Печатная версия
Архив / Поиск

Archives
Archives
Archiv

Редакция
и контакты

К 50-летию СО РАН
Фотогалерея
Приложения
Научные СМИ
Портал СО РАН

© «Наука в Сибири», 2024

Сайт разработан
Институтом вычислительных
технологий СО РАН

При перепечатке материалов
или использованиии
опубликованной
в «НВС» информации
ссылка на газету обязательна

Наука в Сибири Выходит с 4 июля 1961 г.
On-line версия: www.sbras.info | Архив c 1961 по текущий год (в формате pdf), упорядоченный по годам см. здесь
 
в оглавлениеN 6 (2541) 10 февраля 2006 г.

ДЕТСКАЯ КИНОСТУДИЯ «ПОИСК»:
ФАБРИКА ТАЛАНТОВ

Уже тридцать два года работает в новосибирском Академгородке детская киностудия «Поиск». Коротко ее можно представить так — это 38 штатных сотрудников, 300 студийцев и 1000 кв. м площадей в ветхих деревянных бараках. Юные авторы (некоторым из них едва 3 года) снимают до 80 мультипликационных фильмов в год.

Валентин Мараховка, студент НГУ

Фильмы демонстрировались на таких фестивалях, как «Россия» (г.Свердловск), г.Сус (Тунис), «Послание к человеку» (г.Санкт-Петербург), а на Московском международном фестивале детской анимации «Золотая рыбка» в 1997 году один из фильмов впервые получил «Гран-При». Сегодня за плечами студийцев множество побед.

Иллюстрация
Юные авторы мультфильмов Соня Воронко и Люба Жижина.

В 2003 году студия выпустила свою первую кассету с программой мультфильмов, сделанных детьми. На Всероссийском фестивале видеотворчества «Петербургский экран-2003» диплом I-й степени в номинации «Лучший мультфильм фестиваля» получил «Король Европы» — фильм шестилетнего Миши Власова из студии «Поиск» (ведущие преподаватели Л. Ростовцева и Е. Тихонова). Специальный приз детского жюри был присужден Любаше Жижиной (4 года), автору фильма «Кот Хохлома» в номинации «Самый добрый фильм», и три диплома участников — фильмам «Игра» Димы (9 лет) и Толи (8 лет) Галяпиных, «Дракончик Зажигалка» Саши Перепелкина (4 года), «Сказочное дерево» Даши Галяпиной (3 года), Танюши Аблаевой (4 года), Наташи Кузнецовой (6 лет).

Иллюстрация Обложка видеокассеты сборника лучших мультфильмов студии.

На московском фестивале «Золотая рыбка» одноименный золотой нагрудный знак «За особый вклад в анимационную педагогику» вручен директору детской киностудии «Поиск», Заслуженному работнику культуры РФ, кинорежиссеру, члену Союза кинематографистов РФ Петру Анофрикову. Награждение этим знаком происходило впервые и вручали его всего троим старейшим руководителям детских студий России.

Иллюстрация
Руководитель киностудии «Поиск» Петр Анофриков.

Изначально студия «Поиск» работала в структуре Дворца культуры «Юность», принадлежавшего управлению строительства «Сибакадемстроя». Первые годы на занятия собирались только взрослые, для которых студия была не только местом проведения досуга, но и школой кино.

— Работа с юными кинолюбителями началась с идеи открытия летнего кинотеатра «Старый троллейбус», где киномеханиками, контролерами, кассирами и даже директором были школьники, — рассказывает директор и основатель студии Петр Анофриков. — Самые активные ребята ездили в Москву, посещали «Мосфильм», «Союзмультфильм». Познакомились с Юрием Норштейном, увидели его мультстанок и загорелись — захотели сделать у себя такой же.

В тяжелые годы перестройки студия вместе со всей страной переживала финансовый кризис. «Сибакадемстрой» перестал нас финансировать и пришлось перейти на самоокупаемость. Приходилось брать взносы с родителей, работать под заказ. Многим талантливым ребятам пришлось отказаться от создания кино, потому что семья не могла платить. Но вскоре нашелся неожиданный выход из сложного экономического положения…

Когда меня очередной раз чем-то награждали, — продолжает Петр Иванович, — я поговорил с Виктором Александровичем Толоконским, в то время мэром Новосибирска. Он студию поддержал, и нас «прицепили» к Комитету по делам молодежи городской администрации. Официально мы называемся «Муниципальное учреждение дополнительного образования». Меня включили в «Книгу почета Сибири» — там от Новосибирска дирижер Кац, режиссер Шиллер и я. Не надо мне туда, лучше устройте нам жизнь человеческую!

