Печатная версия
Архив / Поиск

Archives
Archives
Archiv

Редакция
и контакты

К 50-летию СО РАН
Фотогалерея
Приложения
Научные СМИ
Портал СО РАН

© «Наука в Сибири», 2024

Сайт разработан
Институтом вычислительных
технологий СО РАН

При перепечатке материалов
или использованиии
опубликованной
в «НВС» информации
ссылка на газету обязательна

Наука в Сибири Выходит с 4 июля 1961 г.
On-line версия: www.sbras.info | Архив c 1961 по текущий год (в формате pdf), упорядоченный по годам см. здесь
 
в оглавлениеN 14 (2549) 7 апреля 2006 г.

ЗАГАДКИ ФРАНСУА ВИЙОНА

К 575-летию со дня рождения Поэта.

Ю. Александрова

Иллюстрация

У каждого времени свои герои, у каждой страны — свои символы. Исторические, духовные, литературные. Как русская литература немыслима без Пушкина, а английская без Шекспира, так и для французов поэтическое «начало начал» — это творчество Франсуа Вийона. Среди мрачного средневековья, когда вся поэзия была облечена в четко фиксированную форму и подчинена строгим нормам — куртуазное послание, любовная баллада и т.д. — вдруг появляются такие ни на что не похожие стихи, и лирические, и ироничные, с такими понятными человеческими чувствами, наполненные и насмешкой над собой, и размышлениями о смысле жизни. Правда, их автор представлялся личностью весьма загадочной…

Сведения о жизни Франсуа Вийона, «самого французского и самого еретического поэта» позднего Средневековья, отрывочны и противоречивы: известны год и место рождения, но неизвестна точная дата смерти; его стихи, полные иронии и двусмысленности, не всегда отражают реальные факты, хотя, если попробовать «читать между строк», можно увидеть немало соответствий между событиями в жизни лирического героя и испытаниями, выпавшими на долю Вийона — великого поэта, нераскаявшегося преступника и вдохновенного бродяги…

Иллюстрация

Франсуа Вийон, настоящая фамилия которого Монкорбье, родился в 1431 году в Париже, рано лишился родителей и был воспитан настоятелем церкви Святого Бенедикта, дальним родственников Гийомом де Вийоном. По-видимому, юный Франсуа никогда не отличался благонравием, хотя и обладал бесспорными способностями. В 1443 году он поступил на факультет искусств — подготовительный факультет Парижского университета, а в 1452 году получил степень лиценциата и магистра свободных искусств. К этому времени стихи Вийона были уже достаточно известны. О том обществе, в котором время от времени вращался Вийон в последующие несколько лет, свидетельствуют семь баллад, написанных им на воровском жаргоне, который уже в начале 16 века никто не понимал. Слава о прегрешениях и тяге к дурным компаниям преследовала его уже давно, однако первое серьезное столкновение с законом произошло лишь в 1455, когда в драке, возникшей из-за женщины, он ранил клирика Филиппа Сермуаза. Исследователи жизни и творчества Вийона предполагают, что не он был зачинщиком той ссоры, что ножом он воспользовался обороняясь. Однако убийство было совершено, и Франсуа Вийон скрылся из Парижа, подав на всякий случай два прошения о помиловании. Помилование было получено в январе 1456 года поэт вернулся в столицу, но в конце этого же года, совершил новое преступление — ограбление Наваррского коллежа, в котором, правда, он играл второстепенную роль — стоял на страже. Франсуа Вийон не стал дожидаться расследования, практически сразу после ограбления он вновь покинул Париж, на этот раз — достаточно надолго. И когда через год преступление было раскрыто, а имя поэта обнародовано, он находился в безопасном месте. Именно в конце 1456 года и было написано его прощальное «Малое завещание» («Le Lais»), в котором он делает вид, что на странствия его обрекает неразделенная любовь.

Я, Франсуа Вийон, школяр,
В сем пятьдесят шестом году,
Поостудив сердечный жар,
И наложив на мысль узду,
И зная, что к концу иду…

Разгульная жизнь продолжалась — кутежи с приятелями, мелкие и крупные «правонарушения», напряженные отношения с законом. В 1460 г. в Орлеане Вийона приговорили к смерти, поэта спасла только амнистия, объявленная в честь приезда в город трехлетней дочери герцога Карла Орлеанского Марии (этому событию он посвятил «Послание Марии Орлеанской»). И снова ему удается избежать наказания. За годы своих странствий он побывал в разных местах, пытался служить знаменитым принцам-поэтам Карлу Орлеанскому и Рене Анжуйскому, но не прижился при дворах ни одного из них. После его придворных экзерсисов появилась знаменитая «Баллада поэтического состязания в Блуа».

От жажды умираю над ручьем,
Смеюсь сквозь слезы и тружусь, играя,
Куда бы ни пошел — везде мой дом,
Чужбина мне страна моя родная…

Трудно поверить, что эта баллада-признание, баллада-откровение, написана разбойником и убийцей, средневековым поэтом и магистром

…Не знаю, что длиннее — час иль год,
Ручей иль море переходят вброд,
Из рая я уйду, в аду побуду.
Отчаянье мне веру придает.
Я всеми принят, изгнан отовсюду.

