Печатная версия
Архив / Поиск

Archives
Archives
Archiv

Редакция
и контакты

К 50-летию СО РАН
Фотогалерея
Приложения
Научные СМИ
Портал СО РАН

© «Наука в Сибири», 2021

Сайт разработан
Институтом вычислительных
технологий СО РАН

При перепечатке материалов
или использованиии
опубликованной
в «НВС» информации
ссылка на газету обязательна

Наука в Сибири Выходит с 4 июля 1961 г.
On-line версия: www.sbras.info | Архив c 1961 по текущий год (в формате pdf), упорядоченный по годам см. здесь
 
в оглавлениеN 35 (2521) 9 сентября 2005 г.

ЗАБОТЫ ШКОЛЫ СЕГОДНЯ И ЗАВТРА

1 сентября начался новый учебный год, он принес и детям, и взрослым много нового — и радости, и сложные проблемы. Наш обзор — о публикациях на эту тему.

Наталья Притвиц

Письма Президенту РФ 
по проблемам образования

18 августа на официальном сайте «Президент России» Управление Президента по работе с обращениями граждан разместило краткий обзор. Далее — выдержки из этого материала с некоторыми комментариями, почерпнутыми из СМИ.

…За январь-июль 2005 г. получено свыше 58 тысяч писем по проблемам образования. По общему объему почта этой тематики вышла на первое место. В почте настоятельно подчеркивается: «Реформирование образования принесет зримые плоды только тогда, когда новаторство будет полнее сочетаться с отечественным опытом и традициями, когда для решения накопившихся проблем будут созданы эффективные механизмы взаимодействия общества и власти» (профессор МИФИ  В. Масленников).

Иллюстрация

…Ряд факторов вызывает у заявителей серьезную озабоченность. Высказывается опасение, что передача в соответствии с законодательством большинства учреждений образования на попечение региональных властей и муниципалитетов может негативно сказаться на их материальной базе. Она и сейчас не в лучшем состоянии. По данным Минобрнауки России, капитального ремонта требует треть школ. Почта свидетельствует, что в них не хватает наглядных пособий, лабораторного оборудования, порой даже отсутствует канализация, водопровод. Передача с федерального на региональный бюджет учреждений начального и среднего профобразования, 35 процентов оборудования которых, согласно статистике, старше десяти лет, по мнению авторов, только усугубит ситуацию по причине отсутствия средств на местах.

Комментарии из СМИ. Первый: по мнению А. Фурсенко, в этом году школы лучше подготовлены к приему учащихся, чем в прошлом (РГ 30.08). Второй: Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека «забраковала» 60 (!) процентов средних учебных заведений — из-за нарушений требований санитарного законодательства (ПГ 30.08).

…Выполнение Постановления Правительства РФ «О реструктуризации сети общеобразовательных учреждений, расположенных в сельской местности» привело к тому, что, по данным Минобрнауки, за четыре последних года закрыто более 3,5 тысячи сельских школ. Между тем, как сообщается, интернаты далеко не везде должным образом оборудованы, не хватает школьных автобусов. По этой причине десятки тысяч детей школьного возраста не посещают занятия.

Комментарий из СМИ (не только по сельским школам). По результатам проверок Рособрнадзора выяснилось, что около 200 тысяч детей школьного возраста вообще не посещают школу. Но проблема еще и в том, что достоверного общероссийского мониторинга ситуации не ведется, поэтому и цифры, которыми оперируют чиновники, сильно отличаются. Например, по данным заместителя председателя Комитета Госдумы по природным ресурсам и природопользованию В. Кашина, количество детей, не посещающих школу, достигает 5 млн, а в Генпрокуратуре называют цифру 4 млн (ПГ 25.08).

Уполномоченный по правам ребенка города Москвы  А. Головань: «Сейчас закон об общем образовании гарантирует лишь право каждого получить среднее образование. Получается, ребенок сам может выбирать: учиться в школе или нет. А образование должно быть обязательным, полным и всеобщим, как правильно заявил на днях президент В. Путин на выпускном школьном балу в Кремле. Это очень важно. У детей, посещающих школу, гораздо меньше шансов попасть в криминальную среду, примкнуть к экстремистским молодежным группировкам. Но не менее важно решить вопрос о том, кто будет контролировать исполнение этого закона. И пока это так, число недорослей, не умеющих ни читать, ни писать, будет только прибавляться (Т 24.06).

