Печатная версия
Архив / Поиск

Archives
Archives
Archiv

Редакция
и контакты

К 50-летию СО РАН
Фотогалерея
Приложения
Научные СМИ
Портал СО РАН

© «Наука в Сибири», 2024

Сайт разработан
Институтом вычислительных
технологий СО РАН

При перепечатке материалов
или использованиии
опубликованной
в «НВС» информации
ссылка на газету обязательна

Наука в Сибири Выходит с 4 июля 1961 г.
On-line версия: www.sbras.info | Архив c 1961 по текущий год (в формате pdf), упорядоченный по годам см. здесь
 
в оглавлениеN 8 (2294) 23 февраля 2001 г.

КОВЫКТИНСКИЙ ПРОЕКТ,
ИЛИ ПОТЕРЯННЫЕ МИЛЛИАРДЫ

М.Тараканов,
кандидат экономических наук
Отдел региональных экономических проблем ИрНЦ СО РАН

Ковыктинский газ — не только энергоноситель, но и ценное комплексное сырье. Его переработка может давать дополнительную прибыль в миллиарды долларов.

Россия входит в международное разделение труда XXI века с имиджем отсталой сырьевой страны. Нефть, газ, лес, в лучшем случае, металлы, составляют основу ее экспорта. В нем невелика доля высокотехнологичной промышленной продукции. Пожалуй, лишь продажа военной техники стала в последние годы как-то улучшать ситуацию. Сумеет ли страна изменить этот имидж в лучшую сторону? Наверняка нет, если экспортные проекты XXI века будут осуществляться по аналогии с тем, как предполагается претворять в жизнь получивший в наши дни мировую известность Ковыктинский газовый проект.

Ковыктинское газоконденсатное месторождение — одно из крупнейших в стране. Его разведанные запасы составили на начало 2000 года 1407 млрд кубометров газа и 95 млн тонн конденсата. Геологи прогнозируют их увеличение при продолжении разведочных работ до 3 триллионов кубометров. Ковыктинский газ — не только энергоноситель, но и ценное комплексное сырье. Он содержит, наряду с основным компонентом — метаном (92%), в сверхвысоких концентрациях — гелий (0,26%) и в высоких — этан (4,5%), а также прочие легкие углеводороды (св. 3%). Содержание в газе этана делает его особо ценным химическим сырьем. Благодаря этому он наряду с азотной химией (аммиаком, метаном) может использоваться также и для производства широкой гаммы полимеров (синтетических смол, спиртов и проч.) на основе полученного из этана этилена.

В азотной химии ковыктинский газ может быть использован без какой-либо дополнительной переработки. Этан же и гелий из него необходимо выделять на специальной газоразделительной установке.

Первые исследования по использованию этого газа в химической промышленности проведены учеными и проектировщиками (при участии автора этих строк) еще в начале 90-х годов. Они определили основные направления решения проблемы:

  • построить в районе Ангарска газоразделительный завод, на котором из газа должны выделять гелий и этан;

  • закачивать в подземные пустоты, образовавшиеся в результате добычи соли около Усолья-Сибирского гелий, сбыт которого сейчас ограничен из-за насыщенности как российского, так и зарубежного рынка;

  • использовать метановую фракцию для производства аммиака и удобрений на производствах "Ангарской нефтехимической компании" ("АНХК");

  • построить на основе этановой фракции этиленовую установку ("Э-200" или "Э-300") и перевести на полученный этилен производство поливинилхлорида на "Саянском химпроме" (завершив строительство недостроенной второй очереди и интенсификации первой);

  • по мере увеличения переработки газа использовать этан, а также полученный из него этилен для увеличения выпуска полимеров на "АНХК". Организовать на его основе производство этилового спирта, на который перевести производство белково-витаминных концентратов на Ангарском заводе БВК ("АБВК").

Но за рамками проведенных тогда исследований практически остались вопросы эффективности программы. То есть не было просчитано, во сколько она обойдется и какую от нее можно ожидать отдачу. К тому же эти исследования, понятно, не могли учесть реалий последующих реформенных лет, да и определившихся к настоящему времени масштабов переработки ковыктинского газа. И, следовательно, ресурсов этана для производства этилена.

Главная проблема реализации ковыктинского проекта — неясность вопроса с инвестициями. Он весьма капиталоемок. Добыча и передача только на юг области 5 млрд кубометров газа оценивается компанией "РУСИА Петролеум" в 750 млн долларов. Добыча 25–30 млрд кубометров с транспортом большей части его в Китай — в 12–14 млрд долларов. По этому варианту газ в химической промышленности области может использоваться только для производства аммиака и метанола на "АНХК". Он не предусматривает газоразделения и использования этановой фракции в химической промышленности из-за значительных дополнительных капиталовложений. По нашей оценке, они могут составить миллиарды долларов.

Вариант с газоразделением и переводом химических производств в Ангарске и Саянске на этилен из этана (этиленовый вариант) в настоящее время практически забыт, точнее, совершенно игнорируется. На деловых совещаниях и научно-практических конференциях рассматривается в последние годы только простейший ("топливный") вариант: транспорт газа с частичным использованием (до 6–7 млрд кубометров) в энергетике области и на "АНХК". О проблеме гелия говорится как бы между прочим, а этановой проблемы будто вообще не существует. В то же время она далеко не безынтересна и сулит при реализации огромный экономический эффект.

