Печатная версия
Архив / Поиск

Archives
Archives
Archiv

Редакция
и контакты

К 50-летию СО РАН
Фотогалерея
Приложения
Научные СМИ
Портал СО РАН

© «Наука в Сибири», 2024

Сайт разработан
Институтом вычислительных
технологий СО РАН

При перепечатке материалов
или использованиии
опубликованной
в «НВС» информации
ссылка на газету обязательна

Наука в Сибири Выходит с 4 июля 1961 г.
On-line версия: www.sbras.info | Архив c 1961 по текущий год (в формате pdf), упорядоченный по годам см. здесь
 
в оглавлениеN 7 (2293) 16 февраля 2001 г.

ХУДОЖНИК ВСЕГДА ОСТАЕТСЯ
САМИМ СОБОЙ

В эти дни в Доме ученых СО РАН проходит выставка графики и живописи Игоря Сокола. Искусствовед Галина Лаевская беседует с художником об основных этапах его творчества.

— Игорь Владимирович, как вы оцениваете выставку, открывшуюся в Доме ученых? Это для вас определенный этап в творчестве?

— Промежуточный этап. Наверное, часто так получается — хочется сделать более серьезные работы, но они требуют много времени, и совершенно невозможно предсказать срок их завершения. Скапливается какое-то количество других работ. Вот и хочется их представить. Хотя всегда кажется, что чего-то значительного пока еще нет.

— Важно ли вам, как художнику, чтобы ваши произведения нашли своего зрителя? Или акт творения для вас что-то совершенно независимое, внутреннее, сокровенное?

— Работа художника — это нечто единое с его жизнью. И единственно верный метод его работы — делать что-то важное для себя самого. Ответная реакция зрителя — и для меня, и для художника вообще — это не принципиально. Хотя она бывает и интересна, и желательна, и приятна. Как бы там ни было — заинтересованный зритель всегда находится.

— В Академгородке есть круг людей, с которыми вы общаетесь, дружите, с которыми можете обсудить свои работы…

— Безусловно, есть такие люди. Их не так много — хотелось бы, чтобы было больше. Но не всегда даже от самого знающего человека можно ожидать желательной для тебя реакции на твое творчество. Часто бывает так, что человек — интересный, умный, глубокий, просто не очень понимает изобразительное искусство. К сожалению, таких людей больше, чем людей понимающих.

— Известно, что вы, один из немногих в Новосибирске, если не единственный, работаете в довольно редком сегодня виде искусства — рукотворной графике. Cчитаю, что ваше искусство уникально, вы создаете вещи абсолютно неповторимые…

— Меня часто спрашивают о тех или иных приемах работы. Если раньше я много работал с акварелью, то в последнее время все больше начал увлекаться чистой карандашной техникой. Она дает огромные технические возможности.

— Игорь Владимирович, выставок в Новосибирске у вас было не так много, но все они яркие, запоминающиеся. Тематика их постоянна — история, философия, переосмысливание классического искусства.

— Темы для художника — нечто органичное, присущее его личности. И как бы не менялся стиль, он всегда остается самим собой.

— Окружающая жизнь вас мало вдохновляет?

— Почвой для вдохновения художника и служит окружающая его жизнь. Но воплощение этой жизни не всегда бывает прямым, реалистичным. Порой самое причудливое, фантастическое, гротескное искусство — реакция на жизнь, которая иному может казаться абсолютно плоской, бесцветной, серой.

По правде говоря, нынешнее время мне не очень нравится. Я себя ощущаю человеком другого времени. Но все равно, пусть не прямо, но то, что я делаю, связано с нашим временем.

— Сегодня можно говорить о том, что графика, как вид искусства, исчезает. Если не считать акварель графикой. Известно, что ваши выставки были и в Европе, где совсем другое отношение к графике. Насколько комфортно вам было в Европе?

— Мои контакты с Европой развиваются, но хотелось бы больше общаться с европейским зрителем. Видимо, так оно и будет. Относительно графики. Традиционная у нас в стране классификация — живопись, графика, достаточно условна и не очень соответствует тем представлениям, которые существуют в других странах на этот счет. Не говоря уж о восточных культурах.

Я тоже не сторонник чересчур резкого разделения живописи и графики. Есть единое изобразительное искусство. Можно приводить примеры художников, которые одновременно были и великими графиками, и видными живописцами. И для многих из них это разграничение было абсолютно не принципиальным.

— Шрифт стал излюбленным мотивом, который вы постоянно вводите в свои графические листы, что придает произведению искусства особый аромат. Вы работали в журнале "ЭКО", полиграфические издательства приглашают вас для оформления книг. Но мне кажется, что в Новосибирске этот ваш талант недостаточно востребован.

— Под лежачий камень, как говорится, вода не течет. Камень этот лежит потому, что в последнее время мне как-то больше интересно заниматься станковой графикой. Хотя по образованию я художник-иллюстратор. Искусством шрифта я интересовался всегда, старался вводить его в свои станковые работы. И сейчас это делаю, но реже.

— В шестидесятых годах вы были символом Академгородка (простите, если напоминание о былой славе вам не очень приятно). Люди, которые помнят вас по тому времени, часто спрашивают насколько комфортно сегодня Игорю Соколу в Академгородке.

— … Академгородок для меня — место, связанное с моими родителями, родной дом. Здесь мне хорошо, спокойно работается, но как художник я все-таки больше выступаю в Москве. Не потому, что пренебрегаю родным городом, просто так сложилось. Будучи по природе своей домоседом, человеком достаточно замкнутым, в Академгородке я не сумел составить круга общения. В Москве он у меня есть. Там я чувствую себя душевно комфортнее.

— Игорь Владимирович, поздравляю вас с новой выставкой! Это радость для всех, кто вас знает, помнит и следит за вашим творчеством. И для новых зрителей, которые, несомненно, откроют для себя художника с ярко выраженной индивидуальностью.

стр. 

в оглавление

Версия для печати  
(постоянный адрес статьи) 

http://www.sbras.ru/HBC/hbc.phtml?20+36+1