Печатная версия
Архив / Поиск

Archives
Archives
Archiv

Редакция
и контакты

К 50-летию СО РАН
Фотогалерея
Приложения
Научные СМИ
Портал СО РАН

© «Наука в Сибири», 2024

Сайт разработан
Институтом вычислительных
технологий СО РАН

При перепечатке материалов
или использованиии
опубликованной
в «НВС» информации
ссылка на газету обязательна

Наука в Сибири Выходит с 4 июля 1961 г.
On-line версия: www.sbras.info | Архив c 1961 по текущий год (в формате pdf), упорядоченный по годам см. здесь
 
в оглавлениеN 4 (2540) 27 января 2006 г.

ВСПОМНИТЬ ВЕРУ…

Первый международный конкурс пианистов памяти Веры Лотар-Шевченко состоится в декабре 2006 года в Новосибирске под патронатом Фонда первого Президента России  Б. Ельцина и при участии Федерального агентства по культуре, администрации Новосибирской области, Новосибирского государственного академического театра оперы и балета, Новосибирской государственной филармонии и Дома ученых СО РАН.

Наш корр.

Иллюстрация

Старожилы новосибирского Академгородка еще хорошо помнят музыкальные посиделки в одной из квартир на улице Терешковой, 4, где в уже далекие от нас годы нешумно жила интеллигентного вида крепко сложенная женщина — солистка Новосибирской филармонии, пианистка Вера Лотар-Шевченко.

Пожалуй, трудно представить судьбу сложнее, чем жизнь определила Вере Августовне.

Ровесница века, родилась она в итальянском Турине. Отец — француз, профессор математики в Сорбоннском университете, мать — испанка, университетский филолог. Интеллигентная семья открыла юной Вере дорогу в мир музыки — учеба в Парижской консерватории, стажировка в Венской музыкальной академии, оставившей в ее репертуаре произведения Баха, Моцарта, Бетховена. И, наконец, бесчисленные гастроли в Европе, а также в Америке. Встреча и концертная программа с Артуро Тосканини… Она была захвачена музыкальной стихией. Казалось бы, ее ждала блестящая музыкальная карьера.

Но ее буквально захватывает другая стихия — она встретила свою настоящую любовь. Сын русских эмигрантов, оставшихся во Франции после 1905-го года, Владимир Шевченко, работник советского торгпредства во Франции. Шло время, и Владимир, мечтавший строить счастливую семейную жизнь на исторической родине, в буквальном смысле заразил этой идеей свою супругу. За любимым она готова была ехать в любую точку Земли. А что это за страна — СССР — Вера, не читавшая газет и будучи далека от политики, не знала практически ничего. И вот, в 1938 году они получают разрешение на переезд в СССР.

Но идиллии не получилось. С большим трудом Вера получает место в Ленгосфилармонии и начинает свою исполнительскую деятельность. Жизнь стала налаживаться — в музыкальный мир Ленинграда ее вводит великая пианистка Мария Юдина. В 1940-41 гг. Лотар-Шевченко получает известность, гастролирует и даже выступает в концертных залах Москвы. Но следует страшный удар — перед самой войной арестовывают мужа по стандартному подозрению во вредительстве, а затем арестовывают и ее, безуспешно пытавшуюся доказать невиновность супруга, за оскорбление властей. Более десяти лет сталинских лагерей на Сахалине, в Норильске и Нижнем Тагиле ни за что — вот что уготовила судьба блестящей европейской пианистке.

Только после освобождения Вера узнает, что муж скончался в лагерях, а сын погиб в 1942 году под Сталинградом. Чудо, что сама Вера Августовна выжила в заключении. Ее спас случай — главврач и по совместительству зам. начальника лагеря случайно узнал в умирающей на нарах узнице пианистку, которой он рукоплескал на концерте в Москве. Отправленная им работать на кухню для «воскрешения», Вера понемногу приходила в себя. А чтобы не потерять музыкальную память, дает своим рукам волю — «играть» на безмолвной доске, имитирующей фортепианную клавиатуру. Заключенные, наблюдавшие эти «концерты», были потрясены такой преданностью музыке. Казалось, ее искореженные лагерным трудом пальцы действительно могли заставить звучать необычный музыкальный инструмент — обработанную кухонным ножом плаху.