Летом 1461 г. поэт оказался в епископской тюрьме городка Мен-сюр-Луар и вышел на свободу лишь благодаря королевской амнистии, объявленной Людовиком XI. Друзья и родственники Франсуа добились для него условного помилования; благодаря которому он смог вернуться в столицу и после кратковременного заключения был освобожден, дав письменное обязательство возместить свою долю награбленного — сто двадцать экю. За ним уже закрепилась определенная репутация, поэтому, когда в начале 1463 года он принял участие в уличной драке, его без промедления отправили в тюрьму Шатле и приговорили к повешению. Он опять подал прошение о помиловании, и в январе парижский парламент заменил смертную казнь на десятилетнее изгнание из города. Через три дня, 8 января 1463 года, поэт навсегда покидает Париж. Его след теряется.

Все это, так сказать, наиболее общая информация. Невозможно точно сказать, что делал Вийон все эти годы, одно очевидно — все перипетии его жизни так или иначе нашли свое отражение в стихах.

Творчество Франсуа Вийона традиционно разделяется на три части — две крупные поэмы и ряд отдельных стихотворений. Первая из них — «Малое завещание», написанное в 1456 г., в котором он в шутку «одаривает» своих друзей и недругов и дает «предсмертные распоряжения».

Засим прошу, чтоб место дали
В Сент-Авуа мне по кончине
И мой портрет нарисовали
Чернилом там по той причине,
Что краски вздорожали ныне,
Но над могилой не должно
Надгробия быть и в помине
Продавит пол, боюсь, оно.

Появившееся через несколько лет «Большое Завещание» («Le Тestament») совсем иное по своим интонациям. Это исповедь человека, борющегося со страхом смерти и осознающего ее неизбежность. Формально оно повторяет структуру «Малого Завещания», но насмешливое перечисление «даров» предваряется обширным вступлением. «Завещание» представляет собой набор баллад, повествующих о «дамах» и «сеньорах» минувших времен, о «парижанках», о «толстушке Марго», наконец, о внутренних противоречиях самого автора. Об этом разладе свидетельствуют сами названия отдельных стихотворений Вийона, например, «Разговор сердца и тела Вийона», которым так и не удается договориться между собой.

…— Тогда смолкаю я.
— А мне плевать.
— Впредь жить ты хочешь лучше?
— Неизменно.
— Изволь же…
— Что? Покаяться смиренно…

Многие сюжеты средневековой литературы находят свое продолжение в его поэзии, однако оказываются при этом переосмысленными, главным образом, за счет личностного ироничного отношения ко всему происходящему, а также в силу нарушения привычных поэтических форм и существующих норм, прежде всего, в силу использования готовых образов того времени и внесения их в новый контекст. Все те же выразительные средства (сравнение, метафора, персонификация, т.е. олицетворение как ее частное проявление) поэзии средних веков обретают вдруг совсем иное, новое звучание. Не однажды в стихах Вийона звучит тема смирения и покаяния (большей частью — притворного, если учитывать все детали его биографии), тема обращения к богу и «страдания». Мастерское изменение интонаций, переход от одного стиля к другому, игра со всеми существующими литературными стилями характеризуют творчество Вийона. Его стихи — это коллаж из различных стилей, жанров, тенденций. Вот, например, «Баллада для молодожена Робера д`Эстутвиля» из «Le Testament», написанная в традиционно-аллегорическом стиле средневековой поэзии. Она содержит ряд выразительных средств, отвечающих требованиям куртуазии.

Алеет небо, начался восход,
Мчит сокол к тучам,
ходит там кругами,
Без промаха голубку сверху бьет,
Рвануться прочь ей не дает когтями…

Один поэтический образ как бы нанизывается на другой, образуя цепь новых метафор, которые приводят к развернутому образу «поля любви», что вполне закономерно — ведь баллада обращена к аристократу. Так что ее стиль и лексика явно выделяются на общем фоне «Большого Завещания».

Душа моя да не перестает
Единой целью жить — служеньем даме.

В устах знатного господина Робера д`Эстутвиля эта баллада казалась бы вполне закономерной, но поскольку она была создана беспутным гулякой, с иронией опровергающим основные жизненные ценности, сегодняшний читатель может оценить ее, по меньшей мере, с легкой усмешкой.

Творчество Франсуа Вийона повлияло на многих французских поэтов более поздних периодов. Вийоновские реминисценции, т.е. определенные мотивы, общие для авторов, встречаются и в произведениях Беранже, и в стихах Верлена, и в песнях современного «барда» Брассенса. Но до сих пор не на все вопросы, касающиеся поэзии Вийона, найдены ответы…

стр. 8

в оглавление

Версия для печати  
(постоянный адрес статьи) 

http://www.sbras.ru/HBC/hbc.phtml?16+371+1