Печатная версия
Архив / Поиск

Archives
Archives
Archiv

Редакция
и контакты

К 50-летию СО РАН
Фотогалерея
Приложения
Научные СМИ
Портал СО РАН

© «Наука в Сибири», 2024

Сайт разработан
Институтом вычислительных
технологий СО РАН

При перепечатке материалов
или использованиии
опубликованной
в «НВС» информации
ссылка на газету обязательна

Наука в Сибири Выходит с 4 июля 1961 г.
On-line версия: www.sbras.info | Архив c 1961 по текущий год (в формате pdf), упорядоченный по годам см. здесь
 
в оглавлениеN 35 (2521) 9 сентября 2005 г.

ЗДРАВСТВУЙ, МАНА! Я ВЕРНУЛСЯ...

Не знаю, почему меня через много-много лет снова тянет туда, где уже бывал когда-то. Ведь не раз удостоверился, что лучше не становится. Все меньше в тайге дичи, а в реках рыбы. Постоянные жители таежных мест уходят, но количество проходящего народа сильно увеличилось. Вертолет, вездеход, резиновые надувные плоты, лодки, катамараны облегчили доступ в сибирскую глубинку. Отсутствие постоянного заработка и возможность хапнуть у тайги — тоже одна из причин, из-за чего люди прут в тайгу. Река Мана, поселки Выезжий Лог, Ангул — эти названия дразнят и манят. Вот и название у реки соответствующее — Мана.

Эдуард Неханевич, к.т.н., ИЯФ СО РАН


35 лет назад в таежном поселке Выезжий Лог и его окрестностях проходили съемки фильма «Хозяин тайги». …Ясным августовским днем 1967 года вышли на берег своенравной речки Маны два человека. Умылись прохладной водицей, присели и начали неторопливый разговор. На берегу сибирской речки беседовали перед очередным съемочным днем фильма «Хозяин тайги» актеры московского театра на Таганке Владимир Высоцкий и Валерий Золотухин. Много воды утекло с тех пор в Мане-реке. Некоторых участников тех съемок нет уже и в живых, но жив сам фильм. Высоцкий, Золотухин, Лионелла Пырьева, Михаил Кокшенов — это актеры, которых знают и любят все зрители. Но знали земляки и местных «актеров». Например, Геннадия Ивановича Логинова, недавно ушедшего от нас, Марию Иосифовну Короткевич. А вот магазина, из которого прибрал пушнину герой Высоцкого Иван Рябой, уже нет, разобрали его, и теперь на том месте пустырь. Зато по-прежнему стоит здание конторы, возле него шли съемки эпизода, в котором снималось немало жителей Выезжего Лога… Здесь была задействована вместе с другими бабушка Короткевич. У нее на квартире жил режиссер фильма Владимир Назаров с семьей.

Сергей Кузичкин,
газета «Красноярский рабочий»,
25 января 2003 г.


Иллюстрация

В августе 1967-го года я побывал впервые на Мане, но о съемках фильма ничего не знал. Потом бывал на Мане в 1968-м, 1971-м и 1972-м годах. Т.е. последний раз посетил это красивейшее и дождливейшее место 33 года тому назад. Особенно запомнилось, что за четыре года (точнее, за летние дни, которые провел в те годы на Мане) не было ни одного полностью солнечного дня. Соответственно, комары и гнус, которые заставляют любить жизнь в городе хотя бы за их отсутствие.

В час ночи мы с Борисом Шуваловым (коллегой по работе и постоянным таежным спутником) вышли на станции Мана и окунулись в густой туман, как я Борису и обещал, помня прежние посещения этих мест. Дождались в пустом зале ожидания утра и отправились через поселок Хабайдак в Ангул — село, расположенное на берегу Маны. В первый же день сделали лишний крюк (не помогла и карта-двухкилометровка, скачанная из интернета). За прошедшее 30-летие ангульские поля заросли березняком — отсутствие прямой видимости и проложенные вездеходами колеи, кончающиеся, как правило, тупиком, превратили прямой ранее путь в лабиринт, из которого еле выбрались к вечеру и остановились на берегу Маны выше села Ангул. Собственно, вместо села — огромное поле, заросшее кое-где крапивой, и одинокая могильная оградка на краю. Время… Одно порадовало — весь день светило солнце и не было ни комаров, ни гнуса. Да и со стоянкой не было проблем — капитальная, с кострищем, обложенным камнями, и напиленными кедровыми кругляками: каков стол, таков и стул. Там же к нам примкнул неизвестной породы пес, видимо, очень голодный, но принципиальный — молочную кашу, которую мы традиционно готовили по утрам, он категорически отказывался есть, предпочитая вечернюю трапезу — кулеш с банкой тушенки на троих.

