Печатная версия
Архив / Поиск

Archives
Archives
Archiv

Редакция
и контакты

К 50-летию СО РАН
Фотогалерея
Приложения
Научные СМИ
Портал СО РАН

© «Наука в Сибири», 2024

Сайт разработан
Институтом вычислительных
технологий СО РАН

При перепечатке материалов
или использованиии
опубликованной
в «НВС» информации
ссылка на газету обязательна

Наука в Сибири Выходит с 4 июля 1961 г.
On-line версия: www.sbras.info | Архив c 1961 по текущий год (в формате pdf), упорядоченный по годам см. здесь
 
в оглавлениеN 11 (2546) 17 марта 2006 г.

ГАРАНТ НЕЗАВИСИМОСТИ

Сто лет назад, 19 марта 1906 г. в Российском Императорском флоте в соответствии с указом царя Николая II появился новый класс кораблей — «подводные лодки». Сегодня страна отмечает эту дату как День подводного флота России.

Иллюстрация

Попытки изобрести подводное судно в России предпринимались с начала XVIII века. Но только в конце XIX века в России по проектам Степана Карловича Джевецкого начали строиться первые боевые подводные лодки. Однако, до выхода императорского указа все они причислялись к классу миноносцев.

На этих лодках использовались передовые по тем временам устройства: источники электрической энергии — аккумуляторы, системы регенерации воздуха внутри лодки, водометные движители. С 1911 года в соответствии с принятыми судостроительными программами началось массовое строительство подводных лодок.

В период Первой мировой войны новые подводные лодки оснащались все более сложными системами и механизмами, у них появились шумопеленгаторные станции, приемопередающая радиотелеграфная аппаратура коротковолнового диапазона.

Создание новых кораблей сопровождалось интенсивным развитием научных исследований. Важная роль принадлежит здесь академику А. Н. Крылову. За время его непродолжительного пребывания на постах председателя Морского технического комитета и главного инспектора кораблестроения в проекты кораблей удалось внедрить многие прогрессивные технические решения для повышения непотопляемости, скорости хода, прочности и др.

Становление советского подводного кораблестроения проходило уже с использованием тех идей и технических решений, которые были заложены в первых российских и иностранных подводных лодках. Исследование опыта применения подводных лодок в Первой мировой войне и развитие этого опыта давало возможность военно-морским специалистам формировать современные основы боевого применения подводного флота в будущих боевых действиях на море.

Предвоенное строительство ВМФ ознаменовалось повышением технической оснащенности подводных лодок новыми образцами торпедного и минного вооружения, навигационного и связного оборудования. По тактико-техническим характеристикам новые советские подводные лодки не уступали зарубежным образцам передовых морских держав.

Советский Союз вступил в войну с фашистской Германией, имея 212 подводных лодок. Действия подводников на всех флотах нанесли серьезный урон на транспортных коммуникациях судам и кораблям противника.

В повышении боевых возможностей кораблей ВМФ большую роль сыграли и ученые Академии наук. Разработкой и созданием радиолокационного вооружения занимался академик А. И. Берг. В этой важнейшей работе участвовали академики Ю. Б. Кобзарев, А. Н. Щукин, В. А. Фок и др.

Под руководством члена-корреспондента АН СССР Н. Н. Андреева были разработаны основы траления акустических мин. Акустические тралы были приняты на вооружение и в мае 1942 года установлены почти на 40 кораблях.

Для улучшения защитных свойств кораблей устанавливали размагничивающие устройства, производилось систематическое размагничивание кораблей. Эту работу внедряла на флотах группа ученых во главе с академиками А. П. Александровым, И. В. Курчатовым, М. А. Лаврентьевым.

Послевоенный период ознаменовался бурным развитием подводного кораблестроения, сразу по нескольким направлениям.

Началось строительство кораблей с ядерными энергетическими установками, позволившими практически до трех месяцев подводной лодке находиться в подводном положении, в том числе и осуществлять плавание подо льдами.

Было создано ракетное вооружение, способное поражать как морские, так и наземные цели.

Интенсивно развивалось радиотехническое оборудование навигации и связи, обеспечивающее безопасное плавание подводной лодки, надежное и быстрое доведение информации и сигналов боевого управления, достоверное обнаружение целей и применение всех видов оружия.

Весьма заметную роль в становлении современного подводного флота сыграли ученые Сибирского отделения. После выхода в 1959 году постановления Правительства о создании высокоскоростных подводных лодок при Президиуме АН СССР был образован специализированный совет под председательством А. М. Лаврентьева. Морская физическая секция при СО АН под руководством контр-адмирала д.т.н. Г. С. Мигиренко охватила почти все институты Отделения.

Мощнейший коллектив был создан в Отделе физической гидродинамики ИГиЛ — 12 лабораторий, 250 сотрудников. Активно включились в работу Вычислительный центр, ИТПМ, ИХКГ, ИЯФ, институты Математики, Теплофизики, Автоматики и электрометрии. Решались проблемы управления пограничным слоем (устойчивости ламинарного течения и кавитации) и защиты кораблей от взрывов атомных и водородных бомб.

В результате работ по ламинаризации пограничного слоя полное сопротивление было уменьшено в 2,5 раза, а эффективное сопротивление — в 4 раза. Осесимметричные кавитационные течения исследовались группой ак. Н. Н. Яненко (ВЦ) в тесном сотрудничестве со специалистами Института гидродинамики (Л. Г. Гузевский, В. Н. Шепеленко). Серьезный прорыв был достигнут в изучении пузырьковых слоев в пристенных турбулентных течениях (В. Г. Богдевич, А. Г. Малюга, Г. С. Мигиренко, Н. В. Малых, А. Н. Огородников — Институт теплофизики). Удалось добиться значительного снижения локального давления. Трение на частоте 127 Гц уменьшилось в 5 раз, а на более высоких частотах — в 10-30 раз.

Над разработкой высокомолекулярных полимерных добавок, снижающих турбулентность течения, успешно трудилась группа ИТФ (А.И. Амиров, В.М. кулик, Б. Н. Семенов, О. Н. Маренникова). В результате создания вязкоупругих покрытий, которыми занимались сразу в трех институтах — Гидродинамики, Теплофизики и Иркутском институте органической химии, удалось добиться уменьшения трения на десятки процентов (от 10-17 % до 40 %).

Проблемы динамической прочности корабельных конструкций исследовались Ю. В. Немировским и Г.В. Ивановым под общим наблюдением ак. Ю. И. Работнова. Разработана оригинальная теория проектирования тонкостенных конструкций с достижением максимальной прочности при заданной массе. Также было показано, что, управляя структурой намотки волокон, можно увеличить несущую способность конструкции в 3-5 раз. Названный цикл работ был отмечен премией Совета министров СССР в 1980 г.

Создание океанского атомного, ракетно-ядерного подводного флота явилось результатом напряженной работы ученых, инженеров, производственников и личного состава Военно-Морского Флота нашей страны. И Сибирское отделение Академии наук внесло в этот титанический труд свою достойную лепту.

(Из выступления ак. Н. Л. Добрецова
на конференции, посвященной 100-летию
Российского подводного флота
в Москве 2 марта 2006 г.)

стр. 1

в оглавление

Версия для печати  
(постоянный адрес статьи) 

http://www.sbras.ru/HBC/hbc.phtml?4+368+1