Печатная версия
Архив / Поиск

Archives
Archives
Archiv

Редакция
и контакты

К 50-летию СО РАН
Фотогалерея
Приложения
Научные СМИ
Портал СО РАН

© «Наука в Сибири», 2024

Сайт разработан
Институтом вычислительных
технологий СО РАН

При перепечатке материалов
или использованиии
опубликованной
в «НВС» информации
ссылка на газету обязательна

Наука в Сибири Выходит с 4 июля 1961 г.
On-line версия: www.sbras.info | Архив c 1961 по текущий год (в формате pdf), упорядоченный по годам см. здесь
 
в оглавлениеN 43-44 (2529-2530) 11 ноября 2005 г.

РАЗДВИГАЯ РАМКИ ДОЗВОЛЕННОГО

В конце октября на заседании диссертационного совета в Институте истории СО РАН состоялась защита докторской диссертации Алексея Борзенкова, доцента кафедры истории России НГУ.

В. Садыкова

Иллюстрация
Интернеделя-1977. Представительницы чилийского комсомола Вивиана и Мария-Виктория Корвалан, куратор оргкомитета Интернедели НГУ  А. Борзенков, журналист американской газеты «Дейли Уорлд» Дж. Моррис.

Его исследование посвящено истории молодежных общественно-политических инициатив на Востоке России в 1961-1991 гг. Объектом изучения стало наше недавнее прошлое, в том числе годы юности новосибирского Академгородка, успевшие стать историей.

Алексей Борзенков первый рассмотрел самодеятельные политизированные искания молодежи на территории Урала, Сибири и Дальнего Востока в последние три десятилетия существования СССР, условия и факторы, способствовавшие неформальной общественно-политической активности молодежи, инициативы как нонконформистского характера, так и патриотического, интернационального, такие как маевочные начинания, политпесенное творчество, непрофессиональный политический театр, стенная печать, изобразительное искусство (политплакат), политическое литературное творчество, политизированные дискуссии. В его монографии «Молодежь и политика» кроме архивных документов, материалов периодической печати, представлены многочисленные записи бесед с участниками общественно-политических процессов, письма, документы и фотографии из личных архивов, персональные дела членов ВЛКСМ и КПСС, воспоминания таких молодежных лидеров, как И. Подшивалов, Б. Черных (Иркутск), В. Пустовит (Петропавловск-Камчатский), Г. Заикин (Свердловск), А. Максимов (Владивосток), В. Крюков, Н. Серебренников, В. Андреев, Н. Майоров (Томск), А. Бурштейн, Г. Прашкевич (Новосибирск). На автореферат пришло около двух десятков отзывов от ученых и бывших молодежных лидеров.

Работа  А. Борзенкова вызвала большой научный и общественный интерес. Как отметил д.и.н. проф. В. Исаев, «в данном случае уместно говорить о своеобразном научном подвиге, подвижничестве, заслуживающем благодарности и признания научной и широкой общественности».

Председатель комиссии по правам человека при губернаторе Иркутской области Г. Хороших в присланном отзыве пишет: «…Как человек, непосредственно участвовавший в неформальных процессах 60-90-х гг. прошлого века, я могу констатировать, что основные положения незаменимы при изучении истории становления мировоззренческого и политического плюрализма и гражданского общества в России…».

Сам диссертант в 70-80-е годы был одним из организаторов знаменитой новосибирской Интернедели. Как историк в то время он занимался другими проблемами — вопросами развития трудовой активности сибирского крестьянства в период коллективизации.

На вопрос, почему он сменил тему в самое благодатное для исследователя время, когда стали доступными архивы и можно, наконец, воссоздать правдивую картину того времени, диссертант ответил так:

— Кардинальный пересмотр базовых ценностей советского общества в годы «перестройки» привел к дестабилизации исторической памяти народа. Особенно это коснулось молодых людей. В результате произошло отчуждение молодежи от своей собственной истории.