…Роль учителя явно недооценивается, подчеркивается в почте. Средняя зарплата педагога и два раза ниже средней зарплаты по стране. В ряде регионов ее выдают несвоевременно

Комментарии из СМИ. «Зарплата российских учителей — это наш национальный позор», заявил министр образования и науки А. Фурсенко на краевом совещании в Хабаровске (ПГ 26.08). А выступая в Ярославле, он подчеркнул, что надо искать другие (кроме повышения зарплаты бюджетникам) резервы для повышения оплаты труда педагогов. В частности, одним из резервов для этого могут стать деньги, которые приходят в школу от родителей и спонсоров (НГ 22.08).

Правительство выполнило свое обещание: с 1 сентября зарплаты бюджетников выросли на 11 процентов. Если учесть, что в январе уже было 20-процентное повышение, в этом году заработки педагогов, медиков и других представителей бюджетной сферы увеличились в целом на 33 процента. По данным исследований, проведенных Высшей школой экономики, средняя учительская зарплата в Москве сейчас составляет 9300 рублей, в регионах — 3900 рублей, в малокомплектных сельских школах — 3700 рублей. Многие городские учителя, недовольные малыми доходами, подрабатывают дополнительными занятиями с учениками, репетиторством. Среднестатистический преподаватель ПТУ в столице получает 9700 рублей, в регионах — 3800, преподаватель техникума соответственно — 6800 и 4800 рублей (НГ 31.08, Т 2.09).

Физическое и душевное здоровье школьников

V съезд работников образования Новосибирской области был посвящен проблеме сохранения здоровья детей и молодежи в системе образования. «Мы должны признать, что ситуация со здоровьем наших детей крайне неблагополучная, — сказал руководитель департамента образования области В. Иванов. — По имеющимся данным, за годы обучения в школе в пять раз возрастает число детей с нарушениями зрения и осанки, в три раза — с заболеваниями органов пищеварения, в четыре — с нарушениями психического здоровья. В школу приходит около 20 процентов детей с нарушениями психического здоровья пограничного характера, к концу первого класса их оказывается 60-70 процентов. В первом классе нездоровыми считаются 19 процентов детей, в одиннадцатом — уже 80…». Как особую проблему докладчик выделил те перегрузки, которые получает ребенок, просиживая за компьютером, тратя и время, и здоровье на часто бессмысленные и даже вредные компьютерные игры. Это проблема, которая должна решаться педагогами и родителями совместно, так как в данной ситуации средствами компьютерных технологий «выкачивается» не только физическое, но и нравственное здоровье ребенка (СС 27.06).

Все чаще подростки становятся рабами игровых автоматов. Игромания (по научному — геймблинг) — новая чума наступившего века (Тр 26.08). Педагоги и медики в тревоге, а новосибирская «Молодежка» публикует «Страницу для поклонников новых технологий», где завлекательно пропагандирует новые компьютерные игры (МС № 35). На интернет-игры «подсели» подростки во всем мире. Китайцы придумали метод борьбы — через три часа пребывания на игровом сайте Интернета игрока начинают «штрафовать», уменьшая его очки. У нас это не получится — подростки чаще играют не на официальных игровых площадках, а в самодельных игровых сетях, за которыми не уследишь (КП 27.08). Остро стоит проблема — как оградить наше молодое поколение от порносайтов (Т 27.08), от беспредела на телевидении (Т 3.09).