Обстановка для плодотворной работы, действительно, не самая комфортная — снимать кино приходится в рассыпающихся от времени бараках первостроителей Академгородка, а этим зданиям цена — ноль! Бывает, уже начался отопительный сезон, а здесь — холод! Но, несмотря на такие суровые условия, юным мультипликаторам удавалось и удается создавать фильмы, привлекавшие внимание широкой аудитории в разных городах России, что стало одной из основных перспектив для успешного роста.

Значительным рывком вперед стал переход к производству фильмов на видеоносителях. Современные технологии позволили не только экономить на дорогостоящих расходных материалах, но и использовать привычный станок, лишь заменив кинокамеру на видео. К тому же за счет мгновенной обработки изображения техника перекладки кадров стала легким и приятным занятием даже для маленьких детей. Заместитель председателя Союза кинематографистов России Клим Анатольевич Лаврентьев, который приезжал в киностудию «Поиск», как-то обратился к четырехлетней малышке: «Ты что делаешь?» Она ему: «Не видишь, я кино снимаю!» Сама перекладывает, сама нажимает.

— В 2004 году мы провели мастер-класс-семинар сначала для якутов, а потом для шорцев, — говорит Петр Анофриков. — Теперь, благодаря нашим усилиям, в Горной Шории возникла студия «Огонек». Я связался с губернатором Кемеровской области Аманом Тулеевым. Он поддержал новое направление детского творчества, дал денег на оборудование. И уже снят первый шорский мультфильм. Вообще, сегодня работа нашей студии направлена на распространение своего опыта по региону. Недавно получили письмо из Омска с просьбой принять представителей для обсуждения совместной деятельности в этом направлении. В начале сентября 2005 г. я побывал в Тыве, где встречался с министром образования и заместителем министра культуры республики. И нашел у них поддержку — они готовы финансировать создание детских мультипликационных студий. В октябре меня пригласили в Северск, и есть надежда, что там тоже возникнет это направление работы с детьми. В прошлом феврале на фестивале профессиональной мультипликации в Суздале, куда нас пригласили с программой фильмов нашего фестиваля «Жар-Птица», на круглом столе речь шла о нехватке кадров в мультипликационном кино. Я там выступил и сообщил, что мы уже давно готовим будущих профессионалов. Когда мы выпустили в продажу свою первую видеокассету «Сборник мультфильмов № 1», то сочли необходимым выплачивать гонорары авторам, какими бы маленькими они не были.

Мы погрузились в юриспруденцию. И здесь повезло: с нами стала сотрудничать Екатерина Белинская. Еще будучи студенткой Новосибирского государственного университета, она писала дипломную работу по теме «Авторские права несовершеннолетних» на материале нашей студии. Теперь она — дипломированный юрист и вот уже несколько лет продолжает с нами сотрудничать.

— С точки зрения статьи закона «Об авторском праве и смежных правах» произведение охраняется законом с момента его создания, — комментирует проблему юрист Екатерина Белинская. — При этом для возникновения охраны произведения не нужно соблюдение каких-либо формальностей. Соответственно, нет никакой разницы, является ли автор взрослым или ребенком. Созданное произведение подлежит правовой охране.

В соответствии с правилами студии «Поиск», по окончании производства мультфильма имущественные права на него авторы передают киностудии. А та выплачивает им причитающуюся долю авторского гонорара. На основании юридических законов юные мультипликаторы уже могут зарабатывать деньги, снимая кино для индивидуального просмотра: уже сегодня находится много покупателей на видеокассеты студии.

Однако, деятельность студии ориентирована не только и не столько на экономическое преуспевание организации, как на воспитание нравственно чистой и позитивно настроенной творческой личности. Конвеерная работа за компьютерами, изнурительный труд мультипликаторов на крупнейших студиях мира не стали образцом для «Поиска». Подготовку ребенка к созидательной деятельности здесь всегда связывают с нравственными ориентирами. В комплекте со «Сборником мультфильмов» сегодня идет брошюрка, название которой не нуждается в пояснениях: «Детство — страна любви и добра».

В положении о художественном совете студии прописано: «Последнее слово принадлежит автору, каким бы маленьким он не был». Любая детская фантазия может найти неожиданное решение, а учителя и наставники студии лишь открывают в ребенке чувство прекрасного.

Можно пожелать студии дальнейших успехов. Ведь многолетний опыт «Поиска» показал, что возможен принципиально новый и продуктивный подход к работе с молодыми талантами.

стр. 8

в оглавление

Версия для печати  
(постоянный адрес статьи) 

http://www.sbras.ru/HBC/hbc.phtml?19+364+1