Печатная версия
Архив / Поиск

Archives
Archives
Archiv

Редакция
и контакты

К 50-летию СО РАН
Фотогалерея
Приложения
Научные СМИ
Портал СО РАН

© «Наука в Сибири», 2024

Сайт разработан
Институтом вычислительных
технологий СО РАН

При перепечатке материалов
или использованиии
опубликованной
в «НВС» информации
ссылка на газету обязательна

Наука в Сибири Выходит с 4 июля 1961 г.
On-line версия: www.sbras.info | Архив c 1961 по текущий год (в формате pdf), упорядоченный по годам см. здесь
 
в оглавлениеN 33 (2519) 26 августа 2005 г.

ПРЕОБРАЗОВАНИЯ В ВЫСШЕМ ОБРАЗОВАНИИ

В сфере образования, как и в сфере науки, идут и готовятся масштабные преобразования, вызывающие в обществе горячие дискуссии. Эта тема буквально не сходит с газетных страниц, особенно в связи с предстоящим осенью рассмотрением ее в Госдуме. В настоящем обзоре — о некоторых проблемах в сфере высшего образования, которые наиболее активно обсуждались в прессе за последние два месяца.

Наталья Притвиц

Куда и как поступают

Иллюстрация

Результаты вступительных экзаменов в вузы прокомментировал руководитель Рособразования  Г. Балыхин: «Летом этого года в государственные и частные вузы России поступили 1,4 млн человек. Из них 590 тысяч приняты на бюджетные места и будут учиться бесплатно. Более 800 тысяч человек поступили на платной основе в государственные и негосударственные вузы. Повысился престиж инженерных факультетов, конкурс на них растет. Все более популярными становятся новые специальности: информационные системы и технологии, информационная безопасность, биобезопасность, робототехника, нанотехнологии. Всего за четыре года было открыто 25 новых перспективных специальностей. И конкурс на них очень высокий. Однако тот набор специальностей, который сейчас сложился, — их около шестисот — зачастую не отвечает запросам рынка труда. Одна из задач, которые мы ставим, — сокращение номенклатуры. Мы обязательно будем учитывать как заявки региональных властей, так и работодателей. Важно определить потребность в специалистах через пять лет.

К сожалению, стала непрестижной специальность педагога. В прошлом году педвузы не добрали порядка тысячи человек на бюджетные места, в этом году столько же. Парадокс в том, что у нас не хватает 40-50 тысяч учителей, а половина выпускников педвузов не идет работать по профессии. Конечно, главная причина — в низком социальном статусе учителя. Сейчас его средняя зарплата 3100 рублей. В некоторых регионах не выплачивают даже 25-процентную надбавку, которую никто не отменял. Просто ее выплата передана с федерального уровня на уровень субъектов РФ, а субъекты таким образом «экономят» (РГ 10.08).

Вступительные экзамены сопровождает все более изощренная война между экзаменующими и абитуриентами. С прошлого года молодежь начала повально использовать в качестве средств для подсказок мобильные телефоны. Руководство МГУ даже устанавливает на вступительных экзаменах так называемые джаммеры — глушители мобильной связи (в прошлом году оказалось, что им не хватало мощности). В ответ совершенствуются и операторы мобильной связи. Масса шпаргалок на сайтах в интернете.

Эта болезнь распространена не только у нас. Американцы пишут для учителей статьи, брошюры и книги с заголовками типа «Все возможные способы списывания и контрмеры, которые вы можете принять». А в университетах, чтобы снизить процент недобросовестных, преподаватели приводят на экзамен специально обученных надзирателей (РГ 5.07, Тр 9.07).

Еще одна новинка — на экзаменах иногда появляются «двойники» абитуриентов, сдающие предмет за хорошее денежное вознаграждение. При этом используются поддельные — иногда с ювелирной точностью — документы (НоГ 6.06, И 5.07, АиФ/О № 27).

Отдельная (и острейшая!) проблема — взятки и поборы при поступлении. Вот что говорит председатель общероссийского «Общества защиты прав потребителей образовательных услуг» А. Сидоренко. По оценкам экспертов, размах коррупции в образовании достигает 30 млрд рублей в год. И как с этим бороться, если почти 60 % родителей готовы дать взятку, лишь бы их чадо поступило в вуз… Кроме «чистых» взяток деньгами, существует и своего рода вымогательство — платные подготовительные курсы, которые «гарантируют поступление» (РГ 16.08).