Шокирующие данные обнародовал профессор В. Базарный из Подмосковья. По его мнению, однообразное, принудительное сидение за неудобной партой в течение многих лет, опосредованное изучение мира, через буквы и картинки, авторитарные отношения «учитель — ученик» и жестко регламентированное дисциплиной поведение в стенах школы в конце концов приводят к многочисленным и практически тотальным нарушениям душевного и физического здоровья детей. Самые безобидные из них — устойчивая потеря интереса к такого рода «учебе» и банальный подростковый цинизм. В своих же крайних проявлениях подобное хроническое накопление стресса приводит к широкому кругу проблем — от растущего числа разнообразных болезней у детей и подростков до всевозможных форм девиантного поведения, включая детские и подростковые суициды, наркоманию, алкоголизм и преступность (ДВ 30.08).

Писатель  Э. Радзинский видит огромные трудности духовного формирования молодежи не в недостатках современных методов обучения, а в той среде, в которой она существует. «Наши учителя должны воспитывать поколение на фоне беспощадной, подчас попросту стыдной, несправедливой современной нашей жизни. Должны помочь сохранить в юных душах высокое, не дать им пасть, прийти в отчаяние, не соблазниться, как говорил русский писатель, «материальными похотями» (АиФ № 35).

Каким будет школьный учебник

5 мая в РГ был опубликован приказ Министерства образования и науки РФ «Об экспертизе учебников». Как сказано в документе, задача экспертизы — «оценка соответствия содержания учебников современным научным представлениям», а также «возрастным и психологическим особенностям» детей. РАН проводит экспертизу научного содержания учебника, РАО — его педагогической составляющей. А центральный орган (Федеральный совет по учебникам Минобрнауки) суммирует обе эти экспертизы и дает свое заключение. Присваивать и подтверждать грифы «допущено» и «рекомендовано» будет Департамент государственной политики в образовании Минобрнауки. (Вспоминаются «семь нянек», у которых «дитя без глаза»).

В июне на Федеральном совете по учебникам вице-президент РАН академик В. Козлов и президент РАО академик Н. Никандров доложили о первых результатах экспертизы школьных учебников. РАН забраковала 10 учебников из четырнадцати (по истории, обществоведению, математике, химии, литературе). В. Козлов: «Нас поразило обилие ошибок в учебнике по геометрии. Я не могу себе представить, что в старых учебниках Рыбкина по алгебре или Киселева по геометрии была бы хотя бы одна опечатка, не то что ошибка. А тут — сплошь и рядом. Качество учебников пало очень низко» (РГ 16 и 21.06). Эксперты РАО оказались менее суровы: они поставили барьер четверти из 109 книг, которые поступили к ним на данный момент. Такое количество брака особенно удручает, когда узнаешь, что более 19 млн. долларов потрачено за последние 10 лет на развитие учебного книгоиздания в России. Эти деньги, взятые в долг у Всемирного банка, в основном ушли на организацию общенационального конкурса авторов и издательств, в рамках которого было разработано 462 учебника (КП 10.02). А долг-то ведь придется возвращать, да с процентами…

Отдельная «песня» — учебники по истории. Из тех книг по истории России, с которыми академики уже ознакомились (а это были уже неоднократно переиздававшиеся учебники), ни одна их не удовлетворила. За пятнадцать-двадцать лет многие вещи были переоценены, поменяли «плюс» на «минус». Рецензенты предложили авторам уйти от устаревших штампов (РГ 16.06). Учебник должен объективно и непредвзято показать учащимся как положительные, так и отрицательные стороны исторического процесса, — считает академик А. Чубарьян, директор Института всеобщей истории РАН. Между тем история всегда ангажирована. Степан Разин и Емельян Пугачев при царях подавались как бунтовщики-разбойники, враги престола и церкви. При большевиках — как борцы за справедливость. Древнерусские летописи начиная со времен Мономаха многократно переписывались в угоду каждому новому правителю. «Повесть временных лет» цари переписывали восемь раз. В советские времена героизировались те, кто воевал против самодержавия, новейшая история стала историей диссидентства, восстаний и бунтов против советской власти.

Мнение  А. Артюхова, заместителя председателя Комитета Совета Федерации по науке, культуре, образованию: «Должен ли учебник учить думать? В первую очередь он должен воспитывать, должен быть патриотичным. Этот подход является общим для всех стран. Ни одно государство ни в одном учебнике по истории не хочет показать своим детям, что они живут в неполноценном обществе. Упор делается на славные стороны истории, на победы, на удачные реформы — это нормальная практика» (ПГ 9.06).