В настоящее время химические производства в Саянске и Ангарске испытывают большие трудности с обеспечением этиленом. Снижение нефтепереработки на "АНХК" резко сократило выпуск низкооктанового бензина, которого не стало хватать для обеспечения этиленовых установок и производства аммиака. Аммиачное производство и этиленовая установка "ЭП-60" остановлены и уже ряд лет не работают. А действующая установка "ЭП-300" работает в последние годы в лучшем случае на половину мощности. В 1998 г. она выработала 94 тыс. т этилена, а в 1999 г. — 162 тыс. т. Недостаток этилена снижает объем выпуска полимеров в Ангарске и Саянске, которые в последние годы идут на экспорт. Особенно это отражается на работе "СХПр". В последние годы он нередко работал лишь на треть мощности.

Производство этилена на основе извлекаемого из ковыктинского газа этана позволило бы не только решить проблему обеспечения им действующих производств в Ангарске и Саянске, но и стимулировало дальнейшее их развитие.

Согласно проведенным расчетам, из этана, извлеченного из 10 млрд кубометров газа, можно получать ежегодно около 500 тыс. т этилена, из которого в свою очередь вырабатывается около 860 тыс. т полимеров. Их стоимость в средних мировых ценах составит 640 млн долларов. Такого количества этилена будет достаточно, чтобы полностью перевести на него саянский поливинилхлорид и достроить вторую очередь в составе "СХПр". Если же выделить этан из 30 млрд кубометров газа, то из него можно ежедневно получать 1570 тыс. т этилена, вырабатывать 2600 тыс. т полимеров и белково-витаминных концентратов стоимостью около 2000 млрд долларов. Это количество ценного углеводородного сырья позволит не только увеличить производство полимеров в Ангарске и Саянске, обеспечить Ангарский завод БВК с его значительным развитием, но и поставить вопрос о размещении в области нового крупного завода полимеров.

Если этан в составе неразделенного ковыктинского газа при современных разведанных запасах (1,4 млрд кубометров) просто продать за рубеж, то за него можно выручить около 7–9 млрд долларов. Если же из него выделить этан и произвести на его основе полимеры и другие химические продукты, то за счет этого можно дополнительно получить высокотехнологичной химической продукции на 90–100 млрд долларов. Вот что наша страна потеряет, если продаст ковыктинский газ без газоразделения и переработки этана.

Отказ от извлечения этана из ковыктинского газа и его переработки на предприятиях области имеет еще одну крайне неприятную сторону, на которую в рассматриваемых до настоящего времени проектах совершенно не обращалось внимание. Основными потребителями полимеров, особенно поливинилхлорида, вырабатываемых на "СХПр" и "АНХК", являются страны Юго-Восточной Азии, среди которых доминирует Китай. В 1999 году именно в Китай "СХПр" продал свыше 80 процентов выработанного на нем поливинилхлорида (ПВХ). ПВХ — одна из самых популярных в Китае пластмасс. Мощности по его производству там составили в 1999 году около 2540 тыс. т, производство — 1770 тыс. т. Большая его часть в Китае, не имеющем достаточных ресурсов для производства этилена, вырабатывается в многочисленных маломощных цехах на основе более дорогой схемы из карбидного ацетилена. Поэтому саянский ПВХ, вырабатываемый в мощном, достаточно современном производстве, из этилена, сырья более экономичного, успешно конкурирует на китайском рынке с местным ПВХ.

Если ковыктинский газ, из которого не извлечен этан, продать Китаю, то там, конечно, найдут 600 млн долларов, чтобы его извлечь. В результате Китай получит высококачественное эффективное сырье для своей полимерной химии. И путь туда (а также, возможно, на рынок стран Юго-Восточной Азии) для ангарских и саянских полимеров будет закрыт. В особенно сложном положении при этом окажется "СХПр", так как главный платежеспособный потребитель его продукции — Китай.

Несомненно, Ковыктинский проект, в варианте с газоразделением, развитием на выделенном этане химических производств, представляется весьма перспективным. В любой уважающей себя стране, будь то Канада, Австралия, Индия или Китай, освоение уникального газового месторождения, аналогичного Ковыктинскому, несомненно осуществлялось бы только по этому варианту. Никто не стал бы продавать газ, не выделив из него наиболее ценных компонентов и не организовав их переработку. И проблему гелия сумели бы решить с максимальным учетом национальных интересов.

Проект мог быть основой крупномасштабной федеральной программы.

В ограбленной же бездарными, криминальными реформами России денег для этого, похоже, найти не удастся. И все же нельзя оставлять надежду на то, что какие либо отечественные или зарубежные компании или корпорации заинтересуются проектом и захотят вложить свои капиталы в его реализацию, увидев насколько это выгодно.

стр. 

в оглавление

Версия для печати  
(постоянный адрес статьи) 

http://www.sbras.ru/HBC/hbc.phtml?11+37+1