материала в образовательных курсах, жесткая
система, ориентированная на экзамены, пренебрежение к развитию
инновационных возможностей серьезно ограничивают инновационную
сознательность китайского народа, препятствуют воспитанию
талантов в данной сфере и развитию инновационных способностей
нации. <...>
Необходимо поддерживать культурные инновации и реформировать
идеологию образования. Следует решительно перейти от подражания и
имитации к независимым инновациям, поддерживать уверенность в
возможности быстрого развития посредством инноваций, перейти от
образования, конечная цель которого сдача экзаменов, к
образованию, ориентированному на качество и способности, повысить
понимание необходимости инноваций и научно-технологических
достижений в стране, стимулировать способность к инновациям и
поддерживать дух инициативы.
Следует реформировать систему оценки научных и технологических
результатов, рассматривать научные инновации на фоне исследований
мирового уровня и с точки зрения их конкурентоспособности на
международном уровне, оценивать трансфер научных и
технологических результатов в соответствии с их вкладом в
экономическое и социальное развитие, сформулировать комплекс
новых представлений о ценностях науки и технологии.
Необходимо стимулировать инновации в управлении наукой и
технологиями, решительно перейти от модели исследований,
характеризующейся дублированием и децентрализацией на низших
уровнях, к междисциплинарному, межведомственному способу
проведения исследований, сменить закрытый трансфер в области
науки и технологий на трасфер, направленный на социализацию и
крупномасштабную индустриализацию, и создать новый единый
механизм конкурентного и согласованного развития.
Для создания собственной инновационной системы следует принимать
во внимание условия непрерывно совершенствующейся
социалистической рыночной экономики, с должным почтением
относиться к истории, ясно осознавать национальные условия и опыт
прошлого. Не следует слепо копировать и имитировать другие страны
или же использовать «шоковую терапию», которая ослабляет с трудом
созданную ценную научную и технологическую базу Нового Китая.
Фундаментальным критерием построения национальной инновационной
системы является степень ее полезности для развития
производительных сил науки и технологии Китая.
Для ускорения развития национальной инновационной системы мы
должны трансформировать функции государства и систему управления
наукой и технологиями, одновременно направив главные усилия на
укрепление доминирующей роли предприятий в технологических
инновациях, трансфер и внедрение научных достижений в
промышленность. Следует стимулировать и поддерживать предприятия,
обладающие большим инновационным потенциалом и
конкурентоспособные в международном масштабе. Следует уважать
право научных организаций, университетов и инновационных
предприятий на самоуправление, а также создавать многочисленные и
разнообразные формы объединения промышленных, академических и
исследовательских организаций.
Для ускоренного создания национальной инновационной системы мы
должны <...> сконцентрировать усилия на поддержке стратегических
высокотехнологичных, фундаментальных исследований, научных и
технологических инноваций, ориентированных на государственные
интересы. Мы должны посвятить основные усилия укреплению развития
системы научных исследований в области здравоохранения и
предотвращения эпидемий, сделать приоритетной поддержку
государственных исследовательских организаций в таких областях
как сельское хозяйство, ресурсы, экология, социальные науки и
наука для поддержки принятия политических решений. Необходимо
также в первую очередь поддерживать стратегические высокие
технологии военного и гражданского назначения, исследовательских
институтов, связанных с обороной, университетов и комплексных
национальных научных организаций, которые занимаются главным
образом фундаментальными, стратегическими и перспективными
научными и технологическими инновациями, создать ряд
исследовательских институтов высокого уровня и помочь ряду
ведущих университетов в достижении мировых стандартов. Следует
развивать Национальный фонд естественных наук, обеспечить
соответствующую долю финансирования фундаментальных исследований,
ускорить создание базовой платформы для научных и технологических
инноваций, приспособленных к нуждам общества в целом,
избирательно создать ряд крупномасштабных научных установок.
Следует активизировать создание научных институтов современного
образца с «ясно определенными обязанностями, открытых и
организованных в соответствии с системой научных ценностей,
обладающих стандартизованным управлением»; постепенно формировать
правовую основу для управления научными организациями; поощрять
крупные предприятия к созданию научных организаций; поддерживать
деятельность реорганизованных прикладных научных институтов,
направленную на предоставление технологий малым и средним
предприятиям; активно использовать новые механизмы управления
некоммерческими организациями; развивать частные организации,
занимающиеся исследованиями и разработками, и промежуточные формы
со смешанной собственностью; развивать венчурный капитал для
создания высокотехнологичных предприятий и сформировать
соответствующий механизм их закрытия.
Стабильное увеличение государственного финансирования науки и
технологий подразумевает принятие мер содействия предприятиям и
обществу в целом для постоянного роста их вложений в исследования
и разработки. Доля инвестиций общества в исследования и
разработки по отношению к ВВП должна возрасти с 1% в 2002 г. до
1,5% к 2005 г., 2% к 2010 г. и около 3% к 2020 г. В связи с
ростом современных новых отраслей промышленности в Китае доля
государственного финансирования в общей сумме инвестиций в
исследования и разработки должна сократиться. Однако, поскольку
Китай является крупной развивающейся страной, это соотношение
следует поддерживать на соответствующем уровне и к 2010 г. оно
должно составить не менее 50%.
стр. 12
|