Иллюстрация Иллюстрация
А в тайге по утрам туман… Дозорный, один из таёжных «замков»

Иллюстрация

Следующий день — переход к порогам. Это одно из красивейших мест, мне знакомых. Бурная река, каменистые берега, курумники — каменные реки по склонам гор и каменные истуканы — безмолвные стражи тайги. Огорчило, что из двух избушек на порогах не осталось ни одной, а перед порогом стояло аж 5 лодок с моторами.

Встречи с интересными людьми как-то не входили в наши планы. Поэтому решили уйти подальше, к ручью Соболиному: дальше в лес — меньше конкурентов. Однако в этом не повезло. Сначала встретили толпу туристов из Красноярска. Забросились вертолетом в верховья, спускаются на резиновых лодках и катамаранах. Потом (уже на стоянке) подошла ватага рыбаков на 4-х резиновых лодках. Их забросили в верховья вездеходом, и они остановились ниже по реке (в километре от нас), в избушке. Мы установили палатку на возвышении, немного выше устья ручья. Там, где река, делая красивый поворот, образует большую заводь ниже переката. На нашу неудачу — это оказалось самое рыбное место. Все четыре дня, пока мы там стояли, рыбаки мозолили нам глаза, сменяя друг друга на перекате, а по вечерам чистили рыбу, бросая кишки прямо на берегу. Хорошо, что наш пес, выполняя функции санитара, старательно уничтожал эти отходы.

Иллюстрация Иллюстрация
Утро, паутинно-туманное Браконьер в интерьере, текущий ремонт

Сами мы практически не рыбачили. Во-первых, рыбацкая этика не позволяет выходить на занятый другим перекат. Во-вторых, крупного хариуса не было совсем. Ловилась такая мелочь, которую просто неприлично было брать. А в-третьих, наши снасти — мошка (обманка) и блесна-вертушка, оказались местному хариусу не по зубам.

Оказывается, все давно перешли на снасть китайского производства: спиннинг, поплавок, грузило и два-три крючка-мормышки. Короче, рыбацкий азарт не проснулся, и, успокоив себя, подобно лисе из известной басни, тем, что хариус мелковат для нас, мы просто отдыхали, бродили по живописным окрестностям и загорали. Благо, стояла солнечная погода, а комары, вероятно, предпочитали питаться рыбаками — те постоянно были в накомарниках.

На обратном пути решили остановиться в новой избушке. И надо же, чтобы единственный дождь, прошедший за те 8 дней, что мы в тайге отдыхали, прошел именно в эту ночь. Как и все избушки в тайге, она имеет собственное имя — избушка Короткевича. Кстати, не из тех ли это Короткевичей, у которых жил режиссер фильма «Хозяин тайги» Владимир Назаров?

Пес с нами обратно не пошел, вероятно, предпочел остаться с рыбаками. Рюкзаки заметно опустели, и идти обратно было полегче. Километров за 10 до станции повстречали одинокого странника, нагруженного выше крыши. Поверх вместительного короба он взгромоздил на себя еще резиновую лодку. Шел не торопясь, тяжело, но уверенно. Поздоровались, и я поинтересовался, какой же вес он тащит? «40 килограммов» — говорит. «А сколько лет?» — спрашиваю. «Семьдесят два» — отвечает, — «и так каждый год по две недели отдыхаю. А у вас еще все впереди» — говорит. Смеемся, — «Ну, может, только по возрасту…»

И, все-таки, приятно сознавать, что еще можем… На седьмом десятке… Хотя и не в экстремальных, но и не в городских условиях… Можем порадовать себя хрустальной водой из ручья, а не из пластиковой бутылки, чистым воздухом без запаха бензина, голубым небом без проводов и видом туманного утра из палатки, а не с балкона…

Фото автора

стр. 7

в оглавление

Версия для печати  
(постоянный адрес статьи) 

http://www.sbras.ru/HBC/hbc.phtml?16+345+1