ВСЕ ДЕЛО — В ШЛЯПЕ
Кирилл Данилейко
Новосибирск
Первая выставка молодой художницы Оксаны Понкратьевой "Фиолетовая
шляпа" прошла в Доме культуры "Академия". В экспозиции — как ее
графика, так и живопись. Здесь же были представлены лучшие
рисунки ее учеников из студии "Классика" при школе № 162.
— Это моя первая персональная выставка за пределами родной
школы, — говорит Оксана.
За этим негромким (из скромности, конечно) утверждением —
несколько лет плодотворной работы в периодической печати. В
Новосибирске наберется, наверное, добрый десяток газет и
журналов, чьи страницы украшают иллюстрации Оксаны Понкратьевой.
Один из наиболее любимых ее жанров — лирическая миниатюра.
Изящная женская фигурка или "известные двое". Плавные изгибы рук,
задумчивые лица. Мелкие детали — будто ветерок или стая
мотыльков. Все это создает впечатление чего-то хрупкого, зыбкого,
но вместе с тем — легкого и светлого.
— Мне кажется, что такой рисунок подойдет к любому
стихотворению.
Иллюстрирует она и прозаические произведения. Очень жаль, что
пока не увидела свет книга "Рыцарские сказки" академгородковских
авторов — Любови Труневой и Андрея и Ларисы Подистовых.
Первые публикации Оксаны появились, когда она была студенткой
художественно-графического факультета НГПУ.
— В педуниверситете я пыталась писать две дипломных работы
сразу. Одну — по книжной графике, другую — по истории
искусства. Сказали: не положено, выбирайте одну. Выбрала историю
искусства. Защитилась по творчеству Роберта Фалька. Материала
было очень мало, большую часть пришлось самой переводить с
немецкого.
— Это отразилось на вашем творчестве?
— Да, конечно. Мне очень нравятся пейзажи Фалька, их
фактурность, способность передавать настроение. Нравится его
работа с оттенками серого. Другие пристрастия? Врубель,
импрессионисты. В графике — Бердслей. Большое влияние оказал
австрийский живописец Густав Климт с его тягой к декоративности.
Хотя у самой стопроцентно декоративные вещи пока не получаются.
В искусстве Оксану больше всего привлекает психологическая
сторона. Одна из ведущих тем ее работ — тема лица и маски. Что
главное в человеке, а что лишь загораживает суть? Попытка
ответить на этот вопрос — в картине маслом "Фиолетовая шляпа",
давшей название всей выставке. Здесь лицо женщины (то есть
непосредственно портрет) — как раз-таки лишь маска. Истинным же
лицом становится... шляпа, причудливым образом сложенная из
ручья, деревьев, эоловой арфы, цирковых наездниц и множества
других, порой едва различимых, деталей. В чем-то схожими поисками
отмечена графическая серия "Букеты", где обычная кухонная утварь
сопоставляется с душевными состояниями человека.
Жизнь художницы насыщена; она успевает преподавать в школе (за
что ей особо благодарны родители учащихся), ездить на этюды в
различные уголки Сибири, оформлять "от корки до корки" школьную
многотиражку. А еще — воспитывать четырехлетнего сына.
— Мечтаю написать для него ангела-хранителя. Чтобы по-настоящему
охранял.
Иллюстрации О.Понкратьевой к повести Л.Подистовой "Новички".
стр.
|