Интересный зарубежный опыт: первый совместный китайско-корейско-японский учебник современной истории стал в этих странах бестселлером. Над учебником более трех лет работали 53 историка из трех стран. Когда эксперты двух стран не могли найти взаимопонимания по одному из вопросов, представители третьей страны выступали в качестве посредников. Однако некоторые историки сомневаются в объективности совместного проекта. По их мнению, это вовсе не «самый правдивый учебник», а скорее своего рода историографический материал о компромиссах (РГ 16.08, ПГ 25.08).

Известный математик академик С. Никольский (между прочим, педагогический стаж — свыше 75 лет!) считает совершенно недопустимым сокращение обязательных часов по математике, особенно в младших классах. Он считает, что повысить или понизить математическое (логическое) мышление масс — это уже вопрос социальный (Пр 1.09).

Педагоги недовольны новыми программами и учебниками по русской литературе. Так, если раньше в 9-м классе на изучение творчества Пушкина отводилось 20 часов, сейчас — 4-5. А что пятиклассники поймут из Бальмонта, Ахматовой, Булгакова? (Т 16.03).

Давно обсуждаемый вопрос — преподавание в школе истории религий. На «правительственном часе» в Госдуме министр образования и науки А. Фурсенко сообщил, что ученые под руководством директора Института всеобщей истории РАН академика А. Чубарьяна закончили подготовку учебника по истории мировых религий. Естественно, что при подготовке этого учебника учитывались мнения, позиции всех конфессий, представленных в России (ПГ 7.07).

Любопытно, что на следующий день РГ дала информацию о том, что издательство «Флинта» выпустило учебное пособие А. Горелова «История мировых религий», в котором рассматриваются история происхождения религии как отрасли культуры и основные мировые религии — буддизм, христианство и ислам.

Воспитывают не только учебники. Новинка издателей — иллюстрированные обложки школьных дневников и тетрадей. В Республике Тыва на черных и красных обложках тетрадей красуется череп с надписью «memento mori» («помни о смерти»), в Брянске — символы СССР и портреты Ленина (КП 30.08). В Калининском районе Новосибирска в дневниках — даты отечественной истории, снимки разных уголков района, напутствия его руководителей (СС, ЧС 31.08). А на школьной ярмарке у ДК им. Чкалова продают тетради с обложкой типа «подсматривающий мужчина». Через прорезанное окошко проглядывает обнаженная дамская грудь. Перевернешь страничку — а там нарисовано, оказывается, коровье вымя (КП 31.08)…

Пока ломают копья издатели и эксперты, учебников катастрофически не хватает. Так, только каждый пятнадцатый новосибирский школьник может бесплатно получить учебник в библиотеке. Остальным приходится приобретать их за свой счет. Причем довольно дорого. Например, стоимость букваря для первоклассника доходит до 300 рублей. Официально утвержденный федеральный перечень учебной литературы включает в себя более двух тысяч наименований учебников. Выбор новосибирских школ пал на 175 наименований — 35 тысяч экземпляров. Все они печатались в этом году в Москве. При этом часть выделенных из бюджета средств ушла на транспортные расходы — несколько сот тысяч рублей. Этого можно было бы избежать, если бы заказ попал в местную типографию. Но книжный бизнес строго оберегает свои границы. По прогнозам специалистов, цена учебной литературы будет продолжать расти (АиФ/О № 34). Хотя все же каждый десятый школьный учебник — фальшивка (РГ 12.04, 23.08). Сообразительные старшеклассники Новосибирска сами организовали торговлю подержанными учебниками (АиФ/О № 34). Самодеятельную ярмарку разгоняла милиция (неужели из-за конкуренции с книжными палатками?) (ВН 25.08).

Что будет новенького?