После освобождения в 1950 году из Севураллага В. Лотар-Шевченко добирается до ближайшего города — Нижнего Тагила и в здании музыкального училища находит рояль, умоляя дать ей возможность сыграть на инструменте. Звуки шедевров мировой классики, разнесшиеся по зданию, собрали в комнату всех, кто здесь находился. Преподаватели и ученики устроили незнакомой пианистке в телогрейке и валенках овацию. Она играла еще и еще… Веру Августовну без слов, сразу же приняли на работу аккомпаниатором в местный музыкальный театр, которым руководил юный Владимир Мотыль, будущий известный режиссер.

Позже пианистка переезжает в Барнаул и работает в Алтайской филармонии. Зная ее недавнее прошлое, местное начальство не слишком афишировало концерты «француженки», и зал дома политпроса, где был хороший рояль, часто оставался полупустым…

Все изменилось после появления в «Комсомольской правде» в канун 1966 года статьи С. Соловейчика «Пианистка», в которой была рассказана история Веры. Концерты в Барнауле пошли с аншлагом, а почта доставляла гору корреспонденции — письма со всех концов необъятной страны, полные сочувствия, восторга… Поступали и приглашения, одно из которых заинтересовало Веру Августовну. Его привез новосибирский ученый, математик Алексей Ляпунов. Академик  М. А. Лаврентьев предлагал В. Лотар-Шевченко переехать в новосибирский Академгородок. Вера Августовна с радостью приняла это приглашение. На улице Терешковой в панельной четырехэтажке в сосновом бору ей предоставили скромное жилье. Именно здесь, в городке науки, она обрела свой дом и друзей. У полуоткрытых дверей ее квартиры днями собиралась молодежь — физматшкольники и студенты расположенного в двух шагах Новосибирского госуниверситета, чтобы послушать музыку. А вечером — концерты в Новосибирской филармонии, солисткой которой стала Вера Августовна. Началась напряженная гастрольная деятельность — Москва, Ленинград, Одесса, Свердловск, города Сибири - Лотар-Шевченко наверстывала упущенное. В концертных программах — любимые ею имена: Бах, Бетховен, Дебюсси, Равель, Шопен.

Еще в 1955 году Веру Августовну полностью реабилитировали, а в 70-х годах нашлись ее родные во Франции, они звали домой свою родственницу, ставшую знаменитой в СССР. Но на приглашения возвратиться она отвечала отказом: «Это было бы предательством памяти русских женщин, помогавших мне выжить в адских условиях заключения».

Вера Августовна нашла свою новую жизнь и обрела покой в Новосибирске. На Южном кладбище Академгородка, где она была похоронена в 1981 году, на беломраморной могильной плите начертаны ее слова: «Жизнь, в которой есть Бах, благословенна». Ее исполнительских записей почти не осталось, лишь гибкая пластинка из журнала «Кругозор».

Ни Франция, ни СССР не оценили ее искусство на государственном уровне, оставив Веру Августовну без наград и признания. Но сегодня имя талантливой служительницы муз обретает новый смысл.

Иллюстрация

По инициативе Фонда первого президента России  Б. Ельцина совместно с администрацией Новосибирской области в декабре 2006 г. организуется Международный конкурс пианистов памяти Веры Лотар-Шевченко. Попечительский совет нового конкурса возглавил прославленный российский пианист Михаил Плетнев. В совет вошли народный артист России кинорежиссер Владимир Мотыль, известный французский пианист Паскаль Девуайон, руководитель Школы музыки имени Корто мсье Генри Хейгель, другие известные музыканты, актриса Анни Жирардо, банкиры, общественные деятели.

А декабрь прошедшего года подарил нам Фестиваль фортепианной музыки памяти Веры Лотар-Шевченко, ставший прологом будущего конкурса. На концертной сцене Новосибирского оперного театра, где она много раз играла, и в Доме ученых СО РАН (на снимке) выступили талантливые молодые пианисты, лауреаты многих международных конкурсов: Дэвид Фрей (Франция), Константин Лапшин, Наталья Талдыкина и Филипп Копачевский (Россия). Вера Августовна была бы им рада и благодарна сегодняшней России за память. В организацию Новосибирского фортепианного фестиваля памяти пианистки вложил много сил московский журналист Юрий Данилин. В 1970-х Данилин был собкором «Комсомолки» в Новосибирске. В его книге «Портреты по памяти» есть замечательная глава о Лотар-Шевченко.

Фото А. Лаврентьева

стр. 8

в оглавление

Версия для печати  
(постоянный адрес статьи) 

http://www.sbras.ru/HBC/hbc.phtml?15+362+1