Споры об ЕГЭ продолжаются

Единый госэкзамен является тестовой системой проверки знаний школьников, результаты которого учитываются при приеме в вузы, пока в порядке эксперимента. Но он все ширится, охватывая и новые регионы (в 2005 году — 78), и все больше школьных предметов, и все новые вузы и специальности, на которые происходит зачисление по результатам экзаменов в форме ЕГЭ. В этом году по результатам ЕГЭ зачислено 900 тыс. из 1,4 млн первокурсников. По словам руководителя Рособразования  Г. Балыхина, «главная задача и цель эксперимента благая — расширить доступность образования, уравнять права и возможности абитуриентов из разных концов страны при поступлении в вузы» (Т 30.07) — ведь ЕГЭ сдается письменно прямо на местах. Главное возражение: «ЕГЭ похоронит Эйнштейна или Капицу — не может абитуриент быть докой и в математике, и в истории, и в физике. МГУ и Санкт-Петербургский университет до сих пор категорически против этого нововведения» (АиФ № 12). Называют и другую причину: сейчас появилось множество репетиторов из числа самих же преподавателей вузов, они же принимают экзамен и заинтересованы в поступлении «своего» ученика. А результаты ЕГЭ трудно подтасовать (РГ 16.03).

Хотя и здесь уже вырабатываются свои уловки. В Минобрнауки поражены, например, результатами ЕГЭ этого года — так, в некоторых регионах высший балл по русскому языку набрали в 10 раз больше ребят, чем предполагалось. А математику, оказывается, лучше всего знают не в элитных школах Москвы и Петербурга, а в… Кушнаренковском районе Башкортостана. Представители Минобрнауки признаются, что «не могут обеспечить абсолютную информационную безопасность проведения ЕГЭ» — центр рассылает материалы ЕГЭ за десять дней до экзамена. Все во власти организаторов на местах (РГ 6.07, КП 12.08).

В Новосибирске, как пишут местные «Ведомости», «шествие ЕГЭ можно смело назвать триумфальным». В этом году сдался один из последних и самых ярых противников эксперимента — Новосибирский государственный университет. На большинство факультетов НГУ можно будет поступить теперь с сертификатами ЕГЭ. И хотя пятерка «тянет» в здешних стенах на 85-90 баллов в зависимости от специальности, пути назад для университета больше нет. В конце июня у большинства из 12 тысяч новосибирских выпускников уже были документы с результатами ЕГЭ. Однако, если верить статистике, число сторонников этого метода оценки знаний становится все меньше. Согласно социологическому исследованию, проведенному в первой декаде июня Всероссийским центром изучения общественного мнения, число россиян, «целиком положительно» оценивающих ЕГЭ, за последние полтора года сократилось с 23 до 11 процентов (МС № 28).

Недавняя информация от руководителя Рособразования  Г. Балыхина: «При приеме в вуз учитываются только результаты централизованного тестирования, ЕГЭ, участие в международных олимпиадах и победы на заключительных этапах Всероссийской олимпиады школьников. Будут ли на следующий год отменены льготы при поступлении для медалистов — трудно сказать. Были такие намерения. … Думаю, что правила приема будут меняться. Осенью Госдума рассмотрит пакет законопроектов об образовании. В том числе и законопроект о ЕГЭ, который сейчас обсуждает вузовская общественность. Кстати, законопроект предусматривает и традиционные формы приема в вузы, а также прием по результатам олимпиад и предметных конкурсов. Правда, называется закон „О Едином государственном экзамене“, но там как раз закладывается многообразие, вариативность форм итоговой аттестации выпускников 11-х классов и приема в вузы» (РГ 10.08).

После вуза — в армию

В июне во всех СМИ, как гром среди ясного неба, грянула весть о резком (почти на порядок) сокращении числа военных кафедр в вузах. Предположительно из 299 действующих ныне кафедр должно остаться 30 — 35. Кое-где даже опубликован планируемый «список Иванова» из 30 гражданских вузов, где кафедры останутся и продолжат готовить офицеров: в том числе 9 — в Москве, 5 — в Санкт-Петербурге, а на всю Сибирь — 3, в Томском государственном университете, Красноярском государственном техническом университете и Сибирской государственной автомобильно-дорожной академии, Омск (КП, Тр 26.07, СС 27.07, ВН 28.07). В Новосибирске — ни одного, хотя сейчас они есть в НГТУ, НГУ, НГМА, НГАУ, СГГА, СГУПС, СибГУТИ и НГАСУ (ВН 28.07, АиФ/О № 29).