Если совсем кратко, то — масса нововведений и экспериментов. Представители Министерства образования и науки России объявили, что с 2007/08 учебного года школы перейдут на профильное обучение. Такое решение принято по итогам трехлетнего эксперимента в 10-х и 11-х классах, в котором участвовали 266 школ из 10 регионов. Смысл новой системы состоит в том, чтобы снизить учебную нагрузку и дать подросткам возможность более эффективно готовиться к поступлению в вуз. Часть предметов — русский язык, литература, история, иностранный язык, математика, обществоведение, естествознание, физическая культура — останутся обязательными. Относительно прочих дисциплин школьник сам будет решать, какие изучать углубленно, а какие — поверхностно. Тем, кто не хочет выбирать, оставят привычную систему обучения — «универсальный профиль» (ПГ 31.08).

Так, в новом учебном году в школах Новосибирска будут открыты 136 классов различных профилей: социально-экономического, физико-математического, гуманитарного и информационно-технологического (НН 1.09). Разработчики новой программы не исключают, что некоторые занятия в профильных классах будут платными.

Если введение профильного обучения представляется естественным (такой опыт существовал еще с советских времен), то введение так называемого «предшкольного» образования вызывает много вопросов у педагогов, медиков и родителей. Замысел Минобрнауки — ввести так называемый «нулевой класс», готовящий ребят с 5-6 лет, чтобы потом все первоклашки оказались в равных условиях. Оппоненты этой идеи считают, что здесь нужны особые педагоги, знающие психофизиологические особенности работы с детьми этого возраста — а воспитатели детских садов и учителя начальных классов пока к этому не готовы. Не ясны, кроме того, условия для финансирования «предшколы» и где взять помещения для таких занятий (РГ 19.08).

В Москве планируют с этого года ввести «шестилетку» — это когда сама система начальной школы растянется с 4 до 6 лет (ребята будут заниматься в своем классе, учителя-предметники будут сами к ним приходить, с ними остается все это время их «классная мама»), КП 27.08, Пр 3.09.

Много пишется о защите школ от пожаров и терроризма. Сообщается, что уже более 60 % школ страны оборудованы «тревожной кнопкой». Министр  А. Фурсенко назвал эффективной мерой введение новой должности — школьного участкового, как в Хабаровском и Краснодарском краях. Зам. министра внутренних дел А. Чекалин считает, что каждая школа должна заключить договор с частными охранными предприятиями (РГ 30.08). Но пока, например, ни одна из 460 школ Чечни охраняться милицией не будет — на это нет денег (Тр 2.09).

Возможны протестные акции

Еще весной нынешнего года работники образования на V-м съезде своего профсоюза направили президенту страны В. Путину обращение, в котором не только потребовали от правительства увеличения заработной платы, но и выразили недовольство политикой, проводимой в области образования. Обращение не получило тогда должного резонанса в обществе и в СМИ. И профсоюз учителей решил продолжить собирать подписи учителей, озабоченных своим положением и ходом реформ в стране. Как заявил бывший зам. министра образования, академик РАО  Э. Днепров, недовольство учителей продолжает расти и готово вылиться во Всероссийскую акцию протеста уже осенью этого года. По некоторым сведениям, как один из вариантов «спасения» ситуации, оппоненты министра Фурсенко предлагают президенту страны рассмотреть вопрос о разделении Министерства образования и науки на два самостоятельных министерства.

Принципиальные вопросы модернизации отечественного образования станут предметом обсуждения 22 сентября на заседании правительства РФ (НГ 31.08).

Сокращения: АиФ — «Аргументы и факты»; АиФ/О — «АиФ на Оби»; ВН — «Вечерний Новосибирск»; ДВ — «Деловой вторник»; И — «Известия»; КП — «Комсомольская правда»; МС — «Молодость Сибири»; НГ — «Независимая газета»; НН — «Новости в Новосибирске»; ПГ — «Парламентская газета»; Пр — «Правда»; РГ — «Российская газета»; СС — «Советская Сибирь»; Т — «Труд»; Тр — «Трибуна»; ЧС — «Честное слово».

стр. 6

в оглавление

Версия для печати  
(постоянный адрес статьи) 

http://www.sbras.ru/HBC/hbc.phtml?13+345+1