Печатная версия
Архив / Поиск

Archives
Archives
Archiv

Редакция
и контакты

К 50-летию СО РАН
Фотогалерея
Приложения
Научные СМИ
Портал СО РАН

© «Наука в Сибири», 2024

Сайт разработан
Институтом вычислительных
технологий СО РАН

При перепечатке материалов
или использованиии
опубликованной
в «НВС» информации
ссылка на газету обязательна

Наука в Сибири Выходит с 4 июля 1961 г.
On-line версия: www.sbras.info | Архив c 1961 по текущий год (в формате pdf), упорядоченный по годам см. здесь
 
в оглавлениеN 34 (2520) 2 сентября 2005 г.

ХРАМ «СОТВОРЕНИЯ МИРОЗДАНИЯ»

Три десятилетия ведут исследования археологи Новосибирска на миниатюрном пятачке земли — в живописном пограничье горной тайги и степей, прилегающих к заболоченной долине реки Белый Июс (север Хакасии, Кузнецкий Алатау). Из гиблых пойм ее четверть миллиарда лет назад вознеслись до самого Неба шесть фантастической красоты пирамидальных гор, именуемых в просторечии Сундуками. Человек с незапамятных времен оценил их сказочное величие. Подтверждают то многочисленные, часто поражающие необычностью памятники старины…

В. Ларичев, доктор исторических наук,
главный научный сотрудник
сектора теоретической археологии и информатики
Института археологии и этнографии СО РАН, Новосибирск

Все здесь за десятилетия многократно исхожено и просмотрено — шаг за шагом, километр за километром, вдоль и поперек, и потому, кажется, не отыскать около пламенно красноцветных песчаниковых гор нечто новое. Но, видимо, неисчерпаемы сокровища скальных Сундуков, ибо каждый очередной полевой сезон не обходится без сюрприза.

Подтвердило то и жаркое лето 2005 года. Но прежде о том, чем привлекательны Сундуки, чтобы можно было без сожалений посвятить им десятилетия жизни.

Звездная археология

Иллюстрация
«Первый Сундук» — Меру, «Мировая Гора» Сибири.

Наука о сибирских древностях неоднозначна. В ней за последние годы проходит становление новая отрасль, нацеленная на подтверждение давнего внимания первобытного человека к Небу и светилам, на отыскание сведений о бытии его в согласии с гармониями движения в космическом пространстве Луны и Солнца. Приверженцы такого направления исследований стремятся к познанию самого сложного в древних культурах — интеллектуальных, основанных на протонаучных знаниях, и духовных, определяемых ими же, сторон жизни предков. Здесь, на Сундуках, сибирская археология преображается из науки земной в науку возвышенную, небесную — в астроархеологию, призванную выявлять в памятниках древних культур «астрономические аспекты», намеки на то, значительнее чего в истории первобытности трудно вообразить — как предок воспринимал Мир, как структурировал его и объяснял происхождение. В итоге выяснилось, что по глубине астрономических познаний, совершенству систем счисления времени, остроумию мифологического осмысления Мира древние сибиряки ни в чем существенном не уступали тем натурфилософам, кто в античной Греции совершал первую в истории человечества «научную революцию».

«Первозданная Земля»

Иллюстрация
После трех тысячелетий забвения астроархеологи Новосибирска вошли в храм «Сотворения мироздания».

Сундуки, эти природные подобия египетских пирамид, воспринимаются при взгляде на них с хребтов Алатау первозданного обличья Землей, порожденной водами «Вселенского Океана». Если допустить, что древние владетели «заболоченной чаши» осмысливали среду своего обитания мифологически, то не отыскать в Сибири более подходящего пейзажа для подтверждения соответствия его местам начала становления Мира во времена оно.

Сакральную значимость всех этих мест севера Хакасии подтверждают многочисленные святилища на вершинах гор, которые обрамляют «Первозданную Землю» по всему периметру. Там, в наибольшей близости к Небу, за сложенными из плит валами и стенами, отделяющими мир обыденный от мира святого, жрецы возносили молитвы высшего ранга богам. А у подножия каждого из Сундуков разместилось множество могильных полей с частоколами памятных плит. В каменистые же обрывы самих Сундуков были встроены храмы и астрономические обсерватории, предназначенные для наблюдений за восходами и заходами светил. Вблизи их свершались культово-обрядовые действа в память предков, во благо живущим и во славу богов.

«Первозданная Земля» примечательна тем, что Создатель, согласно мифу о творении, воздвиг в центре ее гору, вершина которой достигала орбит Луны и Солнца. Первый Сундук, самый грандиозный из всех Сундуков «чаши», представляет почти идеальное отражение такой идеи.

«Мировая Гора»

Иллюстрация
Высшее божество.