По словам начальника Службы кадровой и воспитательной работы Министерства обороны РФ, генерала армии Н. Панкова, в настоящее время на 229 военных кафедрах обучаются более 170 тысяч студентов по 373 военно-учетным специальностям. Это больше, чем в СССР. По многим специальностям комплект офицеров запаса в десять раз превышает потребности Вооруженных сил. Это явное перепроизводство (ПГ 23.07). Однако публикация списка 30 вузов оказалась преждевременной. Как сообщают «Известия» (26.07), официальный список Минобороны появится осенью и будет утвержден постановлением Правительства, сейчас он готовится. По прогнозу Минобороны военные кафедры останутся в тех вузах, которые готовят специалистов узконаправленных инженерных специальностей (аналогов им нет в военной системе образования).

Основной причиной, заставившей военное ведомство пойти на этот шаг, является так называемая «проблема-2008». К этому году срок срочной службы было обещано снизить до года. Но и солдат-призывников тогда потребуется вдвое больше. Свой главный резерв военные увидели именно во вчерашних студентах. По окончании вуза они будут призываться на срочную службу солдатами на один год. Выпускники вузов, где кафедры останутся, пойдут служить офицерами по контракту, но не менее, чем на три года, а не на два, как сейчас. Зато им планируется в процессе учебы платить такую стипендию, как и курсантам военных училищ (она в несколько раз выше, чем студенческая). Минобороны собирается установить жесткое правило: отказываешься служить — заплати за обучение на военной кафедре и верни всю стипендию от военного ведомства (Т 26.07).

На вопрос ВЦИОМ «Как вы относитесь к предложению Минобороны закрыть большинство военных кафедр в вузах» 35 % опрошенных поддержали его, 39 — нет. Видимо, число недовольных может резко увеличиться, когда до всех дойдет главный смысл этого предложения — что все выпускники вузов, где нет военных кафедр, должны будут отслужить в армии год рядовыми. В феврале, во время поездки по Сибирскому военному округу министр обороны Сергей Иванов на вопросы журналистов ответил, что «тех, кто учится, никто призывать не собирается» (Т 2.07). Он говорил это и раньше, и журналисты ликовали: «Будущие менделеевы и пироговы могут вздохнуть облегченно: министр обороны еще раз подтвердил, что призывать студентов в армию никто не собирается» (РГ 15.04). Это было правдой, но одновременно и большим лукавством. Теперь становится ясно, что вуз уже не будет средством «откосить» от армии — в нее попадут все вчерашние студенты, только уже после вуза.

Минобороны обеспечит план призыва, а что получит от этого нововведения страна? Об этом в статье «Обрить яйцеголовых» гневно пишет обозреватель «Известий» С. Лесков, и с ним трудно не согласиться. «Непонятно, почему студентами командует Министерство обороны. Почему решение, которое затрагивает важнейшие для общества вопросы, принято втайне, без всякого обсуждения. Нет никаких экономических подсчетов, которые говорили бы, что повальная армейская служба выгодна для страны. Инициатива генералов может ударить по самой больной точке — армейский год приведет к деградации специалистов, к потере интереса к профессиям, полученным за немалые государственные и частные средства. Для России жизненно важная проблема — не заселить казармы, а повысить конкурентоспособность, перейти от сырьевой экономики, где берут не умением, а числом, к экономике знаний, встать на тот путь, которым следует развитый мир. И для обороноспособности самый лучший редут — сильная экономика и мощная наука. А вот опустившаяся экономика и слабая наука делают страну беззащитной» (И 7.07). С Лесковым солидарен депутат Мосгордумы  Е. Бунимович: «Инициатива Минобороны повлечет за собой гарантированное снижение профессионального уровня выпускников высшей школы, падение качества в науке, фундаментальных отраслях экономики, культуре. Общеизвестно, что многие студенты, отслужив в армии, уже не возвращаются в профессию, полученную во время учебы. Известно также, что в сфере науки, в творчестве можно сделать рывок именно в молодом возрасте. И потерять в этот стартовый период молодого специалиста — значит свести на нет его научный и творческий потенциал» (НоГ 6.07).


В этом обзоре не затронуты многие коренные проблемы реформы образования, главная из которых — расширение его платности, которое грозит стать инструментом социальной селекции, дискриминации в доступе к образованию. Об этом нужен особый разговор — видимо, осенью, когда Госдума и Правительство вновь вернутся к решительным реформам в образовании.

Сокращения: АиФ — «Аргументы и факты»; АиФ/О — «АиФ на Оби»; ВН — «Вечерний Новосибирск»; И — «Известия»; КП — «Комсомольская правда»; МС — «Молодость Сибири»; НоГ — «Новая газета»; ПГ — «Парламентская газета»; РГ — «Российская газета»; СС — «Советская Сибирь»; Т — «Труд»; Тр — «Трибуна».

стр. 6

в оглавление

Версия для печати  
(постоянный адрес статьи) 

http://www.sbras.ru/HBC/hbc.phtml?11+343+1