Мне не безразлично, каким будет будущее России, а оно во многом зависит от того, какой будет молодежь: патриотичной, имеющей активную жизненную позицию, или возьмут верх негативные тенденции — алкоголизация, наркомания, а вовлечение молодых людей в националистические, террористические, криминальные структуры будет усиливаться, что приведет страну к дальнейшей деградации.

Когда я рассказываю своим студентам, что в 60-80-е гг. в НГУ существовало развитое самоуправление, было множество студенческих клубов, а на базе двух из них — «Конторы братье Дивановых» и «Кванта» была создана знаменитая команда КВН, по инициативе студентов организовывались строительные отряды, которые работали в стране и за рубежом, наконец, студенты НГУ проводили знаменитую Интернеделю, прославившую Академгородок, когда я говорю, что НГУ в те годы являлся центром такой высокой общественной активности студентов, которая не снилась современной молодежи — они не верят. Конечно, трудно поверить, что при советском строе, когда многие сферы жизни строго регламентировались, появлялись и развивались инициативы, раздвигавшие рамки дозволенного.

Я не идеализирую советский политический режим, но считаю, что и при нем было много такого, что неплохо было бы сохранить и перенести на современную почву. Если взять 70-е гг. прошлого столетия, наиболее благополучные годы в нашей стране, то у студенчества, по большому счету, не было причин для выхода на баррикады, поэтому общественно-политическая активность нашла выход в области внешней политики — симпатии нашей молодежи были совершенно искренне на стороне народов, которые являлись объектом агрессии со стороны империалистических и реакционных сил: Вьетнам, Чили, Никарагуа, Афганистан. Все интернедельские акции, включая первомайскую маевку, были яркими, зрелищными, отличались от официальных первомайских мероприятий демократизмом и относительной свободой. И, наконец, участие в организации Интернедели было хорошей политической школой, своеобразным тренингом, деловой игрой в воспитании лидеров.

Интернациональное движение, возникшее в Сибири, получило такой размах, что создало прецедент в области демократизации самой закрытой сферы советского государства — международной политики, способствовало ликвидации монополии ЦК ВЛКСМ на проведение внешнеполитических форумов и вносило свой вклад в демократизацию жизни комсомола.

В эти годы получили развитие и оппозиционные молодежные инициативы, нонконформистские. Представители этого направления требовали утверждения плюрализма во всех сферах жизни советского общества. Наиболее известна публичная фронда инакомыслящей части студенчества, творческой и научной интеллигенции. Последняя организовала клуб-кафе «Под интегралом» в новосибирском Академгородке, на базе которого проходили всевозможные дискуссии. Кроме того, они стали инициаторами проведения бардовского фестиваля 1968 г., на котором выступал А. Галич. Наряду с этим существовали нонконформистские молодежные объединения в Томске, Иркутске, Перми, Владивостоке, также требовавшие демократизма в обсуждениях и публикациях.

К концу «перестройки» общественно-политический нонконформизм в связи с уходом с исторической арены главного противника — советского государства — исчерпал себя. Негативно сказался системный кризис социализма и на судьбе социалистических молодежных политизированных инициатив, бумерангом ударивший по их лидерам и деятельным участникам, вызвав в их рядах идеологическую и творческую депрессию.

Но все было не напрасно. Возникновение задолго до «перестройки» самодеятельных политизированных начинаний способствовало формированию элементов мировоззренческого плюрализма и сегментов гражданского общества в период «застоя» не только в Москве и Ленинграде, но и на Урале, в Сибири, на Дальнем Востоке. И, общаясь со студентами, рассказывая им об этом, я пытаюсь пробудить их от общественно-политической спячки, доказать, что настоящая демократия, а не «управляемая», только тогда возможна, когда в ее становлении участвуют все граждане страны.

стр. 12

в оглавление

Версия для печати  
(постоянный адрес статьи) 

http://www.sbras.ru/HBC/hbc.phtml?18+353+1