Это чудо Природы впечатляет до нервной дрожи, вызывая в памяти описание горы Меру в священных книгах индоиранцев Ригведе и Авесте. Это на ее вершине стали после творения восседать боги, а у подножия появились первые люди, животные и растения. Это к ее вершине причалил ковчег, в котором спасалось все живое от потопа, насланного на Землю злым божеством. От нее расселились по всей Земле предки, разнося повсюду астрономические знания. Поразительно, но июсская Меру выглядит соответствующей главным канонам устроения «Мировой Горы» индоевропейцев, кочевых обитателей степей от Причерноморья до Енисея. С востока Первый Сундук смотрится конусовидной горой. Венчает ее кубовидной формы вершина, вознесенная на полукилометровую высоту над уровнем моря (да уж не окаменевший ли это ковчег времен потопа?!). Оттуда на десятки километров во все стороны просматривается линия дальнего горизонта — обстоятельство идеальное для проведения точных астрономических наблюдений.

С запада скалу подпирают, как и положено, четыре горы, имеющих вид скалистых гребней. Они ограничивают глубокие каньоны, по которым в древности стекали водные потоки, олицетворения первозданных рек — истоков всех рек земных и наполнители вод «Вселенского Океана». Подножие же горы и склоны ее опоясывает по периметру вал, сооруженный из плит. Он призван был отделить эту обитель высших богов, первых людей и жрецов от мира несовершенного, полного низменных страстей.

Иллюстрация
Человек, первый свидетель начала творения.

Меру описывается в мифе индоариев горой, вокруг которой вращаются все светила. В каньонах и на гребнях Первого Сундука размещается множество храмов, астросвятилищ и астроплощадок, которые предназначались для наблюдения восходов и заходов Луны и Солнца и явления весной, в равноденствие, ярчайшей звезды северной сферы Неба — Арктура, по мировоззренческой значимости равного Сириусу, каким он воспринимался жрецами культур Ближнего Востока и долины Нила. Если в течение года переходить по валу в соответствующем порядке от одного обозначенного плитами места наблюдения к другому, то можно «заставить» вращаться светила вокруг Первого Сундука, тем самым подтверждая законность восприятия его в качестве Меру — Мировой Горы.

И, наконец, можно доказать, что Первый Сундук по высоте своей достигает орбит Луны и Солнца. В пределах его и на горах Июсской котловины удалось обнаружить астрономические площадки, с которых можно в определенные дни наблюдать зрелище фантастической красоты — полная Луна зимней ночью, а Солнце в последнюю декаду июньских дней выплывают в Небо прямо из «ковчега» — кубовидной вершины горы. Согласитесь, такое может происходить лишь в случае, если «ковчег» касается орбиты самых великих светил!

«Начало Начал»

Иллюстрация
«Мировое Яйцо».

Среди всего открытого на берегах Июса не доставало до недавнего времени памятника, который позволил бы прояснить загадочные обстоятельства появления на свет самой Мировой Горы — «Столпа» и «Оси» Мироздания. Известно, что событие это увязывалось в космической мифологии индоевропейцев с появлением в Хаосе громадного яйца, снесенного божественной птицей. Оно заключало в себе упорядоченные структуры готовой появиться в мире божием Вселенной — Небо (скорлупа), круговые воды Мирового Океана (белок) и Земля, сферический желток в центре яйца, воплощение той сaмой Мировой Горы, столь эффектно представленное Первым Сундуком.

Сюрпризом экспедиции 2005 года стало событие вдохновляющее — открытие храма «Сотворения Мироздания» там, откуда как на ладони просматривается Первый Сундук. На одной из двух плоскостей его, сплошь покрытых многофигурными композициями из разного вида зооморфных и антропоморфных изображений, была запечатлена уникальная для наскального искусства Сибири, библейского величия картина. В центре ее размещена главная компонента сюжета, повествующего о сотворении Вселенной — овальное, вертикально поставленное яйцо. Внутри его вписаны правильный круг вод Океана и сфера Земли, а в непосредственном соседстве с ним разместились 7 фигур первозданных богов. Тут же выбиты рисунки хищного орла с головами быков у концов широко расставленных крыльев, человека с поднятыми к Небу руками, высшего божества и 13 округлых символов светил, позволяющих считывать время по Луне и Солнцу в течение года и 3-х лет. Плоскости храма доселе сохраняет от непогоды потолок — массивная песчаниковая плита, а у основания его лежат многотонные блоки, воплощенные в камне круглое плоское Солнце и такая же плоская, серповидных очертаний Луна. Восходы их, соответственно зимой и летом, наблюдались от храма над вершиной Первого Сундука, высота которого точно соответствовала высоте дальнего горизонта. Значит, он и при взгляде от нового храма опять-таки достигал высоты орбит обоих светил, в очередной раз подтверждая свой статус Мировой Горы…

Египетские пирамиды всегда были для людей синонимом великих достижений предков в становлении протонаук и духовных канонов. Сибирские Сундуки, сотворенные Природой и чрезвычайно остроумно, без особо тяжких усилий обустроенные древними людьми, заслуживают не меньшего почитания. Такое утверждение справедливо, помимо прочего, и потому, что, как выяснилось, первобытный человек севера Азии начал оценивать их «небесный аспект» задолго до появления на берегах Нила рукотворных феноменов — во мраке полутора десятков тысячелетий древнекаменного века, когда в котловине «Первозданной Земли» Июса бродили мамонты и шерстистые носороги.

Фото С. Паршикова.

стр. 7

в оглавление

Версия для печати  
(постоянный адрес статьи) 

http://www.sbras.ru/HBC/hbc.phtml?8+344+1