РАЗДВИГАЯ РАМКИ ДОЗВОЛЕННОГО
В конце октября на заседании диссертационного совета в Институте
истории СО РАН состоялась защита докторской диссертации Алексея
Борзенкова, доцента кафедры истории России НГУ.
В. Садыкова
|
Интернеделя-1977. Представительницы чилийского комсомола
Вивиана и Мария-Виктория Корвалан, куратор оргкомитета
Интернедели НГУ А. Борзенков, журналист американской газеты
«Дейли Уорлд» Дж. Моррис. |
Его исследование посвящено истории молодежных
общественно-политических инициатив на Востоке России в 1961-1991 гг.
Объектом изучения стало наше недавнее прошлое, в том числе
годы юности новосибирского Академгородка, успевшие стать
историей.
Алексей Борзенков первый рассмотрел самодеятельные
политизированные искания молодежи на территории Урала, Сибири и
Дальнего Востока в последние три десятилетия существования СССР,
условия и факторы, способствовавшие неформальной
общественно-политической активности молодежи, инициативы как
нонконформистского характера, так и патриотического,
интернационального, такие как маевочные начинания, политпесенное
творчество, непрофессиональный политический театр, стенная
печать, изобразительное искусство (политплакат), политическое
литературное творчество, политизированные дискуссии. В его
монографии «Молодежь и политика» кроме архивных документов,
материалов периодической печати, представлены многочисленные
записи бесед с участниками общественно-политических процессов,
письма, документы и фотографии из личных архивов, персональные
дела членов ВЛКСМ и КПСС, воспоминания таких молодежных лидеров,
как И. Подшивалов, Б. Черных (Иркутск), В. Пустовит
(Петропавловск-Камчатский), Г. Заикин (Свердловск), А. Максимов
(Владивосток), В. Крюков, Н. Серебренников, В. Андреев, Н. Майоров (Томск),
А. Бурштейн, Г. Прашкевич (Новосибирск). На
автореферат пришло около двух десятков отзывов от ученых и бывших молодежных лидеров.
Работа А. Борзенкова вызвала большой научный и общественный
интерес. Как отметил д.и.н. проф. В. Исаев, «в данном случае
уместно говорить о своеобразном научном подвиге, подвижничестве,
заслуживающем благодарности и признания научной и широкой
общественности».
Председатель комиссии по правам человека при губернаторе
Иркутской области Г. Хороших в присланном отзыве пишет: «
Как
человек, непосредственно участвовавший в неформальных процессах
60-90-х гг. прошлого века, я могу констатировать, что основные
положения незаменимы при
изучении истории становления мировоззренческого и политического
плюрализма и гражданского общества в России
».
Сам диссертант в 70-80-е годы был одним из организаторов
знаменитой новосибирской Интернедели. Как историк в то время он
занимался другими проблемами вопросами развития трудовой
активности сибирского крестьянства в период коллективизации.
На вопрос, почему он сменил тему в самое благодатное для исследователя
время, когда стали доступными архивы и можно, наконец, воссоздать
правдивую картину того времени, диссертант ответил так:
Кардинальный пересмотр базовых ценностей советского общества в
годы «перестройки» привел к дестабилизации исторической памяти
народа. Особенно это коснулось молодых людей. В результате
произошло отчуждение молодежи от своей собственной истории.
Мне не безразлично, каким будет будущее России, а оно во многом
зависит от того, какой будет молодежь: патриотичной, имеющей
активную жизненную позицию, или возьмут верх негативные
тенденции алкоголизация, наркомания, а вовлечение молодых людей в
националистические, террористические, криминальные структуры
будет усиливаться, что приведет страну к дальнейшей деградации.
Когда я рассказываю своим студентам, что в 60-80-е гг. в НГУ
существовало развитое самоуправление, было множество студенческих
клубов, а на базе двух из них «Конторы братье Дивановых» и
«Кванта» была создана знаменитая команда КВН, по инициативе
студентов организовывались строительные отряды, которые работали
в стране и за рубежом, наконец, студенты НГУ проводили знаменитую
Интернеделю, прославившую Академгородок, когда я говорю, что НГУ
в те годы являлся центром такой высокой общественной активности
студентов, которая не снилась современной молодежи они не
верят. Конечно, трудно поверить, что при советском строе, когда
многие сферы жизни строго регламентировались, появлялись и
развивались инициативы, раздвигавшие рамки дозволенного.
Я не идеализирую советский политический режим, но считаю, что и
при нем было много такого, что неплохо было бы сохранить и
перенести на современную почву. Если взять 70-е гг. прошлого
столетия, наиболее благополучные годы в нашей стране, то у
студенчества, по большому счету, не было причин для выхода на
баррикады, поэтому общественно-политическая активность нашла
выход в области внешней политики симпатии нашей молодежи были
совершенно искренне на стороне народов, которые являлись объектом
агрессии со стороны империалистических и реакционных сил:
Вьетнам, Чили, Никарагуа, Афганистан. Все интернедельские акции,
включая первомайскую маевку, были яркими, зрелищными, отличались
от официальных первомайских мероприятий демократизмом и
относительной свободой. И, наконец, участие в организации
Интернедели было хорошей политической школой, своеобразным
тренингом, деловой игрой в воспитании лидеров.
Интернациональное движение, возникшее в Сибири, получило такой
размах, что создало прецедент в области демократизации самой
закрытой сферы советского государства международной политики,
способствовало ликвидации монополии ЦК ВЛКСМ на проведение
внешнеполитических форумов и вносило свой вклад в демократизацию
жизни комсомола.
В эти годы получили развитие и оппозиционные молодежные
инициативы, нонконформистские. Представители этого направления
требовали утверждения плюрализма во всех сферах жизни советского
общества. Наиболее известна публичная фронда инакомыслящей части
студенчества, творческой и научной интеллигенции. Последняя
организовала клуб-кафе «Под интегралом» в новосибирском
Академгородке, на базе которого проходили всевозможные дискуссии.
Кроме того, они стали инициаторами проведения бардовского
фестиваля 1968 г., на котором выступал А. Галич. Наряду с этим
существовали нонконформистские молодежные объединения в Томске,
Иркутске, Перми, Владивостоке, также требовавшие демократизма в
обсуждениях и публикациях.
К концу «перестройки» общественно-политический нонконформизм в
связи с уходом с исторической арены главного противника советского
государства исчерпал себя. Негативно сказался
системный кризис социализма и на судьбе социалистических
молодежных политизированных инициатив, бумерангом ударивший по их
лидерам и деятельным участникам, вызвав в их рядах идеологическую
и творческую депрессию.
Но все было не напрасно. Возникновение задолго до «перестройки»
самодеятельных политизированных начинаний способствовало
формированию элементов мировоззренческого плюрализма и сегментов
гражданского общества в период «застоя» не только в Москве и
Ленинграде, но и на Урале, в Сибири, на Дальнем Востоке. И,
общаясь со студентами, рассказывая им об этом, я пытаюсь
пробудить их от общественно-политической спячки, доказать, что
настоящая демократия, а не «управляемая», только тогда возможна,
когда в ее становлении участвуют все граждане страны.
стр. 12
|